Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ffl.msu.ru/faculty/units/hw4.doc
Дата изменения: Mon Feb 17 12:51:49 2014
Дата индексирования: Thu Feb 27 23:03:26 2014
Кодировка: koi8-r



Самостоятельная домашняя работа ? 4

по разделу «Словообразование и морфология» курса «Русский язык и культура
речи»


Эта последняя перед экзаменом работа преследует те же самые цели, что и 3
предшествующие: научиться полно и точно извлекать содержание из
предъявленного (например, для перевода с русского языка) русского текста и
уметь сознательно выбирать средства русского языка, наилучшим образом
выражающие заданную семантическую характеристику (например, при переводе на
русский язык). В этой работе нашим объектом будут флексии (окончания) имен
и глаголов.

Сначала внимательно ознакомьтесь со всеми заданиями работы, а затем
подберите русский текст объемом 250-300 слов, содержащий, по Вашему мнению,
интересный для заданий материал.

1.1. Выпишите из текста все существительные, числовая характеристика
которых нарушает соотношение «единственное число» - «1 предмет»,
«множественное число» - «2 и более предметов». Объясните подробно, в чем
именно в каждом случае состоит это «нарушение» и из-за чего оно возникает.

1.2. По отношению к любым 2 существительным из текста всеми возможными
способами выразите то, что количество предметов, обозначенных этими
существительными, ™ 2.

2.1. Выпишите из текста вместе с управляющими предикатами все
существительные, падежная характеристика которых нарушает соотношение
«именительный падеж» - «субъект», «винительный падеж» - «объект»,
«дательный падеж» - «адресат», «творительный падеж» - «орудие», а также
«время» или «место». Объясните подробно в каждом случае, что именно
обозначают именные падежные формы - «нарушители».

2.2. По отношению к любым 3 глаголам из текста представьте те падежные
(предложно-падежные) формы, которыми выражаются «участники»
соответствующего действия (субъект, объект, адресат, орудие).

3.1. Выпишите из текста 3 глагола совершенного вида, обозначающих
действие, достигшее результата, и 3 глагола совершенного вида, обозначающих
действие, происходившее 1 раз.

Если в Вашем тексте есть предложения, сообщающие о действиях результативных
или однократных, однако не содержащие глаголов совершенного вида, выпишите
эти предложения и подробно объясните, благодаря чему же именно возникает
такой семантический эффект.

3.2. По отношению к 2 глаголам совершенного вида из текста устраните
значение «результат», по отношению к 2 глаголам совершенного вида устраните
значение «однократность», по отношению к 2 глаголам несовершенного вида из
текста прибавьте значение «результат», по отношению к 2 глаголам
несовершенного вида прибавьте значение «однократность». (Выполняя это
задание, добивайтесь, чтобы никаких других семантических изменений, кроме
заданных, не происходило. Чем больше разных средств, решающих поставленную
задачу, Вы назовете - тем лучше).

4.1. Выпишите из текста все предложения, в которых нарушено соотношение
«прошедшее время» - «действие до момента речи», «настоящее время» -
«действие в момент речи», «будущее время» - «действие после момента речи».
Объясните подробно в каждом случае, в чем состоит это «нарушение» и из-за
чего оно возникает.

4.2. Используя известные Вам средства, измените (по Вашему выбору)
временную отнесенность действия в 2 предложениях из Вашего текста. Чем
больше разных средств выражения Вы найдете - тем лучше.

5.1. Выпишите из текста все предложения, в которых нарушено соотношение
«изъявительное наклонение» - «реальность», «повелительное наклонение» -
«призыв», «сослагательное наклонение» - «предположительность». Объясните
подробно, в чем в каждом случае состоит это «нарушение» и из-за чего оно
возникает.

5.2. Всеми возможными средствами выразите призыв к какому-либо действию,
обозначенному 2 глаголами из Вашего текста, и прокомментируйте те отличия,
которые существуют между разными способами. (Будет очень хорошо, если Вы
сравните такие разные «русские» способы призыва к действию с различными
способами призыва к действию в каком-либо иностранном языке и
прокомментируйте, как эти средства соотносятся в двух языках по
категоричности, характеру отношения к собеседнику, употребительности).

6.1. Выпишите из текста 2 предложения, где элемент -ся (сь) в глагольной
форме - суффикс, и 2 предложения, где такой же элемент - окончание.
Аргументируйте Ваши решения, опираясь на то, какое значение имеет -ся (-
сь) в первом и во втором случаях.

6.2. Трансформируйте любые 2 предложения из Вашего текста из
действительного залога в страдательный или наоборот и объясните, какой
семантический и/ или коммуникативный эффект вызывает в каждом случае такая
трансформация.


Если в Вашем тексте нет примеров, являющихся ответом на некоторые задания,
напишите «примеров в тексте нет». Если при проверке такое заявление не
подтвердится, оно будет рассмотрено как ошибка, так что прошу Вас, давая
такой ответ, быть особенно внимательными и ответственными.


Желаю удач!


С наилучшими пожеланиями,

И.Г. Милославский
-----------------------
2