Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/about/scientific/80let/malkevich.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:39:44 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Парадигма развития регионального ТВ-вещания в начале ХХI века. (На примере Новгородского областного телевидения.)

А.А. Малькевич- кандидат политических наук, доцент, профессор кафедры журналистики филологического факультета Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого

80 лет телевидения, вопреки ожиданию, не стали для широкой общественности поводом для празднования – за истекший, без малого, век, культура телезрителя стала естественной и привычной, неотъемлемой частью повседневного бытия. По сути, как пишет А. Моль, основоположник теории «мозаичной культуры»: «[теперь] знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации» [6, c.112]. И первое место среди всех медиа-ресурсов занимает телевидение.

Телевидение как явление можно определить на языке физики. Впервые принцип передачи изображения на расстояние изложил в 1880 году русский физик и биолог П.И. Бахметьев в докладе, прочитанном в Цюрихе (Швейцария) и позже напечатанном в российском научно-техническом журнале «Электричество». Истории известны и другие имена: португальца А. Пайве, американцев Ж. Кэри и В. Сойера, француза К. Сенлека. Концепция «развертки», предлагающая разворачивать рисунок на отдельные элементы, кодировать их электрическими сигналами и последовательно передавать - жива до сих пор. Вскоре появился преобразователь энергии и сам механизм развертки, который был запатентован в 1884 году [13]. Светочувствительный датчик появился благодаря работам русского ученого А.Г. Столетова [2], открывшего явление фотоэффекта – эмиссии электронов под действием света. Да и, собственно, сам термин «телевидение» был предложен русским ученым К.Д. Перским на IV Всемирном электротехническом конгрессе 1900 года, в ходе доклада «Телевидение как электрическое кино» [16]. На этом, собственно, заканчивается предыстория телевидения.

1931 год считается точкой отсчета современного ТВ, поскольку именно тогда состоялась первая экспериментальная трансляция передач по системе малокадрового механического телевидения [1]. 1 октября 1931 года из здания на Никольской улице в Москве передали первое изображение: телезрители увидели лицо работника лаборатории. В Советском Союзе 80 лет назад насчитывалось порядка 30 телевизоров, собранных кустарным способом – и большая часть находились, как свидетельствуют архивы, в Москве. Надежный прием сигналов, которые посылала размещенная на знаменитой Шуховской башне антенна, обеспечивался лишь в зоне радиусом 60 километров (хотя изображение можно было увидеть даже в Сибири). 7 лет спустя передачи приобрели регулярный характер.

В первые месяцы передачи принимали не более 100 телевизионных приемников. Серийное производство первого телеприемника ТК-1 с ЭЛТ, который изготавливали по американской лицензии и с использованием их документации, велось с середины 1938 года в Ленинграде на заводе им. Козицкого. К концу года было выпущено около 200 телевизоров. Перед началом Великой Отечественной войны их парк составлял до 2000 шт. Примерно столько же было изготовлено телевизоров модели ВРК (Всесоюзный радиокомитет) [5]. Вторая мировая война приостановила работы по совершенствованию телевидения, а по ее окончании электромеханическое телевещание уже нигде не возобновилось. Электронное же телевидение к началу 1950-х годов во всех развитых странах стало, по сути, основным средством массовой информации и развлечений.

Сейчас телевидение стало главным источником информации для россиян. По опросам, не смотрят телевизор всего 2% населения. В стране на данный момент действуют около 200 телеканалов. По информации Экспертного совета Государственной Думы Российской Федерации, к концу текущего года зона покрытия цифрового телевидения охватит 40 миллионов россиян [14].

Согласно программе развития телерадиовещания до 2015 года, в России к этому сроку планируется полностью развернуть систему эфирного цифрового вещания. В рамках программы будут развернуты три мультиплекса (т.е. пакета) цифровых каналов.

Сегодня в России (в т.ч. в рамках ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы») большое внимание уделяется региональному телевидению, его программированию, проблематике, функционированию, развитию, влиянию на общественное мнение и культуру зрителей. Прежде всего, это связано с тем, что значение регионального телевидения возрастает с каждым днем.

Вещание «московских» (т.е. центральных) каналов рассчитано на некоего «усредненного» зрителя, а местное вещание дает информацию и поднимает разнообразные проблемы именно своего региона. Однако справедливо будет отметить, что доступность федеральных программ большей части населения страны привела к жесткой критериальной оценке зрителем всех телеканалов, при этом критерии – одни и те же. Исходя из того, что региональные студии оборудованы менее совершенно, что, в строгом понимании этого слова, региональные журналисты и ведущие не являются профессионалами, что работа дизайнеров местного уровня зачастую - из-за отсутствия специалистов высокого класса и недостаточности материально-технической базы – мы приходим к осознанию факта скептического восприятия зрителем местных телепрограмм.

Тем не менее, по подсчетам специалистов, информационные программы федеральных телеканалов сегодня отводят не более 13-18% от общего объема вещания на освещение региональной тематики [1].

Как справедливо не раз замечал президент Академии Российского телевидения Владимир Познер, «… телевидение любой страны сильно, прежде всего, региональным телевидением, на одном центральном далеко не уедешь» [9, c.14] .

Сегодня региональная журналистика «представлена изданиями и программами территориального или национально-этнического характера, удовлетворяющими потребности аудитории в информации местного масштаба» [4, c.3]. В частности, по состоянию на 1 октября 2010 года на территории Российской Федерации работают 49 полноценных региональных телекомпании, имеющих собственное программирование и вещающих 24 часа в день.

Эффект успешного развития регионального телевидения обусловливается не только стремлением потребителя медиа-продукта получить информацию о своем регионе. Вторым по важности аспектом является возможность осуществления обратной связи, примеры которой будут приведены ниже. Чувство сопричастности зрителя к происходящему на экране было отмечено еще В. Саппаком: «телевизионная передача рождает у зрителя чувство сопричастности, так называемый «эффект присутствия»…[15]1.

В случае с региональными ТВ-программами человек может не только внутренне переживать происходящее, но и влиять, переходя из позиции пассивного наблюдателя в позицию активного творца. Этого удается добиться простыми инструментами: введением в сетку вещания большого количества программ типа «прямой эфир», обеспечение их телефонными и Интернет-линиями обратной связи, созданием Интернет-ресурсов. Все это, безусловно, есть и на федеральных каналах, но региональные телекомпании отличаются большей мобильностью – в силу малых расстояний, ограниченного количества политической, экономической, творческой элиты (к которой, как правило, и адресуется зритель). Ярким примером и подтверждением справедливости данной предпосылки стало медиа-пространство Новгородской области в период с 2010 года, о чем мы скажем несколько позднее.

По мнению некоторых экспертов, точкой отсчета новгородского телевидения стоит считать 1993 год: впервые телеканал «Славия» вышел в эфир 25 октября 1993 года; 26 октября 1993 года новгородцы смогли увидеть первый выпуск «Новостей» (он длился всего 10 минут). До 1994 года «Новости» выходили 2 раза в неделю.

Впрочем, на самом деле старт ТВ в области произошел на 2 года раньше: 20 декабря 1991 года приказом Министерства печати и массовой информации РФ ? 320 от 20.12.1991 г. на базе Комитета по телевидению и радиовещанию Новоблисполкома была создана первая новгородская телерадиокомпания «Славия», в 2004 году реорганизованная в автономную некоммерческую организацию «Новгородское областное телевидение».

По сути, Новгородское областное телевидение было создано в связи с реформированием государственного ТВ, так как региональные телерадиокомпании по всей России из дочерних предприятий - самостоятельных юридических лиц – были преобразованы в филиалы ВГТРК [12], лишаясь и юридической, и финансовой самостоятельности.

Автономная некоммерческая организация «Новгородское областное телевидение» была создана на неограниченный срок в целях предоставления услуг в сфере культуры и массовой информации. Учредители организации – администрации Новгородской области, Великого Новгорода и 21 муниципального района Новгородской области.

Сегодня Новгородское областное телевидение – ведущая телерадиокомпания на медиа-рынке Новгородской области, широко освещающая все многообразие жизни региона. Телекомпания – единственный региональный ресурс, осуществляющий собственное ежедневное круглосуточное вещание в населенных пунктах Новгородской области: Великий Новгород, Шимск, Старая Русса, Боровичи, Валдай, Малая Вишера, Чудово, Холм, Пестово, Крестцы, Батецкий, Залучье (Старорусский район), Анциферово, Кабожа (Хвойнинский район), Сольцы.

Основная задача, поставленная перед ТВ-компанией – оперативно, объективно, всесторонне и интересно освещать общественно-политическую, социально-экономическую и культурную жизнь в регионе.

А теперь вернемся к теме изменения медиа-пространства отдельно взятого региона России, его реформирования и модернизации на примере Новгородской области и Новгородского областного телевидения. Сегодня АНО «НОТ» является не только динамично развивающейся, но и единственной региональной телекомпанией, которая осуществляет собственное полноформатное вещание. В Великом Новгороде эфирное вещание Новгородского областного телевидения осуществляется на частоте 34 ТВК. На данный момент сигнал Новгородского областного телевидения принимают около 75% жителей региона. В свою очередь телеканал продолжает развивать свою ретрансляционную сеть.

26 октября 2010 года Администрация Новгородской области утвердила региональную целевую программу «Развитие телерадиовещания на территории Новгородской области на 2011-2012 годы», в которой на развитие этой сферы выделено 18,7 млн. рублей. Одной из задач программы является запуск цифрового мультиплекса. И именно в 2010 году, благодаря предпринятым решениям нового руководства, телеканал смог выполнить базовые условия для вхождения в 1-й мультиплекс. А это – без малого пять критериев: самостоятельное программирование; наличие собственного вещания (определенного объема программ собственного производства и приобретенных программ) и возможностей в сжатые сроки выйти на полноценные объемы вещания; тематическое и жанровое разнообразие контента и финансово-экономическое положение компании.

1 сентября 2010 года руководство канала предложило зрителям в новом сезоне не только улучшенную сетку вещания и новые проекты (в том числе, ТВ-марафон «Большая перемена»), но и обновленный фирменный стиль, запустило сайт канала в сети Интернет по адресу www.novgorod-tv.ru.

31 августа 2011 года канал вошел в пакет «Триколор ТВ» с применением геокодирования2.

Автономная некоммерческая организация «Новгородское областное телевидение» в ближайшее время охватит вещанием более 90 % потенциальной зрительской аудитории Новгородской области. Она претендует на ведущие роли в рейтинге региональных СМИ.

За 2010-2011 на «НОТе» удалось запустить больше 50 проектов и спецпроектов, которые стали настоящим прорывом в медиа-пространстве Новгородской области. В частности, это программы «Точка зрения» и «Политика. Новгород Style», посвященные политической жизни региона, комплекс программ, посвященных детям и подросткам: «Педсовет», «Дети ждут», «Альма-матер», «Молодцы» и другие; активно расширяется линейка новостийных программ: «Новости дня», «Бизнес.nov», «Итоги недели», «Новость часа» и т.д. Появились программы, позволяющие высказать свое мнение по остросоциальным вопросам любому жителю региона: «Точка зрения» и «Свободная трибуна». Несомненным успехом и для канала, и для перспектив строительства гражданского общества в регионе, стало ток-шоу «Народ выбирает», в ходе которого самые активная молодежь области представляет на голосование экспертов и зрителей свои проекты по развитию отраслей народного хозяйства и социальной сферы.

В 2010 году авторитетное маркетинговое агентство «Медиа-полюс» проводило специальное исследование, направленное на изучение Новгородского областного телевидения (и его аудитории) в динамике его развития. 300 новгородцев ответили на вопросы интервьюеров о своих предпочтениях в выборе телеканала, программы передач и актуальных тем. В основу метода измерения медиа на рынке положен принцип recall воспоминание вчерашнего дня.

Как показало исследование, ежедневно у телевизоров собирается почти 70% опрошенных респондентов, причем подавляющее большинство из них – женщины. Средний же возраст всей телевизионной аудитории составляет без малого 40 лет с доходом чуть более 12-ти тысяч рублей. Новгородское областное телевидение входит в тройку лидеров по размеру ежедневной аудитории среди жителей Великого Новгорода со средним рейтингом 29,3%. В среднем возраст аудитории телеканала старше 35 лет, а средний доход больше, чем аналогичный показатель других телекомпаний, включая «Первый канал» (в Новгородской области). Так, каждый четвертый новгородец постоянно смотрит Новгородское областное телевидение.

Как показывает статистика, более половины (60%) всех жителей Великого Новгорода ежедневно знакомятся с выпусками новостей хотя бы на одном из телеканалов. Самой популярной местной телекомпанией, производящей ежедневные выпуски новостей, является именно Новгородское областное телевидение (21 %). Из федеральных наибольшей популярностью пользуются новости на «Первом канале» (29 %). Третьими по популярности стоят новости телекомпании «Триада» (18,3%).

Среди информационных программ «Новости дня» по оценке зрителей – самая востребованная передача: в сутки двое из десяти от общего количества жителей Великого Новгорода в возрасте от 18 до 65 лет следят за информацией корреспондентов телекомпании НТ. При этом данный показатель всего на 8 % ниже федерального лидера – «Первого канала».

Однако, техническая, а равно – и статистическая – грани такого явления как телевидение, в том числе и региональное – не исчерпывают его сути. Основная составляющая, на наш взгляд, это – составляющая содержательная, относящаяся к сферам культурологии, психологии и социологии.

Первое, о чем вспоминается в этой связи – определение телевидения, согласно которому оно «обучает, научает, развлекает» и т.д. Глубинный характер этой синергии неоднократно отмечал в своих работах Сергей Кара-Мурза. Он считает, что телевидение «конструирует реальность», что из него давно ушел элемент чистой информативности: «…ТВ обладает свой-ст-вом устра-нять из собы-тий правду. Именно глаз телекамеры, передаю-щий собы-тие с максимальной правдоподобностью, превращает его в «псев--дособытие», в спектакль... Объектив каме-ры действует таким обра-зом, что меняет акценты и «вес» событий и стира-ет границу между ис-ти-ной и вы-мы-с-лом…» [3].

О создании искаженных реальностей и фантазмах-симулякрах говорил еще Платон. Тем не менее, при всей соблазнительности идеи навесить ярлык фабрики подобных симулякров на телевидение, как это делает Кара-Мурза, действительного положения вещей она не отражает.

Пресловутый упадок телевидения, падение уровня подачи информации, с точки зрения, например, Владимира Познера, неочевидны: «Я считаю, что телевидение стало чрезвычайно коммерческим и в основном занято поиском самого общего знаменателя, то есть массовой аудитории. Телевидение выдает ту продукцию, которая пользуется наибольшим успехом у широких зрительских масс. Причем для этого существуют разные способы определения того, кто смотрит (сколько зрителей, их возраст, профессия, образование), когда смотрит и так далее. Телевидение в нашей стране, в отличие от многих других, сугубо коммерческое, здесь нет общественного телевидения, которое не беспокоилось бы о рейтингах и не нуждалось в рекламе. Даже так называемое «государственное телевидение»… в основном живет за счет рекламы. А коль скоро так, то оно старается продавать эту рекламу как можно дороже, а реклама стоит больше тогда, когда больше зрителей. Основной дефект нашего телевидения – это то, что оно целиком устремлено на поиск массовой аудитории, что, конечно же, снижает его общий интеллектуальный уровень. А наиболее интеллектуальные, если угодно, интересные программы появляются в позднее время, после 23 часов. Это не упадок, это результат коммерциализации ТВ» [9, c.14].

Итак – не деградация, а коммерциализация, смена формата. Не создание симулякров, а отражение действительности с попыткой параллельного решения задачи материальной – выживания. Которая еще более усложнилось в связи с рекомендацией Президента РФ губернаторам регионов избавляться от непрофильных активов, в том числе – и от телевидения. Переход на автономию – болезнен, и непременно скажется на контенте всех региональных каналов, усиливая ту самую сторону, которую Познер назвал «коммерциализацией», а Кара-Мурза – «деформацией».

«Множественность каналов информации в телевидении придает ему такую гибкость, что одно и то же слово может восприниматься по-разному, так что одному и тому же тексту можно придавать разное содержание», – пишет С. Кара-Мурза [3]. Именно поэтому, зная эффект воздействия телевидения на зрителя, в XXI веке использования «деформирующих» технологий ТВ следует избегать. И это выводит нас из сферы социологической – в этическую.

Итак, за 80 лет телевидение прошло долгий путь от «гонца, приносящего вести» до почти фантастически всевластного культурного феномена, появление которого – в негативном ключе – предсказывали еще фантаст Р. Брэдбери («451 градус по Фаренгейту») и писатель-публицист Дж. Оруэлл («1984»). И осознание этого факта – для нейтрализации стремления телевидения превратиться в самовластную «кузницу человека» – есть шаг к «дезактивации» манипулятивных технологий века ХХ.

В противном случае оправдавшиеся прогнозы А. Моля относительно человека «мозаичной культуры», усугубятся еще и тем, что телевидение приобретет над обществом тотальный контроль: «[СМИ] фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» [6, c.215].

На мой взгляд, Новгородскому областному телевидению за ультра-короткий срок – полтора года – удалось совершить прорыв в медиа-пространстве региона. Изменился не только контент, не только увеличился объем и охват вещания – изменилась сама парадигма. Произошел резкий скачок из телевидения 90-х, которое на 20 лет задержалось в Новгородской области, к телевидению современному, пусть и регионального масштаба. Изменилось не только телевидение – изменился зритель. Те стандарты, которые привили ему федеральные каналы, внезапно оказались применимы – и для многих зрителей, журналистов, критиков это стало шоком – к местному телевидению. Оно стало востребованным. И перешло в разряд тех самых акторов, формирующих общественное мнение и массовую культуру, в которых и должно было находиться все эти 20 лет.

Список литературы:

  1. Борисов В.П. Рождение телевидения в стране Советов//Вопросы истории, естествознания и техники, ? 1, 2007 [Электронный ресурс]: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VIET/TV/TV.HTM

  2. Всеукраинская электронная газета «Русский мир. Украина» [Электронный ресурс]: http://rusmir.in.ua/nay/734-aleksandr-grigorevich-stoletov.html

  3. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием, гл. «Телевидение и создание реальности» [Электронный ресурс]: http://svitk.ru/004_book_book/2b/558_kara-murza-manipulyaciya_coznaniem.php

  4. Корнилов Е.А. Классификация социокультурных моделей журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. – 1999. – ?1. – с. 3.

  5. Меркулов Д. Телевидению - 80 лет// Журнал «Наука и жизнь», ? 1, 2006 г. [Электронный ресурс]: http://www.nkj.ru/archive/articles/3338/

  6. Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1995. – 787 с.

  7. Новаковский С. В., Котельников А. В. Новые системы телевидения. Цифровые методы обработки. – М.: Радио и связь, 1992. – 88 с.

  8. Пескин А.Е., Смирнов А.В. Цифровое телевидение. От теории к практике. – М.: Горячая линия-Телеком, 2005. – 349 с.

  9. Познер В.В. Обращение президента Академии Российского Телевидения к тележурналистам региона // ТЭФИ. Вып. 1 (4), 1998. – с. 14.

  10. Пресс-конференция В. Познера [Электронный ресурс]: http://lenta.ru/conf/pozner/

  11. Птачек М. Цифровое телевидение. Теория и практика/ Пер. с чеш. под ред. Л. С. Виленчика. – М.: Радио и связь, 1990. – 528 с.

  12. Сайт ВГТРК [Электронный ресурс]: http://www.vgtrk.com/

  13. Сайт истории телевидения «Телетроник», Великобритания [Электронный ресурс]: http://www.teletronic.co.uk/pioneers.htm

  14. Сайт Экспертного Совета Государственной Думы РФ [Электронный ресурс]: http://duma-expert.ru/path/to/show_news.php?id=472

  15. Саппак В. Телевидение и мы. Беседа третья. Нравственный кодекс // Сайт-проект Екатерины Алеевой «Евартист» [Электронный ресурс]: http://www.evartist.narod.ru/text12/87.htm 168 с.

  16. Урвалов В.А. Развитие телевидения и роль российских ученых//Учебно-методическая газета «Физика», ?4, 2003 г. [Электронный ресурс]: http://fiz.1september.ru/2003/04/no04_1.htm

  17. Хохлов Б.Н. Декодирующие устройства цветных телевизоров. – М.: Радио и связь, 1998. – 512 с.


1Владимир Саппак – искусствовед, театральный критик, основоположник теории телевидения в России, автор книги «Телевидение и мы».

2Геокодирование - процесс назначения географических идентификаторов (таких как географические координаты, выраженные в виде широты и долготы) объектам карты и записям данных.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...