Поиск
|
Парадигма развития регионального ТВ-вещания в начале ХХI века. (На примере Новгородского областного телевидения.)
А.А. Малькевич- кандидат политических наук, доцент, профессор кафедры журналистики филологического факультета Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого
80 лет телевидения, вопреки ожиданию, не стали для широкой общественности поводом для празднования – за истекший, без малого, век, культура телезрителя стала естественной и привычной, неотъемлемой частью повседневного бытия. По сути, как пишет А. Моль, основоположник теории «мозаичной культуры»: «[теперь] знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации» [6, c.112]. И первое место среди всех медиа-ресурсов занимает телевидение.
Телевидение как явление можно определить на языке физики. Впервые принцип передачи изображения на расстояние изложил в 1880 году русский физик и биолог П.И. Бахметьев в докладе, прочитанном в Цюрихе (Швейцария) и позже напечатанном в российском научно-техническом журнале «Электричество». Истории известны и другие имена: португальца А. Пайве, американцев Ж. Кэри и В. Сойера, француза К. Сенлека. Концепция «развертки», предлагающая разворачивать рисунок на отдельные элементы, кодировать их электрическими сигналами и последовательно передавать - жива до сих пор. Вскоре появился преобразователь энергии и сам механизм развертки, который был запатентован в 1884 году [13]. Светочувствительный датчик появился благодаря работам русского ученого А.Г. Столетова [2], открывшего явление фотоэффекта – эмиссии электронов под действием света. Да и, собственно, сам термин «телевидение» был предложен русским ученым К.Д. Перским на IV Всемирном электротехническом конгрессе 1900 года, в ходе доклада «Телевидение как электрическое кино» [16]. На этом, собственно, заканчивается предыстория телевидения.
1931 год считается точкой отсчета современного ТВ, поскольку именно тогда состоялась первая экспериментальная трансляция передач по системе малокадрового механического телевидения [1]. 1 октября 1931 года из здания на Никольской улице в Москве передали первое изображение: телезрители увидели лицо работника лаборатории. В Советском Союзе 80 лет назад насчитывалось порядка 30 телевизоров, собранных кустарным способом – и большая часть находились, как свидетельствуют архивы, в Москве. Надежный прием сигналов, которые посылала размещенная на знаменитой Шуховской башне антенна, обеспечивался лишь в зоне радиусом 60 километров (хотя изображение можно было увидеть даже в Сибири). 7 лет спустя передачи приобрели регулярный характер.
В первые месяцы передачи принимали не более 100 телевизионных приемников. Серийное производство первого телеприемника ТК-1 с ЭЛТ, который изготавливали по американской лицензии и с использованием их документации, велось с середины 1938 года в Ленинграде на заводе им. Козицкого. К концу года было выпущено около 200 телевизоров. Перед началом Великой Отечественной войны их парк составлял до 2000 шт. Примерно столько же было изготовлено телевизоров модели ВРК (Всесоюзный радиокомитет) [5]. Вторая мировая война приостановила работы по совершенствованию телевидения, а по ее окончании электромеханическое телевещание уже нигде не возобновилось. Электронное же телевидение к началу 1950-х годов во всех развитых странах стало, по сути, основным средством массовой информации и развлечений.
Сейчас телевидение стало главным источником информации для россиян. По опросам, не смотрят телевизор всего 2% населения. В стране на данный момент действуют около 200 телеканалов. По информации Экспертного совета Государственной Думы Российской Федерации, к концу текущего года зона покрытия цифрового телевидения охватит 40 миллионов россиян [14].
Согласно программе развития телерадиовещания до 2015 года, в России к этому сроку планируется полностью развернуть систему эфирного цифрового вещания. В рамках программы будут развернуты три мультиплекса (т.е. пакета) цифровых каналов.
Сегодня в России (в т.ч. в рамках ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы») большое внимание уделяется региональному телевидению, его программированию, проблематике, функционированию, развитию, влиянию на общественное мнение и культуру зрителей. Прежде всего, это связано с тем, что значение регионального телевидения возрастает с каждым днем.
Вещание «московских» (т.е. центральных) каналов рассчитано на некоего «усредненного» зрителя, а местное вещание дает информацию и поднимает разнообразные проблемы именно своего региона. Однако справедливо будет отметить, что доступность федеральных программ большей части населения страны привела к жесткой критериальной оценке зрителем всех телеканалов, при этом критерии – одни и те же. Исходя из того, что региональные студии оборудованы менее совершенно, что, в строгом понимании этого слова, региональные журналисты и ведущие не являются профессионалами, что работа дизайнеров местного уровня зачастую - из-за отсутствия специалистов высокого класса и недостаточности материально-технической базы – мы приходим к осознанию факта скептического восприятия зрителем местных телепрограмм.
Тем не менее, по подсчетам специалистов, информационные программы федеральных телеканалов сегодня отводят не более 13-18% от общего объема вещания на освещение региональной тематики [1].
Как справедливо не раз замечал президент Академии Российского телевидения Владимир Познер, «… телевидение любой страны сильно, прежде всего, региональным телевидением, на одном центральном далеко не уедешь» [9, c.14] .
Сегодня региональная журналистика «представлена изданиями и программами территориального или национально-этнического характера, удовлетворяющими потребности аудитории в информации местного масштаба» [4, c.3]. В частности, по состоянию на 1 октября 2010 года на территории Российской Федерации работают 49 полноценных региональных телекомпании, имеющих собственное программирование и вещающих 24 часа в день.
Эффект успешного развития регионального телевидения обусловливается не только стремлением потребителя медиа-продукта получить информацию о своем регионе. Вторым по важности аспектом является возможность осуществления обратной связи, примеры которой будут приведены ниже. Чувство сопричастности зрителя к происходящему на экране было отмечено еще В. Саппаком: «телевизионная передача рождает у зрителя чувство сопричастности, так называемый «эффект присутствия»…[15]1.
В случае с региональными ТВ-программами человек может не только внутренне переживать происходящее, но и влиять, переходя из позиции пассивного наблюдателя в позицию активного творца. Этого удается добиться простыми инструментами: введением в сетку вещания большого количества программ типа «прямой эфир», обеспечение их телефонными и Интернет-линиями обратной связи, созданием Интернет-ресурсов. Все это, безусловно, есть и на федеральных каналах, но региональные телекомпании отличаются большей мобильностью – в силу малых расстояний, ограниченного количества политической, экономической, творческой элиты (к которой, как правило, и адресуется зритель). Ярким примером и подтверждением справедливости данной предпосылки стало медиа-пространство Новгородской области в период с 2010 года, о чем мы скажем несколько позднее.
По мнению некоторых экспертов, точкой отсчета новгородского телевидения стоит считать 1993 год: впервые телеканал «Славия» вышел в эфир 25 октября 1993 года; 26 октября 1993 года новгородцы смогли увидеть первый выпуск «Новостей» (он длился всего 10 минут). До 1994 года «Новости» выходили 2 раза в неделю.
Впрочем, на самом деле старт ТВ в области произошел на 2 года раньше: 20 декабря 1991 года приказом Министерства печати и массовой информации РФ ? 320 от 20.12.1991 г. на базе Комитета по телевидению и радиовещанию Новоблисполкома была создана первая новгородская телерадиокомпания «Славия», в 2004 году реорганизованная в автономную некоммерческую организацию «Новгородское областное телевидение».
По сути, Новгородское областное телевидение было создано в связи с реформированием государственного ТВ, так как региональные телерадиокомпании по всей России из дочерних предприятий - самостоятельных юридических лиц – были преобразованы в филиалы ВГТРК [12], лишаясь и юридической, и финансовой самостоятельности.
Автономная некоммерческая организация «Новгородское областное телевидение» была создана на неограниченный срок в целях предоставления услуг в сфере культуры и массовой информации. Учредители организации – администрации Новгородской области, Великого Новгорода и 21 муниципального района Новгородской области.
Сегодня Новгородское областное телевидение – ведущая телерадиокомпания на медиа-рынке Новгородской области, широко освещающая все многообразие жизни региона. Телекомпания – единственный региональный ресурс, осуществляющий собственное ежедневное круглосуточное вещание в населенных пунктах Новгородской области: Великий Новгород, Шимск, Старая Русса, Боровичи, Валдай, Малая Вишера, Чудово, Холм, Пестово, Крестцы, Батецкий, Залучье (Старорусский район), Анциферово, Кабожа (Хвойнинский район), Сольцы.
Основная задача, поставленная перед ТВ-компанией – оперативно, объективно, всесторонне и интересно освещать общественно-политическую, социально-экономическую и культурную жизнь в регионе.
А теперь вернемся к теме изменения медиа-пространства отдельно взятого региона России, его реформирования и модернизации на примере Новгородской области и Новгородского областного телевидения. Сегодня АНО «НОТ» является не только динамично развивающейся, но и единственной региональной телекомпанией, которая осуществляет собственное полноформатное вещание. В Великом Новгороде эфирное вещание Новгородского областного телевидения осуществляется на частоте 34 ТВК. На данный момент сигнал Новгородского областного телевидения принимают около 75% жителей региона. В свою очередь телеканал продолжает развивать свою ретрансляционную сеть.
26 октября 2010 года Администрация Новгородской области утвердила региональную целевую программу «Развитие телерадиовещания на территории Новгородской области на 2011-2012 годы», в которой на развитие этой сферы выделено 18,7 млн. рублей. Одной из задач программы является запуск цифрового мультиплекса. И именно в 2010 году, благодаря предпринятым решениям нового руководства, телеканал смог выполнить базовые условия для вхождения в 1-й мультиплекс. А это – без малого пять критериев: самостоятельное программирование; наличие собственного вещания (определенного объема программ собственного производства и приобретенных программ) и возможностей в сжатые сроки выйти на полноценные объемы вещания; тематическое и жанровое разнообразие контента и финансово-экономическое положение компании.
1 сентября 2010 года руководство канала предложило зрителям в новом сезоне не только улучшенную сетку вещания и новые проекты (в том числе, ТВ-марафон «Большая перемена»), но и обновленный фирменный стиль, запустило сайт канала в сети Интернет по адресу www.novgorod-tv.ru.
31 августа 2011 года канал вошел в пакет «Триколор ТВ» с применением геокодирования2.
Автономная некоммерческая организация «Новгородское областное телевидение» в ближайшее время охватит вещанием более 90 % потенциальной зрительской аудитории Новгородской области. Она претендует на ведущие роли в рейтинге региональных СМИ.
За 2010-2011 на «НОТе» удалось запустить больше 50 проектов и спецпроектов, которые стали настоящим прорывом в медиа-пространстве Новгородской области. В частности, это программы «Точка зрения» и «Политика. Новгород Style», посвященные политической жизни региона, комплекс программ, посвященных детям и подросткам: «Педсовет», «Дети ждут», «Альма-матер», «Молодцы» и другие; активно расширяется линейка новостийных программ: «Новости дня», «Бизнес.nov», «Итоги недели», «Новость часа» и т.д. Появились программы, позволяющие высказать свое мнение по остросоциальным вопросам любому жителю региона: «Точка зрения» и «Свободная трибуна». Несомненным успехом и для канала, и для перспектив строительства гражданского общества в регионе, стало ток-шоу «Народ выбирает», в ходе которого самые активная молодежь области представляет на голосование экспертов и зрителей свои проекты по развитию отраслей народного хозяйства и социальной сферы.
В 2010 году авторитетное маркетинговое агентство «Медиа-полюс» проводило специальное исследование, направленное на изучение Новгородского областного телевидения (и его аудитории) в динамике его развития. 300 новгородцев ответили на вопросы интервьюеров о своих предпочтениях в выборе телеканала, программы передач и актуальных тем. В основу метода измерения медиа на рынке положен принцип recall – воспоминание вчерашнего дня.
Как показало исследование, ежедневно у телевизоров собирается почти 70% опрошенных респондентов, причем подавляющее большинство из них – женщины. Средний же возраст всей телевизионной аудитории составляет без малого 40 лет с доходом чуть более 12-ти тысяч рублей. Новгородское областное телевидение входит в тройку лидеров по размеру ежедневной аудитории среди жителей Великого Новгорода со средним рейтингом 29,3%. В среднем возраст аудитории телеканала старше 35 лет, а средний доход больше, чем аналогичный показатель других телекомпаний, включая «Первый канал» (в Новгородской области). Так, каждый четвертый новгородец постоянно смотрит Новгородское областное телевидение.
Как показывает статистика, более половины (60%) всех жителей Великого Новгорода ежедневно знакомятся с выпусками новостей хотя бы на одном из телеканалов. Самой популярной местной телекомпанией, производящей ежедневные выпуски новостей, является именно Новгородское областное телевидение (21 %). Из федеральных наибольшей популярностью пользуются новости на «Первом канале» (29 %). Третьими по популярности стоят новости телекомпании «Триада» (18,3%).
Среди информационных программ «Новости дня» по оценке зрителей – самая востребованная передача: в сутки двое из десяти от общего количества жителей Великого Новгорода в возрасте от 18 до 65 лет следят за информацией корреспондентов телекомпании НТ. При этом данный показатель всего на 8 % ниже федерального лидера – «Первого канала».
Однако, техническая, а равно – и статистическая – грани такого явления как телевидение, в том числе и региональное – не исчерпывают его сути. Основная составляющая, на наш взгляд, это – составляющая содержательная, относящаяся к сферам культурологии, психологии и социологии.
Первое, о чем вспоминается в этой связи – определение телевидения, согласно которому оно «обучает, научает, развлекает» и т.д. Глубинный характер этой синергии неоднократно отмечал в своих работах Сергей Кара-Мурза. Он считает, что телевидение «конструирует реальность», что из него давно ушел элемент чистой информативности: «…ТВ обладает свой-ст-вом устра-нять из собы-тий правду. Именно глаз телекамеры, передаю-щий собы-тие с максимальной правдоподобностью, превращает его в «псев--дособытие», в спектакль... Объектив каме-ры действует таким обра-зом, что меняет акценты и «вес» событий и стира-ет границу между ис-ти-ной и вы-мы-с-лом…» [3].
О создании искаженных реальностей и фантазмах-симулякрах говорил еще Платон. Тем не менее, при всей соблазнительности идеи навесить ярлык фабрики подобных симулякров на телевидение, как это делает Кара-Мурза, действительного положения вещей она не отражает.
Пресловутый упадок телевидения, падение уровня подачи информации, с точки зрения, например, Владимира Познера, неочевидны: «Я считаю, что телевидение стало чрезвычайно коммерческим и в основном занято поиском самого общего знаменателя, то есть массовой аудитории. Телевидение выдает ту продукцию, которая пользуется наибольшим успехом у широких зрительских масс. Причем для этого существуют разные способы определения того, кто смотрит (сколько зрителей, их возраст, профессия, образование), когда смотрит и так далее. Телевидение в нашей стране, в отличие от многих других, сугубо коммерческое, здесь нет общественного телевидения, которое не беспокоилось бы о рейтингах и не нуждалось в рекламе. Даже так называемое «государственное телевидение»… в основном живет за счет рекламы. А коль скоро так, то оно старается продавать эту рекламу как можно дороже, а реклама стоит больше тогда, когда больше зрителей. Основной дефект нашего телевидения – это то, что оно целиком устремлено на поиск массовой аудитории, что, конечно же, снижает его общий интеллектуальный уровень. А наиболее интеллектуальные, если угодно, интересные программы появляются в позднее время, после 23 часов. Это не упадок, это результат коммерциализации ТВ» [9, c.14].
Итак – не деградация, а коммерциализация, смена формата. Не создание симулякров, а отражение действительности с попыткой параллельного решения задачи материальной – выживания. Которая еще более усложнилось в связи с рекомендацией Президента РФ губернаторам регионов избавляться от непрофильных активов, в том числе – и от телевидения. Переход на автономию – болезнен, и непременно скажется на контенте всех региональных каналов, усиливая ту самую сторону, которую Познер назвал «коммерциализацией», а Кара-Мурза – «деформацией».
«Множественность каналов информации в телевидении придает ему такую гибкость, что одно и то же слово может восприниматься по-разному, так что одному и тому же тексту можно придавать разное содержание», – пишет С. Кара-Мурза [3]. Именно поэтому, зная эффект воздействия телевидения на зрителя, в XXI веке использования «деформирующих» технологий ТВ следует избегать. И это выводит нас из сферы социологической – в этическую.
Итак, за 80 лет телевидение прошло долгий путь от «гонца, приносящего вести» до почти фантастически всевластного культурного феномена, появление которого – в негативном ключе – предсказывали еще фантаст Р. Брэдбери («451 градус по Фаренгейту») и писатель-публицист Дж. Оруэлл («1984»). И осознание этого факта – для нейтрализации стремления телевидения превратиться в самовластную «кузницу человека» – есть шаг к «дезактивации» манипулятивных технологий века ХХ.
В противном случае оправдавшиеся прогнозы А. Моля относительно человека «мозаичной культуры», усугубятся еще и тем, что телевидение приобретет над обществом тотальный контроль: «[СМИ] фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» [6, c.215].
На мой взгляд, Новгородскому областному телевидению за ультра-короткий срок – полтора года – удалось совершить прорыв в медиа-пространстве региона. Изменился не только контент, не только увеличился объем и охват вещания – изменилась сама парадигма. Произошел резкий скачок из телевидения 90-х, которое на 20 лет задержалось в Новгородской области, к телевидению современному, пусть и регионального масштаба. Изменилось не только телевидение – изменился зритель. Те стандарты, которые привили ему федеральные каналы, внезапно оказались применимы – и для многих зрителей, журналистов, критиков это стало шоком – к местному телевидению. Оно стало востребованным. И перешло в разряд тех самых акторов, формирующих общественное мнение и массовую культуру, в которых и должно было находиться все эти 20 лет.
Список литературы:
-
Борисов В.П. Рождение телевидения в стране Советов//Вопросы истории, естествознания и техники, ? 1, 2007 [Электронный ресурс]: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VIET/TV/TV.HTM
-
Всеукраинская электронная газета «Русский мир. Украина» [Электронный ресурс]: http://rusmir.in.ua/nay/734-aleksandr-grigorevich-stoletov.html
-
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием, гл. «Телевидение и создание реальности» [Электронный ресурс]: http://svitk.ru/004_book_book/2b/558_kara-murza-manipulyaciya_coznaniem.php
-
Корнилов Е.А. Классификация социокультурных моделей журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. – 1999. – ?1. – с. 3.
-
Меркулов Д. Телевидению - 80 лет// Журнал «Наука и жизнь», ? 1, 2006 г. [Электронный ресурс]: http://www.nkj.ru/archive/articles/3338/
-
Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1995. – 787 с.
-
Новаковский С. В., Котельников А. В. Новые системы телевидения. Цифровые методы обработки. – М.: Радио и связь, 1992. – 88 с.
-
Пескин А.Е., Смирнов А.В. Цифровое телевидение. От теории к практике. – М.: Горячая линия-Телеком, 2005. – 349 с.
-
Познер В.В. Обращение президента Академии Российского Телевидения к тележурналистам региона // ТЭФИ. Вып. 1 (4), 1998. – с. 14.
-
Пресс-конференция В. Познера [Электронный ресурс]: http://lenta.ru/conf/pozner/
-
Птачек М. Цифровое телевидение. Теория и практика/ Пер. с чеш. под ред. Л. С. Виленчика. – М.: Радио и связь, 1990. – 528 с.
-
Сайт ВГТРК [Электронный ресурс]: http://www.vgtrk.com/
-
Сайт истории телевидения «Телетроник», Великобритания [Электронный ресурс]: http://www.teletronic.co.uk/pioneers.htm
-
Сайт Экспертного Совета Государственной Думы РФ [Электронный ресурс]: http://duma-expert.ru/path/to/show_news.php?id=472
-
Саппак В. Телевидение и мы. Беседа третья. Нравственный кодекс // Сайт-проект Екатерины Алеевой «Евартист» [Электронный ресурс]: http://www.evartist.narod.ru/text12/87.htm– 168 с.
-
Урвалов В.А. Развитие телевидения и роль российских ученых//Учебно-методическая газета «Физика», ?4, 2003 г. [Электронный ресурс]: http://fiz.1september.ru/2003/04/no04_1.htm
-
Хохлов Б.Н. Декодирующие устройства цветных телевизоров. – М.: Радио и связь, 1998. – 512 с.
|