Да мне тоже всегда казалось, что начинать преподавание астрономии с систем небесных координат незачем. В конце концов, речь идет о том, чтобы рассказать человеку о мире, в котором он живет. А у него вместо этого с самого начала создают впечатление, что астрономия -- это склонение, прямое восхождение и альмукантарат. Причину такого порядка изложения в 60-е годы можно понять: советский человек прежде всего обязан уметь ориентироваться по звездам в тылу врага. Но потом, к сожалению, эта последовательность стала просто канонической.
Конечно, даже о системах координат можно рассказать интересно: где восходит Солнце, где Луна, как узнавать созвездия, измерение времени. Про историю систем координат можно рассказывать: Египет, Сириус, астролябии и пр. Но это все потом, если останется время от описательной части астрономии. То есть сначала рассказывать, что открыла астрономия, а потом (или коротко по ходу изложения) как это было открыто.