Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://genhis.philol.msu.ru/category/uchebnaya-deyatelnost/page/5/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:29:49 2016
Кодировка: UTF-8
Учебная деятельность

Культурно обусловленные сценарии в речевом поведении представителей разных культур

Выявление ключевых концептов, значимых для понимания этнического
самосознания, психологии культуры, в научной концепции Р.А. Швидера и А.
Вежбицкой. Разработка культурных концептов в российском языкознании в серии
публикаций ?Логический анализ языка? (серия сборников).

Философские вопросы языка

Проблемы природы и сущности языка как основного средства общения (прежде
всего ? его социальной природы), отношения языка и мышления, языка и общества,
системы и структуры в языке, его знакового характера, языкового значения,
происхождения, эволюции и истории языка, идиоэтнического и универсального в
языке, возникновения и развития философии языка.

Менталитетные свойства русской языковой личности в зеркале словаря, грамматики и морфемной структуры слова

Под языковой личностью в языкознании понимается ?совокупность способностей и
характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых
произведений, языковая компетенция, характеризующаяся глубиной и точностью
отражения действительности, степенью структурно-языковой сложности, при этом
интеллектуальные характеристики языковой личности выдвигаются на первый
план.

Этносемиотические аспекты языковой политики

Спецкурс ?Этносемиотические аспекты языковой политики? предназначается для студентов третьего ? четвертого годов обучения филологического факультета университета МГУ по кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания.
Задача спецкурса ? представить традиционную проблематику общего языкознания:
?язык и мышление?, ?язык и общество?, ?язык и культура?, — в соответствии с современными научными представлениями о деятельности человека в отношении к действительности ? деятельности, отраженной в языковых формах.

Санскрит

Индоевропейские языки
Индии, вопросы периодизации. Древнеиндийские языки, их диалектная
основ. Ведийский язык ?? язык XV — X вв. до н.э. ? и памятники на нем ?
Веды. Примыкающие к ним трактаты и дополнения.

Литовский язык в аспекте индоевропеистики


Значение литовского языка для сравнительно-исторических исследований.
Краткие сведения из истории применения литовского языкового материала в трудах
выдающихся компаративистов. Место балтийского ареала в индоевропейском
диалектном пространстве. Расселение балтийских племен. Древние и современные
балтийские языки.

Древнегреческий язык в сравнительно-историческом освещении

Данный спецкурс ставит своей задачей осветить основные проблемы структуры
древнегреческого языка (а) как определенного периода в развитии греческого языка
в целом, (б) как одного из базисных для индоевропейского
сравнительно-исторического языкознания.

Авестийский язык

На практических занятиях авестийского языка важное место занимает
чтение, перевод и анализ грамматического материала авестийских текстов. Материал
для упражнении представлен на основе текстах разных частей Авесты — ?Ясна?,
?Яшты?, ?Поздняя Авеста? и т.д.

Армянский язык в аспекте индоевропеистики

Кроме теоретической части лекционного курса ?Армянский язык в
аспекте индоевропеистики?, студентам специализирующимся по
сравнительно-историческому языкознанию необходимо приобрести также
первоначальные навыки овладения древнеармянским языком. Для этой цели
одновременно с теоретическим курсом проводятся также практические, на которых
происходит знакомство с основами письменности и произношения, а также грамматики
и лексики древнеармянского языка.

Древнеперсидский язык

В качество практического курса студентам предлагается чтение и перевод
древнеперсидских текстов в клинописи. Фрагменты из различных надписей иранских
Ахеменидских царей, в том числе знаменитая Бехистунская надпись предоставят
возможность ознакомиться с эпохой и историей древнего Ирана.

Сравнительно-историческая лексикология индоевропейских языков

Лексика ? центральный уровень организации системы языка, наиболее детально и
массово отображающий изменения в смысловых областях общества, а также
общесистемные перестройки в языке в ходе его типологического развития.

Древнегреческий язык в сравнительно-историческом освещении

Данный спецкурс ставит своей задачей осветить основные проблемы структуры
древнегреческого языка (а) как определенного периода в развитии греческого языка
в целом, (б) как одного из базисных для индоевропейского
сравнительно-исторического языкознания.

Латинский язык в сравнительно-историческом освещении

Курс латинского языка при кафедре сравнительно-исторического языкознания
преследует иные цели по сравнению с общеобразовательным курсом латинского языка,
изучаемым на I курсе всех отделений филологического факультета. Данная программа
ставит своей задачей:

Старославянский язык в сравнительноисторическом освещении

Понятие ?старославянский язык? и его отношение к понятиям ?славянский язык?,
?церковнославянский язык?, ?древне-болгарский язык?. Понятие ?праславянский (общеславянский) язык?. Старославянский в его отношении к праславянскому и современным славянским
языкам. 

Хеттский как древнейший засвидетельствованный индоевропейский язык

Одновременно с описанием грамматического материала, для приобретения
необходимых навыков студентам, изучающим хеттский язык нужно непосредственно
ознакомиться с оригинальными текстами древних хеттских памятников. Поэтому часть
времени каждого семинарского занятия отводится на изучение клинообразного письма
и анализ (чтение, транслитерация, перевод) хеттских текстов.

Вопросы к зачету по спецкурсу ?Риторическая критика?

Политическая риторика

Цель курса ? сформировать
у студентов целостное представление о принципах организации как отдельной
публичной ораторской речи, так и всего политического дискурса в его жанровом
многообразии.

Риторика как средство конструирования ?воображаемого сообщества?

Предмет курса ? система речевых отношений различных социальных групп,
осмысленная в терминах риторики. Цель курса ? научить студентов методам
распознавания, использования и развития риторических средств, которые формируют
различные воображаемые и невоображаемые риторические сообщества ? от семьи,
студенческого содружества и корпорации до нации и конфессии.

Риторическая критика

Предмет курса ? филологические способы описания, анализа, интерпретации и оценки риторических произведений, разработанные в рамках отечественной и зарубежной науки. Цель курса ? научить студентов теории и практике анализа и оценки публичной аргументации.

Общая и русская лексикография

Лексикография как теория и практика составления словарей. Словари
энциклопедические и словари лингвистические, важнейшие их отличия. Задачи
лингвистического словаря, объект его описания. Аспекты характеристики слова в
лингвистических словарях.