Семинар организован Ивановским государственным университетом и Центром украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ при финансовой и организационной поддержке Института 'Открытое общество', Центрально-Европейского университета и Франко-российского центра общественных наук.
Семинар продолжит разработку проблем, которые были в центре нашего внимания в 2008-2010, придавая, однако, главное значение именно междисциплинарному подходу к сравнительной истории религиозных традиций.
Главную тему нашей сессии предлагается рассмотреть с трех точек зрения:
- Каков накопленный в мире опыт междисциплинарных методов в изучении и преподавании сравнительной истории религиозных традиций?
- Теоретические подходы к междисциплинарному освещению истории религиозных традиций Европы;
- Прикладные аспекты междисциплинарного освещения истории религиозных традиций Европы.
Задача состоит, как и прежде, и в том, чтобы разработать и поместить на сайте ряд материалов, которые помогут нам наилучшим образом подавать в наших курсах те или иные вопросы сравнительной истории европейских религиозных традиций.
Работу сессии будет построена как совместная разработка междисциплинарого курса 'Религиозные традиции Европы: междисциплинарные аспекты изучения и преподавания' .
Ожидается, что участники семинара представят соответствующие примеры и оформят их в виде разработок (модулей и пр.) для сайта РеСЕТа.
ПРОГРАММА
28 сентября:
заезд, размещение, модальности работы.
29 сентября:
Мировой опыт применения междисциплинарных и трансдисциплинарных подходов в изучении и преподавании истории религий
- М.А. Бойцов:
Потестарная имагология средневековья как область междисциплинарных исследований.
-
Л.В. Тимошенко:
Религиозность католиков и религиозность православных Речи Посполитой: пути и методы сравнительного анализа
-
И.Л. Алексеев:
Опыт междисциплинарных подходов в вузовских курсах, посвященных исламу.
-
Ю.В. Шаповал:
Семиосфера арабо-мусульманской культуры: попытки интерпретации.
Социология в изучении и преподавании истории западного христианства и православных традиций
- С.И. Головащенко:
Презентация книги П. Виллема 'Религии Европы' как примера междисциплинарных подходов к изучению и преподаванию истории религиозных традиций.
- И. Кодина:
Особенности и развитие социологии религии в современной России (с презентацией книг, ресурсов и материалов.)
- Д.И. Полывянный:
- Гражданские и политические религии на Балканах в новое и новейшее время: проблемы связи с религиозными традициями.
30 сентября
Религиозные традиции на перекрестке
между историческим анализом, культурной антропологией,
семиотикой и историей ментальностей.
История мусульманских культур в зеркале не-исторических источников и не-исторических дисциплин
- И.Л. Алексеев:
Как и какие материалы 'не-исторического' характера можно использовать, преподавая историю исламских культур?
- Ю.В. Шаповал:
Сущность исламского искусства: версия С.Х. Насра.
- Н. Лемэтр:
Опыт применения междисциплинарных подходов в изучении истории христианства во Франции. Школа Ги Ле Бра и традиции использования социологических методов в изучении и преподавании истории французского христианства.
Круглый стол:
Много ли дала семиотика для понимания истории
религиозных традиций?
- Дискуссию открывает М. А.Бойцов:
Семиотика, исторический источник и история 'на самом деле' (о пределах применимости семиотических подходов в преподавании и исследованиях).
-
C.И. Головащенко:
Словарь библейской культуры и словарь языка христианства, изданные на Украине, как материал для междисциплинарных подходов в преподавании истории религий Европы.
1 октября:
Психология и история религий.
Иудаизм в зеркале литературы, искусства и кино.
-
Кодина И.
Презентация программы и материалов курса 'Психология религии'.
- Н. Лемэтр:
Из французского опыта использования методов психологии, антропологии и истории ментальностей в университетском преподавании: пример религиозных конфликтов в Европе 16-го века.
.
- Л.В. Тимошенко:
Презентация книги Z. M. Osinskiego 'Lek w kulturze spoleczenstwa polskiego w XVI - XVII wieku' (Warszawa, 2009): пример антропологического подхода к изучению религиозных представлений модерного общества.
-
М. В. Дмитриев:
'История смерти' и 'история страха' как поле применения антропологических подходов в изучении и преподавании истории христианства (обсуждение представленного модуля).
Обряд как ключ к изучению и преподаванию религии и религиозной культуры?
Круглый стол открывает Н. Лемэтр: От анализа обрядов к пониманию 'переживаемого христианства': пример Западной Европы в 16-м веке
Иудаизм в зеркале литературы, искусства и кино.
- А.Е. Локшин:
Литература, искусство, кино как ключ к пониманию иудейских и еврейских традиций (несколько примеров).
- А. М. Шпирт:
Два израильских фильма - 'Кадош' и 'Ушпизин' - как ключи в преподавании особенностей иудейских традиций.
2 октября:
Православие, католицизм, протестантизм
в зеркале литературы, искусства и кино.
- Н. Лемэтр: Как использовать материалы художественных фильмов, чтобы формировать память о духовных традициях?
- Ж.-Л. Лемэтр: Пример критического анализа и использования кинообраза в преподавании: тема рождения францисканского ордена в фильме Р. Росселини '11 цветочков святого Франциска Ассизского', 1950 г.
.
- Н.С. Поляков: Эволюция образа Иисуса Христа в западном кинематографе.
Как использовать памятники литературы, живописи, музыки, кино
в преподавании истории православной культуры России?
- Дискуссию открывает М.В. Дмитриев:
Несколько примеров использования памятников литературы, искусства и кино в сравнительном преподавании истории православной и 'православной' культуры.
- И. Кодина, Е. Панкратова:
Виртуализация религиозной жизни (на примере православных сайтов русскоязычного интернета).
Междисциплинарные подходы в преподавании
истории религий и религиозных культур:
varia и вариации.
-
И. Кодина, Е. Панкратова:
Процесс секуляризации в европейской части России: особенности и тенденции.
- Д.И. Полывянный:
Уроки анализа югославского кризиса 1991-1995 гг.: издержки и преимущества междисциплинарного подхода.