Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ffl.msu.ru/faculty/units/hw3.doc
Дата изменения: Mon Feb 17 12:51:22 2014
Дата индексирования: Thu Feb 27 23:03:20 2014
Кодировка: koi8-r

Самостоятельная домашняя работа ? 3
по разделу «Словообразование и морфология» курса «Русский язык и культура
речи»


Таким же образом, как и при выполнении предшествующих домашних контрольных
работ, отберите текст на русском языке объемом около 300 слов,
предварительно оценив его достоинства в связи с предлагаемыми заданиями.

1. Разделите основы (части слова без окончания) 5 существительных, 3
прилагательных и наречий и 5 глаголов на морфы и определите значения
каждого из выделенных морфов.

2. Выпишите 5 слов, значения которых в тексте распределяются по выделенным
морфам полностью, без остатка, и для каждого слова докажите, что это именно
так.

3. Выпишите 5 слов, значения которых больше, чем сумма значений
составляющих эти слова морфов, и для каждого слова определите тот фрагмент
его значения, который не получил формального воплощения.

4. Выпишите 3 слова, у которых не выраженный в морфах фрагмент значения
может быть предсказан, и в каждом случае кратко аргументируйте эту
возможность предсказания.

5. Выпишите 3 слова, у которых не выраженный в морфах фрагмент значения не
может быть предсказан, и в каждом случае кратко аргументируйте причины
такой непредсказуемости.

6. Для 3 производных существительных определите производящее для каждого из
них слово и установите точное семантическое различие между производным и
производящим. В каждом случае от 5 любых других производящих слов,
аналогичных полученному, образуйте производные с тем же семантическим
различием, что и в исходной паре. Постарайтесь использовать максимальное
количество различных формальных возможностей, включая обязательно разные
словообразовательные средства, и не только словообразовательные (всего
должно быть не менее 15 ответов).

Например, в тексте есть слово снежинка, его производящее снег,
семантическое различие между ними «некоторая единица из множеств». Это
значение, прибавленное к слову картофель, дает слово картофелина, к слову
шоколад - шоколадка, к слову лук - луковица и словосочетание головка лука,
к слову капуста - кочан капусты, к слову вода - капля и т.п.

Замечание. Случаи отсутствия для заданного производящего такого слова или
словосочетания, которое удовлетворяет заданным семантическим
характеристикам, также могут быть представлены в качестве ответа с
разъяснением причин отсутствия.

7. Ту же, что и в п. 6, работу проделайте с 5 производными глаголами и с
3 прилагательными (всего должно быть соответственно не менее 15 и 9
ответов).

8. От 5 глаголов и 3 прилагательных образуйте синтаксические дериваты и
определите, есть ли у них омонимы или нет, и если да, то укажите эти
конкретные значения, омонимичные синтаксическим дериватам, непременно
используя толковые словари.

Например, переходить (улицу) - синтаксический дериват переход (переход
запрещен) омоним со значением «место» (встретимся у перехода).





Желаю успехов.


И.Г. Милославский