'Образ власти' и 'образ другого' в 1930-е гг.: политические задачи и пропаганда
Лившин Александр Яковлевич, Ложкина Анастасия Сергеевна
Лившин Александр Яковлевич – доктор исторических наук, профессор кафедры истории Российского государства факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail:livshin@spa.msu.ru
Ложкина Анастасия Сергеевна – кандидат исторических наук, директор отдела по привлечению средств Благотворительного фонда «Даунсайд Ап». E-mail: anastasia@downsideup.org
В статье проанализирована роль «образа другого» в формировании взглядов на власть в 1930-е годы. В качестве примера будет рассмотрен, с одной стороны, образ Японии как свидетельство того, что государство использовало восприятия населением внешнего мира для формирования определенных взглядов на советский режим и его «вождей». С другой стороны, затронута общая проблема использования официальной пропагандой «образа другого» для влияния на общественное сознание в направлении более позитивного восприятия существующей власти. Власть осознавала важность и значение применения средств коммуникаций в формировании нового советского общества и насаждении в нем позитивного образа большевистской власти как «своей», противостоящей власти «другого», как единственного защитника от смертельной внутренней и внешней угрозы. Воздействие на общественное сознание проходило систематически, комплексно, планомерно. Благодаря средствам коммуникации активно поддерживалось в обществе чувство страха, нагнеталась психологическая напряженность. Созданные мифы и символы на десятилетия сплотили население страны вокруг партии, непосредственно вокруг личности Сталина.
Ключевые слова
Образ «другого», образ «власти», политический дискурс, пропаганда, Сталин, Япония, карикатуры, манипуляция сознанием.