Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abiturcenter.ru/doc/vuz_vesti1.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:13:55 2016
Кодировка: UTF-8
УНЦ ДО - Вузовские Вести

НЕ УРОНИТЬ МАРКУ МГУ

     На фоне кризисных явлений в обществе проблемы, стоящие перед издающими организациями, ориентированными на выпуск учебной, учебно-методической литературы и тестовой литературы для абитуриентов, кому-то могут показаться частными и незначительными. Стоит ли, дескать, так уж горевать о редеющей шевелюре, если серьезно болен весь организм. Тем более, что ни эффективных методов лечения, ни хороших лекарств нет. Вдобавок ко всему имеются серьезные сомнения в квалификации докторов, среди которых явно преобладают не вдумчивые терапевты, а решительные хирурги.
     Против подобных суждений трудно возражать, так как они не лишены логики и, к сожалению, подтверждены многолетней практикой. Однако воспринимать их в качестве истины в последней инстанции тоже вряд ли оправданно, так как они вполне могут использоваться в качестве ширмы для людей бездеятельных, даже не пытающихся что-то изменить к лучшему. К тому же большее обычно складывается из малого, которое подобно фундаментным блокам, удерживает всю конструкцию от разрушения. Если некачественен хотя бы один из них - быть беде. Так что издание востребованной читателями учебной литературы вполне сравнимо с одним из блоков - кирпичиков фундамента строения.
     Да, тиражи подобной литературы не могут быть столь огромными, как у школьных учебников. По этой причине ведущие издательства и не берутся за ее выпуск. Им это экономически невыгодно. А потребность в ней велика. Особенно в связи с бурным ростом учебных заведений нового типа: лицеев, гимназий, колледжей, ориентированных на подготовку выпускников с высоким образовательным уровнем. Все большую популярность среди старшеклассников приобретают различные формы внешкольной подготовки к поступлению в вузы. Словом, задача издания литературы для обеспечения учебного процесса тоже весьма актуальна.
      Между тем ее выпуск далеко не всем по плечу, так как предполагает высочайший научно-педагогический уровень подготовки авторов, знание особенностей довузовского образования и многое другое. То есть, далеко не каждая фирма, располагающая издательско-полиграфическими мощностями, способна выпускать книги, брошюры такого научно-педагогического уровня. К примеру, некоторые столичные вузы, взявшись их издавать, так и не смогли выйти с собственной продукцией за пределы своего высшего учебного заведения.
     А этого явно недостаточно. Хорошую учебную, учебно-методическую, тестовую и научно-популярную литературу ждут не только гимназисты и лицеисты, учащиеся колледжей, продвинутые старшеклассники, но и их наставники. Многие педагоги, библиотекари, методисты управлений образования, работники органов управления образованием не могут себе позволить отстать от жизни. Одними нечастыми семинарами повышения квалификации явно не обойтись. Необходима постоянная научно-творческая подпитка идеями и методикой. Авторитетные издания с удовольствием приобретают и специалисты по довузовскому образованию, имеющие цель готовить абитуриентов к поступлению в вузы. И для репетиторов эти книги - сущий клад.
     Но, если голод на подобную литературу ощущается даже в столице с ее богатыми возможностями, что говорить о педагогах и старшеклассниках из российской глубинки? Они имеют точно такое право на образование, как и столичные жители. И способностями не обделены. А возможностей для продолжения учебы и повышения квалификации у них значительно меньше. Когда родители месяцами не получают зарплату, трудно найти даже небольшие деньги для обучения на тех же заочных подготовительных курсах столичного вуза. Без оплаты не дождаться потенциальным Ломоносовым книг, по которым они могли бы готовиться к поступлению и проверять свои знания.
     Между тем, книжный рынок переполнен низкопробной продукцией из разряда шпаргалок: "100 сочинений для поступающих", "Сборник задач, используемых на вступительных экзаменах" и т.д. Даже ежегодно переиздаваемый "Справочник для поступающих в вузы" включает искомые задачи и примеры, качество многих из них, мягко говоря, не выдерживает критики.
     Досаднее всего, что шпаргалочная литература издается огромными тиражами. Она продается едва ли не в каждом киоске и в самом отдаленном от Москвы сельмаге, но уровень ее таков, что она, при всем желании, поможет поступить разве что в ПТУ.
     Будущей научной элите нужна совершенно иная литература. Говоря словами известной притчи, они нуждаются не в рыбе для немедленного утоления голода, а в удочке и в рекомендациях, как ею пользоваться.
     И вновь противоречие. Есть научные коллективы, способные на высочайшем уровне разработать и издать достаточное количество учебной литературы. Но в силу объективно сложившегося разделения труда им неведомы все тонкости знания конъюнктуры рынка, в них нет специализированных служб, изучающих спрос на литературу в различных регионах страны. А при отсутствии обратной связи не может быть научно обоснованного представления о тиражах на собственную продукцию. Приходится идти методом проб и ошибок. Отсюда неминуемые убытки, либо упущенная выгода.
     Характерным примером подобной организации может служить Учебно-научный центр довузовского образования МГУ имени М.В.Ломоносова. В его составе имеется небольшой по численности издательский отдел, основным направлением деятельности которого как раз и является выпуск учебной, учебно-методической, тестовой и научно-популярной литературы.
     Непреложный принцип деятельности отдела - работать так, чтобы не уронить марку МГУ. Поэтому за без малого пятилетний период не издано ни единой книги, брошюры, за которую пришлось бы краснеть.
     Издательская политика УНЦ ДО строится, исходя из необходимости получения абитуриентами знаний, достаточных для поступления в МГУ и другие вузы. Возможности отдела позволяют быстро и качественно выпускать литературу самого высокого качества.
     Проблемы начинаются с определения тиража и обостряются в период распространения книг. Содержать штат менеджеров и распространителей небольшой организации невыгодно экономически. Доводить продукцию до тех, кому она адресована по всей России, своими силами тоже невозможно.
     Специалисты УНЦ ДО не устраняются от такой работы. Не пропускают они ни книжных ярмарок, ни совещаний и семинаров, в ходе которых пропагандируется собственная продукция. Время от времени выезжают в командировки, где проводят читательские конференции. Но до каждой области или края не доедешь - не хватит ни времени, ни денег. К тому же ранее во всех регионах существовала налаженная система распространения печатной продукции. Сейчас о ней приходится лишь вспоминать.
     Нужен оптовик-посредник, который за умеренную плату взял бы на себя функции распространения изданий. УНЦ ДО готов войти в число учредителей такой организации. Не остались бы в стороне и другие вузы. Глядишь, сообща, и сдвинули бы нужное дело с мертвой точки.
     Желающие попробовать себя в качестве распространителей есть. Однако они нацелены исключительно на скорый коммерческий успех. А поначалу подобная деятельность не может приносить больших дивидендов. Другое дело, если произойдет раскрутка.
     Не обойтись без хорошего информационного обеспечения перспективного дела. Пока же ни абитуриенты, ни их наставники, ни руководители управлений и отделов образования на местах, ни производители продукции и посредники-распространители не знают друг о друге и не сведены воедино. Между тем каждый по отдельности заинтересован в конечном результате. И при условии согласованной работы непременно окажется в выгоде.
     Не прогадали бы и "новые русские", рискнувшие вложить средства в создание связующего звена между производителями и потребителями книжной продукции. Ежегодно в вузы страны держат вступительные экзамены несколько миллионов юношей и девушек. Можно не сомневаться, что каждый из них приобретет столь необходимые пособия за умеренную цену. Какую прибыль вполне реально получить!
     Можно не сомневаться, что при хорошей рекламе не залежатся на прилавках, к примеру следующие издания УНЦ ДО МГУ:
     1. О.Ю.Черкасов, А.Г. Якушев "Проверь свои знания по математике".
     2. А.Н.Качалкин "Испытания личной грамотности".
     3. А.К.Руденко, Н.В.Соколова "Тесты по русскому языку".
     4. А.М.Арбузкин "Основы государства и права".
     5. П.В.Елютин, Г.А.Чижов "Словарь-справочник по элементарной физике".
     6. С.А.Ушаков и др. "Москвоведение".
     7. Л.Н.Степанова, Г.Н.Тамбовцев "История России".
     8. Н.Е.Чепурнов, Н.А.Соколова "Биология".
     Список можно продолжать и продолжать, тем более, что литература, издаваемая в УНЦ МГУ может быть использована в учебном процессе. Проблема в том, как скорее объединить усилия и навсегда покончить с голодом на учебную, учебно-методическую, тестовую и научно-популярную литературу. Кризис кризисом, но не хлебом единым жив человек.

Александр ЗЛАИН