Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://genhis.philol.msu.ru/printer_79.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:57:24 2012
Кодировка: Windows-1251
Введение в языкознание: программа доц.Л.А. Чижовой
From YourSITE.com

Введение в языкознание
Введение в языкознание: программа доц.Л.А. Чижовой
By Л.А. Чижова
Oct 20, 2006, 03:28

Назначение курса.

Лекционный курс "Введение в языкознание" предназначается для студентов первого года обучения филологического факультета МГУ (вечернее отделение. Лекции и семинарские занятия строятся с учетом общих требовании к курсу "Введение в языкознание", и хотя следуют собственным программам, но объединяются общими научными принципами изложения. В лекциях обсуждаются общие положения, на семинарских занятиях на языковых примерах формируются и закрепляются навыки лингвистического анализа.

Основные принципы изложения материала

- идеи современного, постструктурного, языкознания в сочетании с традициями Московской лингвистической школы Ф.Ф. Фортунатова.

Иллюстративный материал.

Для иллюстрации языковых явлений привлекается в основном материал русского и других изучаемых на вечернем отделении филологического факультета языков (славянской, германской и романской групп). Примеры из языков иных групп даются лишь при невозможности ограничиться более знакомым студенту языковым материалом.

Структура курса.

Лекционный курс распадается на три (не равных по объему и значению) части:

А. (1-3 лекции). Основные положения курса "Введение в языкознание".

Б. (4-6 лекции). Уровни языковой системы и единицы уровней.

В. (7-8 лекции). Сравнение языков по внутренней структуре.

Тематика семанарских занятий включает следующие части:

А. (1-7 занятия). Фонетика и фонология;

Б. (8-14 занятия). Грамматика.

В. (15-16 занятия). Сравнительно-историческое языкознание.

Задачи слушателей курса.

При освоении содержания курса его слушателям отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление и пополнение собственным фактическим материалом. Студент должен уметь приложить изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков и разобраться в расхождениях между точками зрения тех авторов, чьи работы служат учебными пособиями к курсу. Термины, формирующие понятийно-терминологический аппарат лекционного курса, должны сверяться студентами самостоятельно по терминологическим и энциклопедическим словарям.

Темы лекционного курса "Введение в языкознание"

А. (1-3 лекции). Основные положения курса "Введение в языкознание".

I. Предмет и задачи языкознания.

Внутренняя и внешняя лингвистика. Связи с философией, психологией, социологией, этнопсихологией, математикой, семиотикой, прагматикой, информатикой.

II. Основные функции языка.

Коммуникативная функция языка.

Язык и действительность. Познавательная функция языка. Язык и мышление. Семиотические проблемы языкознания. Понятия сигнификата и денотата. Типы знаков.

Экспрессивная функция языка и средства ее выражения.

Прагматическая функция языка и средства ее выражения.

III. Системность языка.

Соотношение конкретного и абстрактного в языке.

Понятие оппозиции и значимости единиц языка.

Понятия синтагматики и парадигматики в лингвистическом анализе.

Язык и речь.

Понятие модели при описании лингвистических фактов.

IV. Структурность языка.

Соотношение единиц плана выражения и плана содержания.

Уровни и единицы уровней, их соотношение и функции.

Синхрония и диахрония.

V. Понятие языковой личности.

Б. (4-6 лекции). Уровни языковой системы и единицы уровней.

I. Фонетика и фонология.

Сегментация звучащей речи. Сегментные и субсегментные единицы.

II. Семантика.

Понятие семы в плане содержания. Типы сем.

Лексическое, лексико-грамматическое и грамматическое значения.

Типы отношений между единицами плана выражения и единицами плана содержания при выражении значений различного типа.

III. Лексика.

Слово как лингвистическая единица в языках различных типов.

Цельнооформленность и проницаемость слова. Понятие лексемы и парадигмы словоформ.

Системность и структурность в лексике.

Семантические поля.

Понятие фрейма.

IV. Грамматика.

Морфема как лингвистическая единица. Типы морфем в языке разных типов.

Членение слова на морфемы. Типы членимости слова. Понятия алломорфа, варианта морфемы. Типы морфем. Нулевое выражение грамматического и лексико-грамматического значений. Разграничение словообразования и словоизменения.

Грамматические способы выражения значений в соответствии с типологической характеристикой языка.

Лексическая, лексико-грамматическая и грамматическая категория.

Предложение как лингвистическая единица. Типы предложений (формальное, семантическое строение, дискурс и прагматика, семантическая логика).

V. Части речи.

В. (7-8 лекции). Сравнение языков по внутренней структуре

I. Типологическое изучение языков. Типологическая классификация языков.

Морфологический тип языка Языки фузионные, агглютинирующие, изолирующие, инкорпорирующие. Аналитический и синтетический строй языков.

Синтаксический тип языка. Языки номинативного и эргативного строя.

Языковые универсалии.

II. Сравнительно-историческое языкознание.

Понятие родства языков. Методы изучения родства языков. Реконструкция праязыка и определение времени его распада; глоттохронология. Сравнительно-исторический закон. Принципы относительной хронологии. Основные исторические законы славянской и германской групп индоевропейской семьи языков. Семья, группа, ветвь родственных языков.

Генеалогическая классификация языков. Возможные генеалогические отношения между языковыми семьями; понятие макросемьи.

Ностратическая гипотеза.

Понятия праязыка и прародины.

III. Типы взаимодействие языков.

Территориальное варьирование языка. Языковые диалекты. Языковые контакты. Территориальные взаимоотношения языков. Языковые союзы.

Результаты языкового контакта. Субстрат, суперстрат, адстрат. Интерференция языков, мотивированная культурными взаимовлияниями. Интернационализмы (лексические и грамматические).

Ареальная классификация языков. Традиционные культурно-исторические ареалы. Языки народов Российской Федерации и ближнего зарубежья.

Темы практических занятий курса "Введение в языкознание"

I. (1-7 занятия). Фонетика и фонология.

Строение речевого аппарата. Акустическая и артикуляционная классификация согласных и гласных звуков. Дополнительные артикуляции звуков.

Функции звуков.

Позиционные и комбинаторные звуковые законы. Фонетическая транскрипция.

Определение дистинктивного признака звука. Принципы объединения аллофонов в состав одной фонемы.

Научные традиции в фонологии. Понятия фонемы в МФШ и ПЛК.

II. (8-14 занятия). Грамматика.

Лексическое и грамматическое в слове. Членение слова на морфемы. Нулевое выражение грамматического и лексико-грамматического значений.

Типы морфем. Разграничение словообразования и словоизменения. Способы выражения грамматического значения.

Явления агглютинации и фузии, синтетизма и аналитизма.

Единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Типы словосочетаний и средства связи слов в словосочетании. Предикативная схема предложений. Типы предложений в отношении к прагматике и теории высказывания.

Строение текстов. Типы текстов.

III. (15-16 занятия). Сравнительно-историческое языкознание.

Индоевропейская языковая семья. Языки народов Российской Федерации и ближнего зарубежья.

Литература

Основная литература

1.               Звегинцев В.А. История языкознания 19 - 20 веков в очерках и извлечениях. М., 1964. Т. 1-2.

2.               Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.

3.               Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967.

4.               Широков О.С. Введение в языкознание. М., 1985.

5.               Лингвистический энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия". 1990.

6.               Хрестоматия по курсу "Введение в языкознание". (Сост.: А.В.Блинов, И.И.Богатырева, В.П.Мурат, Г.И.Рапова). М., 1996.

Дополнительная литература

1.               Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

2.               Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Изд. 2. М ., 1972.

3.               Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1958.

4.               Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

5.               Земская Е.А. Словообразование. // Современный русский язык. М., 1981.

6.               Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л., 1960.

7.               Кубрякова Е.С., Мельников Г.П. О понятиях языковой системы и структуры языка. // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., Наука, 1972.

8.               Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., 1962.

9.               Общее языкознание. М., 1972.

10.            Панов М.В. Русский язык. // Языки народов СССР: В 7 т. М., 1966. Т. 1.

11.            Петров В.В. Язык и логическая теория. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. Логический анализ естественного языка. М., 1986.

12.            Пирс Ч. Элементы логики. М., 1976.

13.            Пражский лингвистический кружок. М., 1967.

14.            Смирницкий А.И. Лексический и грамматический строй. М., 1955.

15.            Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.

16.            Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

17.            Филлмор Ч. Дело о падеже. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. Лингвистическая семантика. М., 1981.

18.            Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. М., 1956. Т. 1.

19.            Якобсон Р.О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.