Тенденции развития законодательства субъектов Российской Федерации об институтах демократии
Гарькавченко Олег Юрьевич
Аспирант кафедры правовых основ управления факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail:olegis1@yandex.ru
Законодательство субъектов Российской Федерации об институтах непосредственной (прямой) и представительной демократии является важным, но не самодостаточным компонентом в общей системе законодательного регулирования институтов демократии в субъектах Российской Федерации. Определяющую, ведущую роль в данной системе играет федеральное законодательство. Такая роль законодательства субъектов Российской Федерации обусловлена установленным Конституцией Российской Федерации разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по регулированию институтов демократии в субъектах Российской Федерации. В статье рассмотрены соответствующие положения Конституции Российской Федерации и их воплощение в практике законодательного регулирования. В ней также сделаны выводы о том, что оптимальное (с точки зрения обеспечения функционирования институтов демократии в субъектах Российской Федерации) развитие законодательства субъектов Российской Федерации возможно при условии четкой и последовательной позиции федерального законодателя по вопросу об объеме и принципах регулирования институтов представительной и непосредственной демократии. Федеральное законодательство в этой области не должно ограничивать возможности субъектов федерации по созданию дополнительных правовых процедур, дающих возможность учета специфики региональных условий в вопросах организации органов представительной власти, реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации избирательных прав граждан, права на участие в референдуме, а также самостоятельного регулирования иных, кроме выборов и референдума, форм непосредственной демократии.
Ключевые слова
Конституция, законодательство, разграничение полномочий, субъекты федерации, институты демократии, конституционный суд.