Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/popsych.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:43:05 2012
Кодировка: Windows-1251
Марк Гриффитс. Поп-психология

Поп-психология

Марк Гриффитс

Опубликовано в The Psychologist - бюллетене Британского психологического общества,
Vol.8(10), October, 1995, pp. 455-457.


По всей видимости, не будет большим преувеличением сказать, что большинство людей в течение всей своей жизни ни разу не сталкиваются с психологом напрямую. Это конечно не означает, что общественность не осведомлена или безразлична к психологическим исследованиям и теориям. Однако, психологами пока проведено мало исследований в области изучения распространения психологических знаний среди широкой публики.

Цель данной статьи - попытаться раскрыть суть "поп-психологии", исследовать причины ее популярности и непростую связь с научной психологией.

 

Что такое "поп-психология"?

Пожалуй, на сегодняшний день не существует стандартного определения, что такое "поп-психология". Простое определение "поп" психологии как популярной, очевидно, неадекватно. В книжных магазинах Великобритании, например, вся психологическая литература делится на две категории: "Психология" и "Поп-психология". Исследование раздела "Поп-психология" в книжных магазинах выявляет изобилие книг, касающихся вопросов личности и межличностных отношений (то есть секс, брак, любовь, дружба, развод, воспитание детей и личностный рост). Однако тематика, по-видимому, не является решающим фактором дифференциации, поскольку книги с вышеупомянутым содержанием также можно найти в разделе "Психология".

Вероятно, решающим фактором может быть манера написания книги. Откликнувшись на мою просьбу, некоторых из моих друзей и коллег дали следующие определения: "психология, которая является неакадемической", "психология, о которой вы читаете в статьях, или смотрите по телевидению", "упрощенная психология", "психология без терминологии" и т.д. Все эти утверждения, как видно, подразумевают, что поп-психология не имеет определенного содержания, но зависит от того, в каком виде это содержание преподносится. Однако существует некоторая проблема с таким определением. Дело в том, что имеется немало примеров книг, написанных такими авторами как Юнг, Фрейд, Лэйнг и т.д., и которые могут быть найдены в разделе поп-психологии, но, тем не менее, написаны специальным языком и в академическом стиле. Это подводит нас к выводу о том, что "поп-психология" может быть определена как психология изложенная доступным языком для дилетантов и/или психология, написанная кем-то хорошо известным.

Почему поп-психология так популярна?

В настоящее время существует несколько мнений по поводу роста популярности поп-психологии. Пожалуй, одно из объяснений этого могло бы быть следующим: рост популярности тесно связан, если не сказать совершенно неотделим от развития средств массовой информации. Беглый просмотр некоторых журналов (например "Космополитен", "Ридерс Дайджест" и т.п.) выявляет высокий процент статей, касающихся некоторых аспектов психологии. Радио и телевизионные программы отводят все больше и больше времени психологам. Поскольку все большее количество людей становится посвященными в идеи и теории поп-психологии, она становится не просто частью культурных и социальных изменений, но и катализатором этих изменений.

Другая причина процветания поп-психологии - это ее конкретное практическое применение в реальной жизни и/или то, что она обеспечивает людей средствами анализа социальной действительности. Хотя, как было замечено выше, поп-психология не является связанной с определенным содержанием, ряд отдельных психологических тем имеет тенденцию часто перекликаться с темами бульварных газет. Почему это происходит? Заголовки газет отражают то, что интересно людям и то, как редакторы представляют себе интересы читателей. С этой точки зрения убийства, секс, жизнь королевской семьи, войны, бедствия, насилие, преступления, астрология, парапсихология, оккультизм, наркотики и жестокость - все это, так или иначе, связано с психологией. Психология как наука, однако, занимается только частью перечисленных проблем.

Если академическая психология не обеспечивает людей информацией, в которой они заинтересованы, тогда в дело включаются поп-психологи - люди, которые могут даже не обладать статусом психолога.

Распространение поп-психологии

Есть много психологов, которые очень хорошо популяризуют свои собственная работы и могут донести свои идеи как до широкой публики, так и до своих коллег. Если мы обратимся к истории, мы увидим, что подобную живость ума проявляли такие люди как Фрейд, Ватсон и Скиннер. Скиннер и Ватсон на самом деле писали статьи для женских журналов. Однако сегодня академический психолог, пишущий статью для женского журнала, вероятно, рискует стать предметом недовольства или насмешек в научных кругах. Еще недавно авторы подобные Лэйнгу были широко читаемы. Почему? Возможно потому, что Лэйнг был крупным специалистом, который, в отличие от большинства докторов, не боялся философствования, цитирования, поэтического письма, или выражения мощных и глубоких эмоций, которые возбуждали и шокировали его читателей. В сущности, Лэйнг демонстрировал то, что он человеческое существо.

Интересно, что бум поп-психологии выгоден самим психологам - чем больше людей задумываются о психологических аспектах своего существования, тем выше спрос на психологические услуги. Роль, которую играют академические психологи в трансформации научного знания из "эзотерической" в более понятную (т.е. популярную) форму чрезвычайно важна. Однако проблема популяризации психологических знаний имеет два, на первый взгляд, противоречащих друг другу аспекта:

Хотя немногие читатели стали бы оспаривать первое утверждение, многие могут возразить против второго. Однако далеко не секрет, что использование слова "популярный" при описании исследования подразумевает некоторый критицизм. Я также заметил, что если кого-то называют поп-психологом, то это обычно имеет отрицательный подтекст и может даже использоваться как оскорбление. Две точки зрения приведенные выше не так уж несовместимы, особенно если учесть, что ученые, как правило, придерживаются третьей точки зрения:

Если эти три утверждения правильны (а я считаю, что так оно и есть), единственный вывод, который мы можем сделать - это то, что ученые хотят, чтобы результаты психологических исследований были донесены до широкой публики, но они хотят, чтобы это сделал кто-то еще, предпочтительно не психолог. Но что происходит, когда кто-то третий пишет о психологии? Основная проблема состоит в том, что многие из тех, кто пишет, и многие из тех, кто читает, недостаточно компетентны, чтобы правильно интерпретировать результаты научного исследования или толкуют эти результаты с пристрастием и/или избирательным образом.

По этой причине увеличивается число психологов, которые сами популяризуют свои собственные работы - они не хотят, чтобы их работы, неправильно истолковывались, искажались и становилась тривиальными. Однако если такая практика не поддерживается большинством ученых, то она постепенно сходит на нет.

Заключительный комментарий

Многие соглашаются, что распространение психологических знаний - важная часть научной работы, однако, популяризация психологии не имеет определенных преимуществ в научной системе. Распространение психологических знаний даже среди другой научной аудитории не имеет никакого веса (например, публикация психологической работы в медицинском журнале).

Тем временем в поп-психологии есть люди, которые оказывают плохую услугу дисциплине в целом. Некоторые поп-психологи порвали с наукой как таковой, предъявляя минимальные требования к данным, лабораторным занятиям и клиническому опыту. Поп-психология стала массовой идеологией потребительского общества, знанием рекламиста и менеджера, сжатым в простые формулы советов "на каждый день". Тем не менее, поп-психология не должна рассматриваться психологами в чисто негативном ракурсе. Она должна служить образовательной функции, и если этого не происходит, винить в этом мы должны в первую очередь самих себя.

ї Перевод с английского, Е.Горлов 1997
Печатается с сокращениями
30.12.97

PSyberLink | Центр

ї Научно-учебный центр психологии НГУ 1997, 1998