Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://fpo.msu.ru/open_files/rec_ex_vak.doc
Дата изменения: Thu Sep 2 12:55:35 2010
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:30:20 2012
Кодировка: koi8-r

Источник: Бюллетень ВАК, 1986, ?4 , с. 11-13.
РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ВАК СССР
ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ СОВЕТАМ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ НАУК)»

Решения XXVII съезда КПСС и «Основные направления реформы
общеобразовательной и профессиональной школы» требуют всестороннего
совершенствования научных исследований, связанных с повышением роли
человеческого фактора в социально-экономическом и научно-техническом
прогрессе нашей страны, в развитии народного образования. Важную роль в
этом играют исследования по методикам преподавания конкретных учебных
предметов.
За последние годы выполнено значительное число диссертационных работ
по этим специальностям, которые способствовали научной разработке
содержания, форм и методов, средств обучения и воспитания учащейся
молодежи.
Диссертационные исследования по методике преподавания учебных
предметов внесли существенный вклад в развитие педагогической теории, в
повышение эффективности учебно-воспитательного процесса школы. Благодаря им
возникли и успешно развиваются такие направления, как совершенствование
содержания учебных предметов на основе фундаментальных теорий, формирование
диалек-тико-материалистического мировоззрения учащихся в процессе обучения,
разработка теории содержания учебного предмета в условиях современного
социально-экономического и научно-технического прогресса, совершенствование
политехнического образования, экологического воспитания в процессе изучения
основ наук и др. Вместе с тем проведенный анализ диссертаций показывает,
что исследования по методикам отдельных дисциплин все еще не соответствуют
требованиям, предъявляемым к педагогической науке в настоящее время.
К числу наиболее серьезных недостатков, которые нередко встречаются в
диссертациях по методикам преподавания, следует отнести: неудачное
формулирование научно-методических проблем, недостаточно глубокое
методологическое и теоретическое их обоснование, повторение общеизвестных
дидактических и психологических положений применительно к частному случаю;
узость исследуемой проблематики, касающейся нередко преподавания небольших
тем и разделов учебных предметов; отсутствие новизны в выводах и
предложениях, некорректная формулировка гипотезы, которая часто не требует
доказательства и проверки; сведение результатов исследования к частным
методическим рекомендациям; неудовлетворительные организация и изложение
результатов педагогического эксперимента (отсутствие четкой методики,
нерепрезентативность выборки, чрезмерная кратковременность его проведения);
недостаточно четкое обоснование внедрения результатов диссертационных работ
в педагогическую практику.
В целях устранения отмеченных недостатков и повышения качества
диссертационных исследований по методикам преподавания экспертный совет ВАК
СССР по педагогике и психологии рекомендует специализированным советам:
При формулировании тематики диссертационных работ исходить из
требований XXVII съезда КПСС и «Основных направлений реформы
общеобразовательной и профессиональной школы». Руководствоваться при этом
рекомендуемой тематикой исследований по методикам преподавания,
разработанной Отделением дидактики и частных методик Академии
педагогических наук СССР.
При апробации диссертации уделять особое внимание ее теоретической
новизне и практической значимости, а также корректности названия темы. Не
допускать к защите работы с узкой тематикой, по мало актуальным проблемам,
с рекомендациями, не имеющими новизны или достаточной эффективности.
В диссертации, автореферате и в заключении специализированного совета
в соответствии с действующим «Положением о порядке присуждения ученых
степеней и присвоения ученых званий» должна быть четко и содержательно
определена новизна работы. Нельзя, например, ограничиваться общими фразами
типа: разработана новая методика, установлены новые закономерности, новые
методы, приемы, формы, средства и пр., без раскрытия сути предлагаемого
нововведения.
В формулировке гипотезы должны быть выражена предполагаемая не
известная ранее закономерная связь исследуемых педагогических явлений.
Необходимо, чтобы гипотеза позволяла утверждать, что из двух-трех возможных
вариантов методики преподавания предлагаемый вариант является оптимальным
для данных конкретных условий по определенным критериям.
При описании педагогического эксперимента важно ясно раскрыть его
идею, задачи, экспериментальные материалы и методику. Необходимо обосновать
репрезентативность выборки числа экспериментальных групп,
предпочтительность проведения опытно-экспериментальной работы, аппарата
статистической обработки полученных данных. Результаты педагогического
эксперимента должны показывать степень достоверности выводов диссертации.
В исследованиях необходимо расширить анализ и обобщение передового
педагогического опыта, а также практику применения методов экспертной
оценки предлагаемых рекомендаций.
Специализированным советам проводить экспертизу материалов
педагогического эксперимента (учебные задания, контрольные работы,
анкетирование учителей и учащихся, сводные таблицы данных, результаты их
обработки и пр.).
При подготовке и обсуждении заключения специализированного совета
обратить особое внимание на обоснованное определение новизны исследования и
достоверности выводов и предложений. В случаях низкого качества экспертизы
при защите и низкого качества заключения по диссертации экспертный совет
будет возвращать диссертацию в специализированный совет для повторного
рассмотрения.
Повысить требовательность к документам, подтверждающим внедрение
результатов исследования в практику. В них необходимо показать как, когда,
в течение какого времени проходил сам процесс внедрения и каковы
достигнутые при этом конкретные результаты.
Назначать в качестве ведущих организаций организации, занимающие
действительно ведущее положение в развитии педагогической науки; повысить
их ответственность за оценку диссертации, требовать от них четкой
формулировки актуальности темы выполненной работы, новизны исследования,
выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, значимости для
педагогической науки полученных автором диссертации результатов.
Экспертный совет ВАК СССР по педагогике и психологии выражает
уверенность, что специализированные советы обеспечат существенное улучшение
качества диссертационных исследований. Это будет способствовать повышению
роли методической науки в решении задач, поставленных XXVII съездом КПСС и
реформой общеобразовательной и профессиональной школы.
Публикация подготовлена аттестационным отделом ВАК СССР по
специальностям гуманитарных наук