Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://temporology.bio.msu.ru/RREPORTS/garbuzov_evristich.mht
Дата изменения: Fri Feb 28 03:00:39 2014
Дата индексирования: Fri Feb 28 03:15:42 2014
Кодировка: Windows-1251
MIME-Version: 1.0
Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01CA6F48.F2472E00"

Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer.

------=_NextPart_01CA6F48.F2472E00
Content-Location: file:///C:/4E7FCC9A/file8298.htm
Content-Transfer-Encoding: quoted-printable
Content-Type: text/html; charset="us-ascii"

xmlns:o=3D"urn:schemas-microsoft-com:office:office"
xmlns:w=3D"urn:schemas-microsoft-com:office:word"
xmlns=3D"http://www.w3.org/TR/REC-html40">







«Эвристичk= <br> 7;ские <br> возможностl= <br> 0; <br> антропной м = <br> 86;дели <br> времени









normal'> style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>&laq=
uo;Эвристичес&#=
1082;ие
возможностl=
0;
антропной м =
86;дели
времени



normal'> style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'> =
74;
области
естественнm=
9;х
наук»



35.4pt;
mso-layout-grid-align:auto;punctuation-wrap:hanging;text-autospace:ideograp=
h-other'> style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'> height:
150%'>Дмитрий В.
Гарбузов
<=
/b>



35.4pt;
line-height:normal;mso-layout-grid-align:auto;punctuation-wrap:hanging;
text-autospace:ideograph-other'> pan
style=3D'mso-bidi-font-size:12.0pt'>Кафед =
88;а
психологии =
80;
философии
Волжского
гуманитарнl=
6;го
института
=
style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'> font-size:
12.0pt;mso-ansi-language:EN-US'>



35.4pt;
line-height:normal;mso-layout-grid-align:auto;punctuation-wrap:hanging;
text-autospace:ideograph-other'> pan
style=3D'mso-bidi-font-size:12.0pt'>Волго =
75;радского
государствk=
7;нного
университеm=
0;а



normal'> style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>



style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>h=
0;нтропная
модель
времени.
Рассмотренl=
0;е
человека ка =
82;
фундаментаl=
3;ьно
временно ра =
89;положенное
в бытии
сущее.
Антропологl=
0;ческое
определениk=
7;
времени и
темпорологl=
0;ческое
определениk=
7;
человека.
Концептуалn=
0;ное
различение
бытия и
сущего.
Реальность =
82;ак
осуществлеl=
5;ное
бытие.
Сингулярноk=
7;
и универсал =
00;ное
состояния.
Время как
терминальнm=
9;й
предел,
генерирующl=
0;й
локализоваl=
5;ную
реальность.
Экспликациn=
3;
антропной
модели
времени в
физическую
концептуалl=
0;зацию
мира. Место
человека в
соотношениl=
0;
между квант =
86;вым
нелокально- =
89;ингулярным
единством
мира и уровн=
077;м
:14.0pt;
mso-bidi-font-size:10.0pt'>сигналь=
;но-локальны=
093;
взаимодейсm=
0;вий
ядерного,
электромагl=
5;итного
и
гравитациоl=
5;ного
типов
le:
normal'>.
Экспликациn=
3;
антропной
модели
времени в би=
086;логическую
концептуалl=
0;зацию
мира. Два уро&#=
1074;ня
существоваl=
5;ия
биологичесl=
2;ой
системы: апп=
072;ратный
уровень
материальнl=
6;
локализоваl=
5;ных
референтов =
80;
уровень
идеально-не =
83;окального
программирl=
6;вания.
Биологичесl=
2;ая
эволюция ка =
82;
особый
способ
сохранения
времени,
представляn=
2;щий
собой
процесс апп =
72;ратного
конструироk=
4;ания style=3D'mso-spacerun:yes'>  креод=
;ически
локализоваl=
5;ных
пространстk=
4;енных
структур дл =
03;
осуществлеl=
5;ия
нелокальноl=
1;
космологичk=
7;ской
программы.=



normal'> style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>



14.0pt;
line-height:150%'>Время –
это
сущностная
проблема,
которая по-п=
088;ежнему
никак не
поддается
общепризнаl=
5;ному
универсальl=
5;ому
объяснению =
80;
концептуалl=
0;зации.
Что есть
время? Каков=
072;
структура
времени? Где
имеет место
время? Каков
способ
существоваl=
5;ия
различных
модусов
времени?
Универсальl=
5;о
ли время? Эти
и другие
вопросы по-п=
088;ежнему
не имеют
однозначноk=
5;о
ответа.



14.0pt;
line-height:150%'>Между тем,
объяснение
времени
имеет сущно =
89;тное
значение,
поскольку
без него
невозможно
понять любо =
81;
другой
предмет
познания.
Поэтому люб =
72;я
более-менее
развитая
наука имеет
свое
специфичесl=
2;ое
определениk=
7;
времени. Одн=
072;ко
множественl=
5;ость
частных
концептуалl=
0;заций
никак не
удается
суммироватn=
0;
и синтезиро =
74;ать
в единую
универсальl=
5;ую
теорию
времени. На н&#=
1072;ш
взгляд, это
связано с
недостаточl=
5;ым
прояснениеl=
4;
антропологl=
0;ческого
измерения с =
84;ысла
проблемы
времени.
Знание о
бытии челов =
77;ка
должно быть
когерентно =
80;
полноценно
соотнесено
со знанием о
бытии мира.
Иными
словами,
универсальl=
5;ую
теорию
времени уда =
89;тся
создать
тогда, когда style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>темпо&#=
1088;ологическа=
я
проблематиl=
2;а
будет интег =
88;ирована
в структуру
антропологl=
0;и
,
и,
соответствk=
7;нно,
когда
понимание style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>спосо&#=
1073;а
человеческl=
6;го
бытия будет
интегрировk=
2;но
в общую
теорию
устройства
мира
. Теория
бытия
человека и
теория быти =
03;
мира должны =
074;
этом вопрос =
77;
двигаться
навстречу
друг другу. p>



14.0pt;
line-height:150%'>Исследов&=
#1072;теля
времени, по
нашему
мнению, подс=
090;ерегают
две главные
опасности.
Во-первых,
это
амбициознаn=
3;
задача
понять врем =
03;
как оно есть
само по себе.
В
методологиm=
5;еском
и
предметно-с =
86;держательн&#=
1086;м
плане это в
большинствk=
7;
случаев
означает di-font-style:
normal'>до

человека, idi-font-style:
normal'>без

человека, idi-font-style:
normal'>исключая

человека.
Такой подхо =
76;
преимущестk=
4;енно
характерен
для системы
позитивных
наук. Однако
любой
предмет
исследованl=
0;я
любой науки
неизбежно
располагаеm=
0;ся
в горизонте =
080;
контексте
человеческl=
6;го
бытия,
являясь
элементом
восприятия- =
86;сознания
и действия
человека.
Поэтому style=3D'mso-spacerun:yes'>  искус=
;ственное
исключение
человеческl=
6;го
бытия из
познавателn=
0;ной,
исследоватk=
7;льской
оптики
естественнm=
9;м
образом
приводит к
искаженной,
неполноценl=
5;ой
картине мир =
72;.
Вывод
очевиден – н=
091;жно
не бояться
признать
необходимоl=
9;ть
человеческl=
6;го
бытия в
предметах
научного по =
79;нания
и вернуть
человека в
оптику иссл =
77;дования.



14.0pt;
line-height:150%'>Однако,
ставя задач =
91;
таким
образом,
нужно прояв =
83;ять
осторожносm=
0;ь,
поскольку
вторая опас =
85;ость
заключаетсn=
3;
в
субъективаm=
4;ии
времени, в
отождествлk=
7;нии
темпоральнm=
9;х
феноменов с
теми или
иными
характерисm=
0;иками
человеческl=
6;го
существоваl=
5;ия.
Такой подхо =
76; более
характерен
для
философскиm=
3;,
метафизичеl=
9;ких
концепций
времени.
Поэтому нуж =
85;о
быть очень
внимательнm=
9;м,
чтобы
целенаправl=
3;енно
и планомерн =
86;
преодолеваm=
0;ь
этот
спонтанно
присущий
нашему
восприятию- =
86;сознанию
антропоценm=
0;ризм
и
обнаруживаm=
0;ь
во времени style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>объек&#=
1090;ивное,
неантропноk=
7;
содержание,
естественнm=
9;м
образом
проявляющеk=
7;ся
в бытии чело=
074;ека
.



14.0pt;
line-height:150%'>Таким
образом, мы
исходим из
того, что
темпоральнk=
2;я
реальность,
время как он=
086;
есть само по
себе – это
время
человека, idi-font-style:
normal'>с

человеком, style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>включ=
072;я

человека.
Однако это н=
077;
значит, что
мы должны
рассматривk=
2;ть
время тольк =
86;
как специфи =
95;еское
свойство
человеческl=
6;й
души или как
особую
характерисm=
0;ику
человеческl=
6;го
чувственноk=
5;о
восприятия.
Задача
заключаетсn=
3;
не в том,
чтобы
объяснить
время >без
человека ил =
80;,
наоборот,
понять врем =
03; style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>из
человека, но
нужно, чтобы
сам человек
предстал ка =
82; style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>време&#=
1085;но
расположенl=
5;ое
в бытии суще=
077;
.
Методологиn=
3;,
пытающаяся
объяснить
время либо style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>извне b>,
либо l=
0;знутри

челов=
;ека

изначально
ошибочна,
поскольку
это проблем =
72;,
в которой
неизвестно
не только idi-font-style:
normal'>время
, но и style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>челов=
077;к
.
Не только
время должн =
86;
получить
антропологl=
0;ческое
определениk=
7;,
но и сам
человек дол =
78;ен
быть
определен
темпорологl=
0;чески.
Обе эти
тематическl=
0;е
области при
решении
любой новой
аналитичесl=
2;ой
задачи
должны быть
воссоздаваk=
7;мы
заново, инач=
077;
мы постоянн =
86;
будем
оставаться =
74;
порочном
кругу
объяснения
неизвестноk=
5;о
через
неизвестноk=
7;
же, точнее
через ошибо =
95;но
признаваемl=
6;е
известным. >



14.0pt;
line-height:150%'>Исходя из
такой устан =
86;вки,
мы
разработалl=
0; style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>антро&#=
1087;ную
,
или, говоря
иначе, l'>антрополог&#=
1080;ческую

модель
времени.
style=3D'font-size:14.0pt;mso-bidi-font-size:10.0pt;line-height:150%'>h=
2;ремя
в ней
рассматривk=
2;ется
как непроиз =
74;ольный
и
неустранимl=
6;
фундаментаl=
3;ьный
элемент
человеческl=
6;го
способа
существоваl=
5;ия.
Соответствk=
7;нно,
согласно
этой модели, &#=
1074;не
человека
времени не
существует, =
072;
осознанное
восприятие
открывающеk=
5;о
себя сущего =
211;
это необход =
80;мый
элемент
времени.
Время,
которое про =
03;вляет
себя в
существоваl=
5;ии
человека, –
это
единственнl=
6;
существующk=
7;е
время. Важно
подчеркнутn=
0;,
что это не
означает
субъективаm=
4;ии
времени,
поскольку
сам человек
должен расс =
84;атриваться
не как
субъективнk=
2;я,
искусственl=
5;о
созданная
реальность, =
072;
как бm=
9;тие-в-мире
,
т.е.
полноценноk=
7;
и даже
преимущестk=
4;енное
воплощение
осуществлеl=
5;ного
бытия мира. p>



14.0pt;
mso-bidi-font-size:10.0pt;line-height:150%'>В
частности,
предложеннk=
2;я
нами модель
опирается н =
72;
учение
Мартина
Хайдеггера
об «онтолог =
80;ческой
разнице»
бытия и
сущего. Коро=
090;ко
говоря, его
смысл
заключаетсn=
3;
в следующем.
Хайдеггер
доказывает,
что система
рациональнl=
6;го
знания – т.е.
философия и
различные
формы ее
специализаm=
4;ии
– стала
возможной
благодаря
тому, что
культурномm=
1;
гению грече =
89;кой
цивилизациl=
0;
удалось
открыть
особый раку =
88;с
понимания
мира, которы=
081;
был концепт =
91;ализирован
в понятии idi-font-weight:
normal'>бытия
.
Соответствk=
7;нно,
все
фундаментаl=
3;ьные
понятия
греческой
философии –
такие как idi-font-weight:
normal'>субстанци =
03;-архэ
,
космо=
,
логос=
;
,
идея, =
style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>число b>, style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>энерг&#=
1080;я

и пр. – это
различные
способы
определениn=
3;
бытия.
Однако,
согласно
Хайдеггеру,
ситуация
сложилась
таким
образом, что
изначально, =
090;.е.
уже у самих
греков,
понимание style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>бытия b>
было
подменено
пониманием style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>сущег&#=
1086;
.
В частности,
это означае =
90;,
что главным =
80;
характерисm=
0;иками
бытия стали =
088;ассматрива&=
#1090;ься
такие
свойства ка =
82;
структурноl=
9;ть,
реальность,
определеннl=
6;сть,
функционалn=
0;ность
и т.п. И это
предопредеl=
3;ило
геометричеl=
9;кое,
пространстk=
4;енное
понимание
бытия. Между
тем, согласн=
086;
Хайдеггеру, =
073;ытие
– это никоим
образом не
сущее, или
как он много
раз повторя =
83;,
бытие – это
ничто сущее.
По его мнени=
102;,
именно это, в
первую
очередь,
должны
осознать
современнаn=
3;
философия и
наука, чтобы
выйти из
мировоззреl=
5;ческого
тупика, в
который они
зашли. Бытие
должно
пониматься
не
структурно, =
072;
динамическl=
0;
– как =
89;обытие
.
А это выводи=
090;
на передний
план не
геометричеl=
9;кое,
а
темпоральнl=
6;е
понимание
бытия, поско=
083;ьку
о сущk=
7;м

можно и нужн=
086;
говорить, чт=
086;
оно еl=
9;ть
,
т.е. обладает
бытием, но о
самом бытии
так сказать
нельзя – это
будет
тавтологиеl=
1;. style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>Бытие b>
не есть, а ont-weight:
normal'>сбывается
,
т.е. вр=
077;менит
.
Соответствk=
7;нно,
именно врем =
03;,
а не сущее яв&#=
1083;яется
наиболее
прямым путе =
84;
к пониманию
сущности
бытия. Однак=
086;
и сущность
самого врем =
77;ни
не может быт=
100;
раскрыта
через свойс =
90;ва
сущего,
поскольку
оно само явл=
103;ется
продуктом
времени, и
поэтому дол =
78;на
раскрыватьl=
9;я
непосредстk=
4;енно
из бытия. И
согласно
Хайдеггеру,
произвести
такую мысли =
90;ельную
процедуру
можно тольк =
86;
на основани =
80;
и на
материале
человеческl=
6;го
существоваl=
5;ия,
экзис=
;тирования
,
поскольку
только в нем
время
предстает
как
автономная
реальность,
не
подмененнаn=
3;
пространстk=
4;енным
способом
реализации
сущего.



14.0pt;
mso-bidi-font-size:10.0pt;line-height:150%'> style=3D'mso-spacerun:yes'> Разви=
вая
эту
концепцию
Хайдеггера,
мы
разработалl=
0;
антропологl=
0;ческую
модель
времени,
которая
призвана
соотносить =
76;руг
с другом
бытие мира и
бытие
человека,
таким
образом,
чтобы
преодолеть
фрагментирl=
6;ванность
времени на
субъективнm=
1;ю
и объективн =
91;ю
части,
создать
возможностn=
0;
единого,
универсальl=
5;ого
понимания
времени. Сог=
083;асно
этой модели, style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>в
i-font-weight:
normal'>ре=
084;я
само по себе
есть событи =
77;
осуществлеl=
5;ия
бытия
pt;
line-height:150%'>. Это
выявляет di-font-style:
normal'>терминаль =
85;ую

природу
времени,
выступающеk=
5;о
в качестве style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>преде&#=
1083;а
, style=3D'mso-spacerun:yes'> 
который
ограничиваk=
7;т
бесконечнуn=
2;
полноту и
неопределеl=
5;ность
бытия и тем с&#=
1072;мым
актуализирm=
1;ет
его в
конкретное,
конечное, idi-font-weight:
normal'>временное

сущее. Иными
словами, для
того, чтобы
бытие осуще =
89;твилось,
т.е. вышло в
начало
существоваl=
5;ия,
в качестве
имеющего
место сущег =
86;,
оно
должно
пройти чере =
79;
разрыв,
предел, пред=
089;тавляющий
собой
отсутствие
бытия, ничто
бытия и
являющийся
сущностью
времени
.
style=3D'font-size:14.0pt;mso-bidi-font-size:10.0pt;line-height:150%'>i=
8;аким
образом,
причиной
фундаментаl=
3;ьной
одномерносm=
0;и
времени
является ег =
86;
терминальнk=
2;я
природа. Име=
103;
место в каче=
089;тве
предела
бытия, 
собственнm=
9;м
размером
времени
является
style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'> одно
мгновение, а
характерисm=
0;ики
длительносm=
0;и,
направленнl=
6;сти,
необратимоl=
9;ти,
последоватk=
7;льности,
ритма и
изменчивосm=
0;и
и пр. – это
суть
свойства не
времени сам =
86;го
по себе, а
определеннl=
6;го
временем су =
97;его.
Следователn=
0;но,
природа
времени так =
86;ва,
что оно
ускользает
от
возможностl=
0;
фиксированl=
0;я
его
собственноk=
5;о
бытия, ведь
его
сущностью
является
фактически
неуловимое
мгновение
осуществлеl=
5;ия
бытия сущег =
86;.



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>Поэт=
086;му
время в
собственноl=
4;
смысле може =
90;
быть обнару =
78;ено
только там,
где пl=
8;оисходит
самораскрыm=
0;ие
бытия сущем =
91;.
А это
происходит =
74;
существоваl=
5;ии
человека,
поскольку в an> style=3D'font-size:14.0pt;mso-bidi-font-size:10.0pt;line-height:150%'>
человеческl=
6;м
способе
существоваl=
5;ия
в наивысшей
степени
реализованk=
2;
способностn=
0;
бытия к
терминальнl=
6;му
самоопредеl=
3;ению,
т.е. к
существоваl=
5;ию
во времени.
an
style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'> ht:normal'>Время
– это зазор
между
пределом
бытия и нача=
083;ом
существоваl=
5;ия

и именно в
этом
темпоральнl=
6;м
зазоре расп =
86;лагается
присутствиk=
7;
человека.
Можно сказа =
90;ь,
что
космологичk=
7;ским
основанием
процесса
антропогенk=
7;за
является
событие
поставлениn=
3;
предела быт =
80;ю,
осуществляn=
2;щее
его переход
из неопреде =
83;енного
в
определеннl=
6;е
состояние.
Поэтому
i-font-weight:
normal'> ht:
150%'>
темпорологl=
0;ческим
определениk=
7;м
человека
style=3D'font-size:14.0pt;mso-bidi-font-size:10.0pt;line-height:150%'>
является
понятие
di-font-style:
normal'>су=
097;ества-преде=
ла
style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>,
существа
определяющk=
7;го,
существа-на =
73;людателя.
Человек – эт=
086;
на
фундаментаl=
3;ьном
уровне
существо-на =
73;людатель,
которое
выходит из
предела быт =
80;я
в начало
существоваl=
5;ия
для
определениn=
3;
подлежащегl=
6;
и измерения
предстоящеk=
5;о.
И это не
является
выбором или
индивидуалn=
0;ным
достижениеl=
4;
человека, но
есть устрой =
89;тво
самого быти =
03;.
Человек – эт=
086;
существо,
ставящее пр =
77;делы
миру, точнее
говоря, само
по себе, в исх&=
#1086;дной
простоте
своего
существоваl=
5;ия
являющееся
пределом,
границей
сущего. t:
normal'>Занимая
некоторое
место,
человек
одновременl=
5;о
вносит в нег=
086;
предел,
дискретносm=
0;ь,
вещность, по=
089;кольку
все
безличное,
предметное
сущее закан =
95;ивается,
определяетl=
9;я
на нем
.
Впрочем, не
стоит
преувеличиk=
4;ать
значение
человека –
будучи
границей
вещей, он не
творит их, а
лишь
фиксирует и =
93;
способностn=
0;
быть
предметом
наблюдения,
т.е.
определяет,
исполняет, п=
088;оизводит
их
собственнуn=
2;
целостностn=
0;.
В процессе
этого
события style=3D'mso-spacerun:yes'> 
получает м =
77;сто,
осуществляk=
7;тся
мир человек =
72;,
а он сам полу&#=
1095;ает
время,
историю,
длительносm=
0;ь.



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>Гово=
088;я
в общем,
бытие
проявляет
следующую д =
80;намику:
сущее=
; style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>есть,
мир за=
;канчиваетс =
03;
,
человек -style:
normal'>начинаетс =
03;
,
проис=
ходит
.
Иными
словами,
бытие
означает
такое событ =
80;е,
при котором
на
фундаментаl=
3;ьном
уровне прис =
91;тствует
возможностn=
0;
осуществлеl=
5;ия
мира &#=
1080; style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>челов=
077;ка
.
Бытийная di-font-style:
normal'>возможнос =
90;ь

начин=
аться

полагается =
74;
личностном
существоваl=
5;ии
челов=
;ека
,
а бытийная style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>возмо=
078;ность

закан=
чиваться
,
опред=
еляться

реализуетсn=
3;
в пред=
;метной
наличности
=
style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>мира.
Смысл этого
утверждениn=
3;
следующий.
То, что есть, –
это, по
определениn=
2;,
сущее. Но
сущее само п=
086;
себе не
тождественl=
5;о
миру. Разниц=
072;
между ними
заключаетсn=
3;
в том, что
сущее – это
то, что al'>само
существует,
т.е. обладает
бытием, а мир
– это то, что
существует,
потому что
есть сущее. И&#=
1085;ыми
словами, есл=
080;
сущее >имеет
место
в
отношении style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>себя,
то мир, это,
наоборот,
нечто такое,
что те=
;ряет
себя
в
отношении style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>друго=
075;о
,
себя &#=
1087;редоставля=
ет
другому. Сущ=
077;е
– это бытие,
вышедшее в
начало
существоваl=
5;ия,
мир – это nt-style:
normal'>уместност =
00;
бытия,
вышедшего в
начало
существоваl=
5;ия;
это место, в
котором
возможен
корректный
выход бытия =
074;
начало
существоваl=
5;ия.
Иными слова =
84;и,
мир, в
котором мы
существуем =
80;
который наб =
83;юдаем,
не
универсалеl=
5;.
Это именно style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>мир
человека
, т.k=
7;.
это сущее,
вмещающее
человека,
сущее, '>встречное
человеку,
законченноk=
7;
на человеке
как особом style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>сущес=
090;ве,
чье бытие
способно к
деятельносm=
0;и
определениn=
3;
и наблюдени =
03;
.



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>Таки=
084;
образом, -style:
normal'>
время
бытия сущег =
86;
(это
онтология
времени)
можно
определять
двояким
образом: либ=
086;
через >темпоральн =
86;сть
мира
как
бытия >предметно
наличного

сущего (это
физика
времени),
либо через style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>темпо=
088;альность
человека

как бытия idi-font-style:
normal'>присутств =
91;ющего

существоваl=
5;ия
(это
антропологl=
0;я
времени). В
первом
случае, это
ретроспектl=
0;вное
существоваl=
5;ие
мира, переме=
097;ающегося
во времени style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>впере&#=
1076;
,
т.е. из начала
существоваl=
5;ия
к пределу бы=
090;ия.
Во втором
случае, это
проективноk=
7;
существоваl=
5;ие
человека,
возвращающk=
7;еся
во времени style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>назад b>,
т.е. из
предела
бытия к
началу
существоваl=
5;ия.
Однако с
учетом normal'>онтологич =
77;ской
разницы

(бытия и
сущего),
концептуалn=
0;ным
приоритетоl=
4;
обладает не
динамика
сущего
самого по се=
073;е,
а собы=
;тие
осуществлеl=
5;ия
бытия
в
качестве
удержания
темпоральнl=
6;го
зазора межд =
91; style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>преде=
083;ом
бытия
и tyle:
normal'>началом
сущего
. И в
этом случае =
087;онятие
напра=
;вления
,
т.е. движения
времени -style:
normal'>вперед
или=
; style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>назад
теряет
решающий
смысл, и
сущее
предстает к =
72;к
проекция
неопределеl=
5;ного
и многомерн =
86;го
событ=
ия
бытия
в
темпоральнl=
6;
одномерный
мир человек =
72;,
в котором уж=
077;
эксплицитнm=
9;м,
образом
актуальносm=
0;ь
сущего разв =
86;рачивается
в одномерну =
02;
линию
направленнl=
6;го
времени,
привязаннуn=
2;
к комплексу =
083;окализован&=
#1085;ых
систем
отсчета.
style=3D'font-size:14.0pt;mso-bidi-font-size:10.0pt;line-height:150%'>h=
8;сходя
из такого
подхода,
изменяется
также
понимание
проблемы di-font-weight:
normal'>срока
или style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>века
времени
. Она
оказываетсn=
3;
связана, в
первую
очередь, не с
длительносm=
0;ью,
а с
интенсивноl=
9;тью
и масштабом
существоваl=
5;ия
сущего.
Вечность
времени
сущего равн =
72;
сроку
исполнения,
определениn=
3;
его бытия, т.е.
сама по себе
равна
мгновению.
Следователn=
0;но,
принципиалn=
0;но
значимым
фактором яв =
83;яется
не
длительносm=
0;ь,
а только
интенсивноl=
9;ть
существоваl=
5;ия,
достаточнаn=
3;
для исполне =
85;ия
определеннl=
6;го
масштаба
бытия сущег =
86;.
Если сущее
исполняет
свой
системный
масштаб
существоваl=
5;ия,
в нем
актуально
реализуетсn=
3;
вечность
бытия.
line-height:150%'>



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>Тако=
074;ы
основные
положения
антропологl=
0;ческой
модели
времени.
Повторю кор =
86;тко
ее
внутреннюю
логику.
Сущностью
времени
является
способностn=
0;
бытия к
самоопредеl=
3;ению,
но
обнаружить
эту
"предельную=
;"
(или, иначе
говоря, t:
normal'>терминаль =
85;ую
)
сущность
времени
можно тольк =
86;
в человечес =
82;ом
существоваl=
5;ии,
в способе,
каким челов =
77;к
есть он сам.
Если же
пытаться
понять врем =
03;
не через
человека, то
оно
неизбежно
смешиваетсn=
3;,
отождествлn=
3;ется
с
пространстk=
4;ом
и движением,
т.е. его
собственнаn=
3;
сущность
становится
невидна.
Например,
когда физик =
72;
говорит о
времени, то
видит в нем
особую
координату, =
089;
помощью
которой
можно
описывать
пространстk=
4;о
и движение,
когда
биология
говорит о
времени, то
имеет ввиду
особый
параметр
эволюции, ро=
089;та,
биохимичесl=
2;их
процессов и
т.д. Время сам&=
#1086;
по себе, как
самостоятеl=
3;ьная
сущность пр =
80;
таком
подходе
отсутствуеm=
0;.
Естественнl=
6;, это
вопрос
открытый –
может быть
времени как
самостоятеl=
3;ьной
сущности и н=
072;
самом деле н=
077;
существует.
Но если style=3D'mso-spacerun:yes'>  это нk=
7;
так, то
попытаться
объяснить
это можно
только антр =
86;пологическ&#=
1080;,
поскольку
только в чел=
086;веческой
реальности
время
проявляет с =
77;бя
как самосто =
03;тельная
сущность.
Однако чтоб =
99;
время не пре=
076;ставало,
как некий
субъективнm=
9;й
феномен
нужно дать
онтологичеl=
9;кое
обоснованиk=
7;
и самому
человеку,
рассмотретn=
0;
его таким об=
088;азом,
чтобы и он
представал
как феномен =
080;
проект быти =
03;,
а не нечто
субъективнl=
6;е
и искусстве =
85;ное.



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>На на&#=
1096;
взгляд,
проецироваl=
5;ие
этой модели =
074;
сферу
естествознk=
2;ния
может
привести к п=
086;лучению
весьма
интересных
результатоk=
4;.
Предваритеl=
3;ьно
скажу, что
проблема
человеческl=
6;го
бытия сама п=
086;
себе
является
маргинальнl=
6;й
для
физическогl=
6;
естествознk=
2;ния.
Причины
этого вполн =
77;
объяснимы и
понятны, но в&#=
1089;е-таки,
по крайней
мере, для
современноl=
1;
науки это
вряд ли style=3D'mso-spacerun:yes'> 
оправданнl=
6;.
Действителn=
0;но,
мы знаем, что
существуют
теологичесl=
2;ое,
философскоk=
7;
(т.е.
метафизичеl=
9;кое),
биологичесl=
2;ое,
социологичk=
7;ское
и пр. объясне&#=
1085;ия
человека, но
отсутствуеm=
0;
сколько-ниб =
91;дь
подробное
концептуалl=
0;зирование
физич=
;еского

смысл=

человеческl=
6;го
бытия.
Впрочем,
совсем без э=
090;ого
обойтись,
конечно,
невозможно =
80;
поэтому
человек в
физике
концептуалl=
0;зирован
как нk=
2;блюдатель
,
связанный с
определеннm=
9;ми
начальными
условиями
некоторой
системы отс =
95;ета,
исходя из
которых
должны
производитn=
0;ся
измерения и
расчеты.
Причем, тако=
081;
статус
человека
рассматривk=
2;ется,
скорее, как н&#=
1077;гативное
качество,
вносящее
искажения в
получаемую
картину мир =
72;,
подобно том =
91;,
как правила
проекции
требуют
внесения
искажений в =
088;еальные
пропорции и
размеры
объекта для =
090;ого,
чтобы
изобразить
его на
двухмерной
плоскости.
Получается,
что
собственноk=
7;
бытие
человека –
это внешний
для
реального
физическогl=
6;
мира фактор,
мешающий
получению а =
76;екватного
знания. Это
очень
сомнительнk=
2;я
точка зрени =
03;,
поскольку
она неявно
навязывает
человеку
некий >сверхъ-
или
не-естестве =
85;ный
,
контр=
;системный

статус быти =
03;.
Поэтому, по
нашему
мнению, t:
normal'>антропный
принцип
,
признающий
неслучайноl=
9;ть
и системную
естественнl=
6;сть
человека,
является
более
когерентныl=
4;.



14.0pt;
line-height:150%'>В
частности,
проецироваl=
5;ие
антропологl=
0;ческой
модели в
сферу
физическогl=
6;
объяснения
времени
может быть
осуществлеl=
5;о
следующим
образом.
Исходным,
фундаментаl=
3;ьным
физическим
состоянием
бытия
является di-font-weight:
normal'>нелокальн =
86;-мгновенное
единство
, т.k=
7;.
это особое
(сингулярно =
77;)
состояние
максимальнl=
6;й
«квантовой
неопределеl=
5;ности»,
существующk=
7;е
до появлени =
03;
сигнальных
типов
физическогl=
6;
взаимодейсm=
0;вия.
Сингулярноk=
7;
состояние
материи – эт=
086;
неосуществl=
3;енное
бытие,
универсальl=
5;ое
состояние –
это осущест =
74;ившееся
бытие.
Возникновеl=
5;ие
видимой
Вселенной –
это переход
из
сингулярноk=
5;о
в
универсальl=
5;ое
состояние. В
частности, р=
086;ждение
космоса
связано с
разрывом di-font-style:
normal'>изначальн =
86;й
сингулярноl=
9;ти
,
а
существоваl=
5;ие
космоса – с
постоянным
схлопываниk=
7;м
этого
разрыва.
Космологичk=
7;ским
смыслом
первичного
разрыва и сх=
083;опывания
изнач=
альной
сингулярноl=
9;ти

является
квантовая
вспышка -style:
normal'>света-мате=
088;ии-простран=
ства-поля
.
Хронологичk=
7;ски
первым
событием
осуществлеl=
5;ия
бытия
является,
таким
образом, t-style:
normal'>разрыв
и style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>схлоп=
099;вание

мгнов=
енно-нелока =
83;ьного

взаимодейсm=
0;вия
изнач=
альной
сингулярноl=
9;ти
,
физически
представляn=
2;щее
собой >вспышку
излучения
,
кванты-част =
80;цы
которого
вступают в
изучаемые style=3D'mso-spacerun:yes'> 
физическиl=
4;
естествознk=
2;нием
сигна=
льно-локаль =
85;ые

взаимодейсm=
0;вия
ядерного,
электромагl=
5;итного
и, возможно,
гравитациоl=
5;ного
типов.



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>Мгно=
074;енно
взаимодейсm=
0;вующая
изнач=
альная
сингулярноl=
9;ть

бытия сама п=
086;
себе н=
;елокальна
,
т.е. будучи
максимальнl=
6;
неопределеl=
5;ной,
она не имеет style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>места >,
но, наоборот,
предшествуk=
7;т
и
обосновываk=
7;т
само п=
;ространств =
86;
.
Соответствk=
7;нно,
это означае =
90;,
что следы ее
присутствиn=
3;
бессмысленl=
5;о
искать в физ=
080;ческих
характерисm=
0;иках
пространстk=
4;енного
мира: их там
нет, и не
может быть.
Единственнm=
9;м
место=
м
,
где
проявляетсn=
3;
целостностn=
0;
мгновенно в =
79;аимодейств&#=
1091;ющей
сингу=
лярности
,
оказываетсn=
3; style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>челов=
077;к
.
Конечно, дел=
086;
обстоит не т=
072;ким
образом, что
в бытии
отдельных
людей кажды =
81;
раз заново
происходит
рождение це =
83;ого
мира; суть
дела
заключаетсn=
3;
в том, что сущ&=
#1077;ствование
челов=
ека

само по себе,
возможно
только
потому, что в style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>бытии
имеется
космологичk=
7;ский
процесс раз =
88;ушения,
расщеплениn=
3;,
разрыва
мгновенно-н =
77;локального
взаимодейсm=
0;вия
.



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>В
общем смысл =
77;
это означае =
90;,
что бытие idi-font-weight:
normal'>наблюдате =
83;я

включено в
системный
процесс
самоорганиk=
9;ации
сущего. И в
частности,
главным
вектором
этого
процесса
является
нарастание
структурноl=
1; style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>опред&#=
1077;ленности
,
исходя из
некоторого
начального
неопределеl=
5;ного
состояния.
Система
движется от
начального
состояния
максимальнl=
6;й
неопределеl=
5;ности
к
максимальнl=
6;
возможному
при данных н=
072;чальных
условиях
состоянию
структурноl=
1;
определеннl=
6;сти.
Используя
известный ф =
80;зический
термин, можн=
086;
сказать, что
это система =
089;
аттрактороl=
4;, которым
выступает
терминальнl=
6;сть,
т.е. определе&#=
1085;ность
структурноl=
1;
организациl=
0;.
Соответствk=
7;нно,
реали=
;зация
максимальнl=
6;й
структурноl=
1;
определеннl=
6;сти

системы и
означает
актуальное
осуществлеl=
5;ие
феном=
;ена
наблюдателn=
3;
,
т.е. че=
083;овека
.
Квантовая
неопределеl=
5;ность
микромира, м=
077;ханическая
определеннl=
6;сть
макромира, м=
086;лекулярная
организациn=
3;
химических
процессов,
аутопойэтиm=
5;ность
биохимичесl=
2;их
организмов,
рациональнl=
6;-концептуал&#=
1100;ное
переживаниk=
7;
и
восприятие- =
86;сознание
мира челове =
82;ом
– это
различные
этапы
терминальнl=
6;го
структурирl=
6;вания
сущего и
различные
поколения
терминальнm=
9;х
структур
организациl=
0; мира.
Следователn=
0;но,
бытие '>наблюдател=
103;

не является
спонтанным =
80;
случайным,
оно необход =
80;мо
для полной
реализации
того сегмен =
90;а
космологичk=
7;ской
структуры, в
котором
происходит
процесс
синергетичk=
7;ской
самоорганиk=
9;ации,
и поэтому
включение
человеческl=
6;го
бытия в пред=
084;етную
сферу
научного
познания не
означает
субъективаm=
4;ии
научного
метода.



14.0pt;
line-height:150%'>Говоря
более
конкретно, м=
099;
предлагаем
рассматривk=
2;ть
челов=
;ека

как особое
системное style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>устро=
081;ство

бытия,
главной
сутью
функционирl=
6;вания,
существоваl=
5;ия
которого
является
разрушение
или разрыв
исходного style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>нелок=
072;льно-мгнове=
нного

единства
бытия; т.е. это
внесение,
утверждениk=
7;
в бытии :normal'>разрыва,
результатоl=
4;
которого
является фо =
88;мирование
прост=
ранственноl=
1;
протяженноl=
9;ти
.
Смысл этого
события
заключаетсn=
3;
в том, что
мгновенномm=
1;
взаимодейсm=
0;вию
сингу=
лярно-нелок =
72;льного

бытия
ставится di-font-style:
normal'>предел
, i-font-style:
normal'>фильтр
,
который -weight:
normal'>задержива =
77;т
(это
ключевой
фактор!)
взаимодейсm=
0;вие
и в тот
момент, когд=
072;
это случает =
89;я
– происходи =
90;
осуществлеl=
5;ие
пространстk=
4;енного
мира, части
которого
взаимодейсm=
0;вуют
уже си=
;гнально-лок=
072;льным

способом,
электромагl=
5;итного,
ядерного и, в&#=
1086;зможно,
гравитациоl=
5;ного
типов.
Причем, безу=
089;ловно,
речь тут не
идет о
каком-либо
противостоn=
3;нии,
противоборl=
9;тве
челов=
ека

и быти=
.
Разрыв normal'>нелокальн =
86;-мгновенног&=
#1086;
единства

это не акт
индивидуалn=
0;ной
воли, не
индивидуалn=
0;ное
предприятиk=
7;
отдельных
людей. Челов=
077;к
здесь ничег =
86;
не выбирает,
но имеет так=
086;е
положение
дел как
всецелое
условие сво =
77;го
существоваl=
5;ия.
Так устроен
не человек
сам по себе, а
целое бытие
само по себе.
Это style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>антро=
087;ный
принцип

бытия.



14.0pt;
line-height:150%'>Проблема&=
#1090;ичным
является
следующий
вопрос:
происходит
ли
терминализk=
2;ция
исходного
неопределеl=
5;ного
состояния
генеральныl=
4;,
универсальl=
5;ым
образом или
партикулярl=
5;ым,
сегментироk=
4;анным?
Если верен
первый вари =
72;нт,
то Вселенна =
03; style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>однор&#=
1086;дна
,
а человек – style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>единс&#=
1090;венный
наблюдателn=
0;
,
если верен
второй
вариант, то
Вселенная style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>неодн&#=
1086;родна

и существуе =
90;
несколько style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>неэкв&#=
1080;валентных
друг другу
наблюдателk=
7;й
.
style=3D'font-size:14.0pt;mso-bidi-font-size:10.0pt;line-height:150%'>
Например, в
«струнных
теориях»
style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>реал=
100;ность
содержит
избыточное,
по отношени =
02;
к человеку
как
наблюдателn=
2;,
количество =
87;ространств&#=
1077;нно-временн=
;ых
измерений.
Соответствk=
7;нно,
восприятие
трех
пространстk=
4;енных
и одного
временного
измерения
также может
объяснятьсn=
3;
способом
существоваl=
5;ия
человека, т.е.
вполне
определеннl=
6;й
организациk=
7;й
человеческl=
6;й
природы,
которая
расположенk=
2;
в конкретны =
93;
четырех
пространстk=
4;енно-времен&#=
1085;ых
измерениях.
При этом,
ничто не
мешает пред =
87;оложить,
что возможн =
99;
и существа с
другой
организациk=
7;й
их природы,
либо частич =
85;о,
либо полнос =
90;ью
расположенl=
5;ых
в других
измерениях
пространстk=
4;а-времени,
которые для
нас как бы не
существуют,
находятся в
свернутом
состоянии, н=
086;
которые
могут быть
обоснованы
математичеl=
9;ки,
что и
осуществляk=
7;тся
в «струнных
теориях»,
хотя их
физическая
достоверноl=
9;ть
и не являетс=
103;
бесспорной. >



14.0pt;
line-height:150%'>Предложе&=
#1085;ная
концептуалn=
0;ная
модель опре =
76;еляет
физический
статус
человеческl=
6;го
бытия и
предлагает
темпорологl=
0;ческое
объяснение
ряда
конкретных
физических
феноменов. >



14.0pt;
line-height:150%'>– В
частности,
исходя из
этой модели
скорость
света – это
период,
который
требуется style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>сингу=
083;ярно-нелока=
льному

бытию, чтобы style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>схлоп=
099;вать

образующийl=
9;я
разры=
в

мгновенногl=
6;
взаимодейсm=
0;вия.
Этим же объя=
089;няется
его
константноl=
9;ть.



14.0pt;
line-height:150%'>– К&#=
1074;антовая

природа
света 
определяеm=
0;ся
постоянно
схлопывающl=
0;мся
разрывом
мгновенногl=
6;
взаимодейсm=
0;вия
сингу=
лярно-нелок =
72;льного
бытия
.



14.0pt;
line-height:150%'>– Время же=
;,
наоборот, не
имеет
мельчайшей
единицы
исчисления,
потому что
оно предста =
74;ляет
собой не то,
что со=
;стоит
из множеств =
72;

мгновений, а
то, что l'>дробит,
разделяет
единственнl=
6;е
мгновенное
взаимодейсm=
0;вие.
Поэтому у са=
084;ого
времени
также всегд =
72;
остается
одинаковая
длительносm=
0;ь.
Это
длительносm=
0;ь
осуществлеl=
5;ия
бытия
,
равная
мгновению. >



14.0pt;
line-height:150%'>–
Соответствk=
7;нно,
можно
сказать, что
время само п=
086;
себе не имее=
090;
никакого
направлениn=
3;,
поскольку
оно вовсе
никуда и не
движется, но
только normal'>схлопывае =
90;
бытийный
разрыв и это
приводит к style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>испус=
082;анию
квантов
излучения
.
Наблюдаемыk=
7;
эмпирическl=
0;,
направленнl=
6;сть
и
необратимоl=
9;ть
физических
процессов в =
86;
времени,
задаются не
термодинамl=
0;ческой
стрелой, а
самим
переходом и =
79;
сингулярноk=
5;о
в
универсальl=
5;ое
состояние, и=
079;
неосуществl=
3;енного
бытия в
осуществлеl=
5;ное.



14.0pt;
line-height:150%'>– Кроме
того, данный
подход
позволяет
объяснить,
почему
физика
всегда имел =
72;,
имеет, и буде&#=
1090;
иметь дело с style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>реаль=
085;ыми

характерисm=
0;иками
части=
ц
,
т.е. частей, и style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>квази=
088;еальными

характерисm=
0;иками
целог=
о
,
в котором
находятся
эти части, т.е.
воспринимаm=
0;ь
мир как t:
normal'>реально-ди=
089;кретную
и только
квази-конти =
85;уальную

действителn=
0;ность.
Дело обстои =
90;
таким образ =
86;м style=3D'mso-spacerun:yes'> 
именно
потому, что
при встрече =
089;
наблю=
;дателем

мгнов=
енно-нелока =
83;ьная

реальность
бытия
разрушаетсn=
3;,
и раздробле =
85;ное
единство di-font-style:
normal'>сингулярн =
86;-нелокально&=
#1075;о

мгновенногl=
6;
взаимодейсm=
0;вия
трансформиl=
8;уется
в геом=
;етрически
организова&=
#1085;ное
пространстk=
4;о
мира, элемен=
090;ы
которого
взаимодейсm=
0;вуют
сигнальным
способом. >



14.0pt;
line-height:150%'>Также
интересные
результаты
может дать п=
088;именение
«антропногl=
6;
принципа» к
биологичесl=
2;им
теориям
времени, по
аналогии с
его
использоваl=
5;ием
в физике. В
частности,
биологичесl=
2;ую
концептуалl=
0;зацию
проблемы
времени мы
связываем с
понятием di-font-weight:
normal'>мембранно =
81;

огран=
;ичивающе-оп=
088;еделяющей
топологичеl=
9;кой
структуры
,
составляющk=
7;й
основу
биологичесl=
2;их
форм. Мы
исходим из
того, что
известная н =
72;м
биологичесl=
2;ая
система,
частью
которой явл =
03;емся
мы сами,
генерируетl=
9;я
внутри особ =
86;го
сегмента
общей
космологичk=
7;ской
структуры.
Выражаясь
кибернетичk=
7;ским
языком, можн=
086;
сказать, что
существует
космологичk=
7;ская
программа
генерироваl=
5;ия
нашей
биологичесl=
2;ой
системы,
автономная
по отношени =
02;
к своим прод=
091;ктам.
Она работае =
90;
следующим
образом.
После
обнаружениn=
3;
приемлемой
материальнl=
6;й
среды
автоматичеl=
9;ки
запускаетсn=
3;
механизм ее
особой
организациl=
0;,
имеющий цел =
00;ю
создание ав =
90;ономных
аутопойэтиm=
5;еских
объектов.
Достигаетсn=
3;
это путем
формированl=
0;я
в программи =
88;уемой
среде '>особой
специализиl=
8;ованной
поверхностl=
5;ой
мембранной
структуры
,
которая
выполняет
топологичеl=
9;кую
и динамичес =
82;ую
функции. Она,
с одной
стороны, опр=
077;деляет,
очерчивает
пространстk=
4;енные
границы, а с
другой – поз=
074;оляет
воспринимаm=
0;ь
воздействиn=
3;
окружающей
среды и
некоторым
образом
реагироватn=
0;
на них, т.е.
выполняет
перцептуалn=
0;ную
и моторную
функции.
Образованиk=
7;
такой струк =
90;уры
приводит к
формированl=
0;ю
сначала про =
90;обиологиче&#=
1089;ких,
а затем
собственно
биологичесl=
2;их
креодическl=
0;х,
процессуалn=
0;но
необратимыm=
3; систем,
способных
накапливатn=
0;
различия, т.е.
обладающих style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>темпо=
088;альной
размерностn=
0;ю

существоваl=
5;ия.
Фиксируя
различия
посредствоl=
4;
репродукциl=
0;,
биологичесl=
2;ие
системы
получают
способностn=
0;
организовыk=
4;ать
и сохранять
свое время,
свою истори =
02;.



14.0pt;
line-height:150%'>Исходя из
вышесказанl=
5;ого,
можно
сформулироk=
4;ать
общий смысл style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>антро=
087;ного
принципа
в
биологии. Он
означает, чт=
086;
тот
сегмент
космологичk=
7;ской
структуры, в &#=
1082;отором
расположенk=
2;
наша
биологичесl=
2;ая
система,
является
человеческl=
0;м
.
Иными
словами, в
данном
сегменте
осуществляk=
7;тся
целен=
аправленноk=
7;

космологичk=
7;ское
программирl=
6;вание
биологичесl=
2;ой
формы
человека.
Этот вывод н=
077;
будет
казаться
чрезмерно
смелым, если
дать просто =
77;
и корректно =
77;
биологичесl=
2;ое
определениk=
7;
человека. А
именно,
человек – эт=
086;
биологичесl=
2;ая
форма, в
которой в
максимальнl=
6;й
степени
реализованk=
2;
терминальнk=
2;я
огран=
ичивающе-оп =
88;еделяющая
мембранная =
89;труктура

организациl=
0;
сущего,
отделяющая
ее обладате =
83;я
от
окружающей
среды и
создающая
возможностn=
0;
самостоятеl=
3;ьного
восприятия =
80;
действия. В
человеке эт =
72;
структура
достигает
своей целос =
90;ности
и полноты.
Это означае =
90;,
что в бытии ч&#=
1077;ловека
данная
структура
реализованk=
2;
как на
аппаратном
уровне
материальнl=
6;
локализоваl=
5;ных
референтов
(клеточная
мембрана,
кожа и т.д.), таl=
2;
и на уровне
идеально-не =
83;окальной
программы
(т.е. это
феномен
разума).
Образно гов =
86;ря,
конце=
птуальный
потенциал
мышления

человека
является
естественнm=
9;м
эволюционнm=
9;м
коррелятом
«мембранноk=
5;о
потенциала
действия»
клетки.



14.0pt;
line-height:150%'>Если
согласитьсn=
3;
с применени =
77;м
антропного
принципа в
биологии, т.е.
признать, чт=
086;
не только
физически, н=
086;
и биологиче =
89;ки
человек не
случаен, то
это
автоматичеl=
9;ки
упрощает
многие
проблемные
вопросы эво =
83;юционной
теории.



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>Во-пе&#=
1088;вых,
снимается
проблема
необъяснимl=
6;й
стохастичнl=
6;сти
(вероятност =
85;ой
случайностl=
0;)
и
интенционаl=
3;ьности
(направленн =
86;сти)
биологичесl=
2;ой
эволюции. Пр=
080;менение
антропного
принципа
предполагаk=
7;т,
что диапазо =
85;
выбора
факторов
случайностl=
0;
и
направленнl=
6;сти
не является
бесконечныl=
4;,
поскольку о =
85;
задан
определеннm=
9;ми
ограничиваn=
2;щими
рамками. А
именно, они
зависят от
конкретных
свойств
среды, в
которой
происходит
реализация
биологичесl=
2;ой
программы. В
зависимостl=
0;
от
конкретных
условий
среды, может &#=
1073;ыть
реализован style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>конеч&#=
1085;ый

набор
моделей
формированl=
0;я
огран=
;ичивающе-оп=
088;еделяющей
топологичеl=
9;кой
структуры
,
составляющk=
7;й
основу всех
биологичесl=
2;их
форм.
Соответствk=
7;нно,
различные
линии эволю =
94;ии
нужно
рассматривk=
2;ть
как
формированl=
0;е
таких
моделей,
которые
могут быть
как рядопол =
86;женными,
так и
последоватk=
7;льными.
Таким
образом,
трансформаm=
4;ия style=3D'mso-spacerun:yes'>  биоло=
;гических
форм
происходит
не хаотично,
а следует
целенаправl=
3;енному
ориентиру
формированl=
0;я
все более
сложных,
разностороl=
5;них
и
многоуровнk=
7;вых
моделей
мембранной
топологичеl=
9;кой
структуры,
все более
повышающих
уровень их
аутопойэтиm=
5;ности.
Исходя из
этого, лишае=
090;ся
смысла,
например,
вопрос о том,
происходит
ли человек о=
090;
обезьяны ил =
80;
представляk=
7;т
собой особу =
02;
нередуцируk=
7;мую
биологичесl=
2;ую
форму.
Человек – эт=
086;
исходная
модель биол =
86;гического
программирl=
6;вания
среды, и в
этом
программноl=
4;
смысле он
предшествуk=
7;т
аппаратной
биологичесl=
2;ой
форме
приматов. Но
в конкретны =
93;
условиях
эволюции
именно
аппаратная
форма
приматов
оказалась
наиболее пр =
80;годной
для
реализации
биологичесl=
2;ой
программы
человека. И в
этом смысле,
человек про =
80;сходит
от обезьяны.
Важно лишь
понимать, чт=
086;
в других
средовых
условиях
эволюции,
основанием
аппаратной
формы
человека
могла оказа =
90;ься
и какая-либо
другая
биологичесl=
2;ая
форма.



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>Во-вт&#=
1086;рых,
проясняетсn=
3;
проблема
соотношениn=
3;
биологичесl=
2;ой
эволюции с
энтропией. Б=
080;ологически&=
#1077;
формы по
самой своей
структуре и =
087;редназначе&=
#1085;ию
представляn=
2;т
собой «маши =
85;ы»,
производящl=
0;е
энтропию и
существующl=
0;е
за счет
возникающеl=
1;
как ее
следствие с =
74;ободной
энергии. Это
так,
поскольку
любая биоло =
75;ическая
форма, по
сути дела,
представляk=
7;т
собой особы =
81;
«фильтр»,
который
внедряется =
74;
естественнm=
1;ю
среду,
частично
разрушает е =
77;
регулярное
единство и
производит
корректироk=
4;ку
вероятностk=
7;й,
т.е. создает
маловероятl=
5;ые
в
естественнm=
9;х
условиях
состояния. П=
086;этому
вопрос о том,
почему
существоваl=
5;ие
живых
организмов style=3D'mso-spacerun:yes'> 
нарушает
второй зако =
85;
термодинамl=
0;ки,
не является
корректным.
Дело обстои =
90;
как раз
наоборот,
биологичесl=
2;ие
организмы в =
86;зможны
только
потому, что style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>матер&#=
1080;я
имеет
свойство
универсальl=
5;ой
энтропийноl=
9;ти
,
т.е.
способностl=
0;
дезинтегриl=
8;оваться
и рассеиват =
00;
энергию.
Именно эта
«рассеяннаn=
3;»,
диссипативl=
5;ая
энергия дае =
90;
шанс на
аутопойэтиm=
5;еское,
«живое»
существоваl=
5;ие.
Соответствk=
7;нно,
усложнение
биологичесl=
2;их
форм коррел =
80;рует
и
сопровождаk=
7;тся
усилением
способностl=
0;
производитn=
0;
энтропию, а
это увеличи =
74;ает
потенциальl=
5;ую
вероятностn=
0;
катастрофиm=
5;еского
для среды
обитания
живого
существа
энтропийноk=
5;о
коллапса, чт=
086;
и
обнаруживаk=
7;тся
в существов =
72;нии
человека.
=



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>В-тре&#=
1090;ьих,
объясняетсn=
3;
вопрос об
эволюционнl=
6;м
значении
соотношениn=
3;
живого
организма с
окружающей
средой. Речь
здесь должн =
72; идти
не о пl=
8;испособлен=
080;и
,
а о сеl=
3;ективном
конструироk=
4;ании

среды. Иными
словами,
эволюционнl=
6;е
значение
среды
заключаетсn=
3;
не в
стимулировk=
2;нии
новых, более
сложных
механизмов
приспособлk=
7;ния,
поскольку
более
сложные
системы вов =
89;е
не
обязательнl=
6;
должны быть =
080;
более эффек =
90;ивными.
Эволюционнl=
6;е
значение
имеет сама
сложность и
пластичносm=
0;ь
среды,
поскольку о =
90;
этого
зависит ее
способностn=
0;
к
биологичесl=
2;ому
программирl=
6;ванию.
Производящk=
2;я
энтропию,
жизнедеятеl=
3;ьность
биологичесl=
2;их
организмов
перестраивk=
2;ет
среду
обитания
таким
образом,
чтобы она
становиласn=
0;
способной к
поддержаниn=
2;
существоваl=
5;ия
все новых
органическl=
0;х
форм, вплоть
до человека.
Следователn=
0;но,
первые
поколения
биологичесl=
2;их
форм должны
быть
целенаправl=
3;енно
ориентировk=
2;ны
на
конструктиk=
4;ное
взаимодейсm=
0;вие
со средой, а
последующиk=
7;
– на реализа=
094;ию
в
сформироваl=
5;ной
субстратноl=
1;
среде, l'>антропного
принципа
, т.k=
7;.
космологичk=
7;ской
программы
человека. Со=
086;тветственн&=
#1086;,
разные
эволюционнm=
9;е
поколения
живых
организмов
реализованm=
9;
в разных,
непроницаеl=
4;ых
друг для
друга
средовых
нишах, и
поэтому
существоваl=
5;ие
каждой из ни=
093;
обеспечено
не
автономным, =
072;
комплиментk=
2;рным
образом. Это
означает, чт=
086;
только все
вместе они
составляют
единую лини =
02;
жизни, или,
точнее
говоря,
единую
множественl=
5;ость
линий одног =
86;
живого
существа –
человека. >



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>В-чет&#=
1074;ертых,
объясняетсn=
3;
соотношениk=
7;
биологичесl=
2;ой
эволюции со
временем.
Эволюционнk=
2;я
иерархия
поколений
биологичесl=
2;их
организмов
представляk=
7;т
собой матер =
80;альный
референт
единой
истории
осуществлеl=
5;ия
жизни.
Отдельные
биологичесl=
2;ие
формы – это
те «знаки»,
которыми
записана
«сюжетная»
история жиз =
85;и.
Разные
эволюционнm=
9;е
поколения
биологичесl=
2;их
форм – это
метаморфозl=
5;ые
эпохи одног =
86;
живого
существа.
Если время –
это самосто =
03;тельная
реальность, =
072;
не только
особое
параметричk=
7;ское
дополнение =
82;
пространстk=
4;у,
то в такой
постановке
вопроса нет
ничего удив =
80;тельного.
Следователn=
0;но,
биологичесl=
2;ая
эволюция –
это не время
само по себе,
а особый
способ
сохранения
времени,
представляn=
2;щий
собой '>процесс
аппаратногl=
6;
конструироk=
4;ания
локализоваl=
5;ных
пространстk=
4;енных
структур дл =
03;
осуществлеl=
5;ия
нелокальноl=
1;
космологичk=
7;ской
программы
человека
.
Для
биологичесl=
2;их
исследованl=
0;й
это означае =
90;,
что
специфику
существоваl=
5;ия
различных
живых
организмов
во многих
случаях луч =
96;е
объяснять н =
77;
ретроспектl=
0;вно,
а проективн =
86;,
т.е. не из
прошлого, а
из будущего.
Иными слова =
84;и,
то чем
является би =
86;логическая
форма сейча =
89;,
во многих сл=
091;чаях,
можно понят =
00;
только из
того, чем она
станет в
будущем, но
никак не
наоборот,
поскольку е =
77;
свойства
определяютl=
9;я
не столько с=
088;едой,
которая
существует
сейчас,
сколько
априорной
программой,
которая пок =
72;
полностью н =
77;
реализованk=
2;.



style=3D'font-size:14.0pt;line-height:150%'>Пост=
086;янное
нахождение =
74;
коммуникатl=
0;вной
сети
отношений с
другими
живыми
организмамl=
0;
означает, чт=
086;
их
существоваl=
5;ие
постоянно
располагаеm=
0;ся
в той
области, в
которой
ожидается
ответ на
присутствиk=
7;
других учас =
90;ников
коммуникацl=
0;и
и зависит от
способностl=
0;
совершать в
этом
направлениl=
0;
эффективныk=
7;
действия.
Программы
реакции,
обеспечиваn=
2;щие
способностn=
0;
совершать
такие
действия,
формируют style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>систе=
084;у
знания
в той
или иной мер=
077;
присущую
всем живым
существам.
Однако
актуально
живой
организм вс =
77;гда
расположен =
74;
своем
структурноl=
4;
настоящем, а
прошедшая и
наступающаn=
3;
перспективm=
9;
существоваl=
5;ия
скрыты от
него в
метаиндивиk=
6;уальных
механизмах
филогенеза.
Исходя из эт=
086;го,
можно
сказать, что
биологичесl=
2;ая
эволюция и
появление
человека
связаны с
процессом
специфичесl=
2;ого
темпо=
;рального

расши=
;рения

свойственнl=
6;го
жизни
процесса
познания. Де=
081;ствия
живых
существ тем
более
эффективны,
чем больше
расширение
«толщины» и =
93;
структурноk=
5;о
настоящего,
которое при
этом станов =
80;тся
способным
вмещать все
больший спе =
82;тр
прошедшей
перспективm=
9;,
утратившей
актуальносm=
0;ь,
и, еще не сфор&=
#1084;ированной
и не обретше=
081;
актуальносm=
0;ь,
наступающеl=
1;
перспективm=
9;
историческl=
6;го
времени
жизни. Таким
образом, в
целом можно
сказать, что
в процессе
эволюции
темпоральнl=
6;сть
существоваl=
5;ия
смещается с
филогенетиm=
5;еского
на
онтогенетиm=
5;еский
уровень. Это
означает, чт=
086;
время,
зафиксировk=
2;нное
в пространс =
90;венно
локализоваl=
5;ной
аппаратной
форме разны =
93;
эволюционнm=
9;х
поколений
живых орган =
80;змов,
транслируеm=
0;ся
в
нелокально- =
80;деальную
программнуn=
2;
форму
интеллекта =
86;тдельных
живых орган =
80;змов.



14.0pt;
line-height:150%'>В
заключение
еще раз
подчеркну,
что в данном
докладе я
попытался
наметить
пути взаимн =
86;й
интеграции,
во-первых, bidi-font-weight:
normal'>темпороло =
75;ической
проблематиl=
2;и
в структуру
антропологl=
0;и
и, во-вторых,
style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>поним&#=
1072;ния

спосо=
;ба
человеческl=
6;го
бытия в общу=
102;
теорию
устройства
мира
, без
чего, на мой
взгляд,
невозможно
создание
универсальl=
5;ой
теории
времени.
Только взаи =
84;оинтегриро&#=
1074;ав
темпорологl=
0;ю
и антрополо =
75;ию,
можно
получить
единую
синтетичесl=
2;ую
теорию
времени.



style=3D'font-size:14.0pt;mso-bidi-font-size:10.0pt;line-height:150%'>=
 



 









------=_NextPart_01CA6F48.F2472E00
Content-Location: file:///C:/4E7FCC9A/file8298.files/header.htm
Content-Transfer-Encoding: quoted-printable
Content-Type: text/html; charset="us-ascii"

xmlns:o=3D"urn:schemas-microsoft-com:office:office"
xmlns:w=3D"urn:schemas-microsoft-com:office:word"
xmlns=3D"http://www.w3.org/TR/REC-html40">








id=3D"webarch_temp_base_tag">







r'>










tion-separator'>










r'>










tion-separator'>










vertical:
paragraph;mso-element-anchor-horizontal:margin;mso-element-left:center;
mso-element-top:.05pt;mso-height-rule:exactly'>





padding-bottom:0pt;padding-left:0pt'>

mso-element-anchor-vertical:paragraph;mso-element-anchor-horizontal:margi=
n;
mso-element-left:center;mso-element-top:.05pt;mso-height-rule:exactly'> --[if supportFields]> class=3DMsoPageNumber>PAGE=
style=3D'mso-spacerun:yes'> 
class=3DMsoPageNumber>






 







vertical:
paragraph;mso-element-anchor-horizontal:margin;mso-element-left:center;
mso-element-top:.05pt;mso-height-rule:exactly'>





padding-bottom:0pt;padding-left:0pt'>

mso-element-anchor-vertical:paragraph;mso-element-anchor-horizontal:margi=
n;
mso-element-left:center;mso-element-top:.05pt;mso-height-rule:exactly'> pan
class=3DMsoPageNumber> style=3D'mso-no-proof:yes'>2






 









------=_NextPart_01CA6F48.F2472E00
Content-Location: file:///C:/4E7FCC9A/file8298.files/filelist.xml
Content-Transfer-Encoding: quoted-printable
Content-Type: text/xml; charset="utf-8"






------=_NextPart_01CA6F48.F2472E00--