Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://distance.ffl.msu.ru/dc/lit/info.htm
Дата изменения: Thu Oct 1 10:51:13 2015
Дата индексирования: Sat Apr 9 21:23:07 2016
Кодировка: Windows-1251
Подготовительные курсы. Литература
Как происходит обучение


Курс  'Русская литература XIX века' разработан для подготовки абитуриентов к успешному и эффективному обучению на факультете иностранных языков и регионоведения, носит целиком практический характер и нацелен на выработку у абитуриентов базовых навыков литературоведческого анализа, необходимых для выполнения самых разнообразных программ по национальным литературам, что является неотъемлемой частью учебного процесса на протяжении 5 лет обучения по всем специальностям. Материал подготовительного курса охватывает традиционную программу по литературе для поступающих в высшие учебные заведения.  

Курс ставит перед абитуриентом следующие основные задачи:


Добросовестное и полноценное  выполнение этих задач позволяет  будущему студенту приобрести разносторонний аналитический опыт и широкую  культурологическую эрудицию, что является необходимым условием для полноценного обучения на факультете. 


Курс состоит из следующих основных частей:
  1. Вопросы и задания, направленные на работу с текстами программных произведений, развитие навыков теоретического, проблемного и компаративного (сравнительного) анализа (выполняются последовательно в письменной форме; все ответы проверяются и комментируются преподавателем).
  2. Систематическое написание сочинений (каждое сочинение проверяется, подробно рецензируется, комментируется и оценивается).
  3. Участие в интерактивной дискуссии по темам, предложенным преподавателем и самостоятельно.
  4. Тесты, предназначенные для самостоятельной проверки фактических знаний и владения необходимой терминологией.
Вниманию  обучающихся предлагаются следующие  информативные разделы:
  1. Принципы анализа литературных произведений.
  2. Программные требования.
  3. Замечания о работе над литературоведческим эссе.
  4. Рекомендуемые пособия и материалы для самостоятельных занятий.
Основным пособием по курсу является следующий учебник:

Русская литература XIX-XX веков:
В 2 т. / Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков.
- М.: Изд-во Московского университета, 2001(а также переиздания).





Структура курса ‹‹Русская литература XIX века››


Внимательно и подробнейшим образом ознакомьтесь с приводимыми ниже принципами и правилами работы по данному курсу.


Продолжительность курса - 2 семестра (октябрь-январь и февраль - июнь). Первый семестр посвящен произведениям русской литературы 1-й половины 19 века, второй семестр - литературе 2-й половины 19 века. Запись на каждый семестр осуществляется отдельно. Целесообразно пройти данный курс целиком. Курс строится в виде системы модулей, которые выполняются последовательно и в строго определенные сроки (1 месяц на каждый модуль). График работы с подробным указанием сроков выполнения заданий помещен в соответствующем разделе. Каждый модуль посвящен творчеству 1-3 авторов и включает в себя:
  1. цикл вопросов и заданий, предполагающих развернутый письменный ответ или составление схемы;
  2. написание сочинения на одну из предложенных в модуле тем или на одну из тем в разделах ‹‹Программа по литературе›› и ‹‹Экзаменационные материалы››;
  3. интерактивную дискуссию по теме, предложенной преподавателем (в 3-х модулях).
!
По окончании указанного в графике срока модуль закрывается, и Вы переходите к следующему. Работа по каждому модулю оценивается в баллах, из которых в течение семестра составляется Ваш личный ‹‹табель успеваемости››, отражающий интенсивность и качество Ваших занятий. На основе этого ‹‹табеля›› решается вопрос о Вашем допуске к итоговому экзамену по литературе (в виде сочинения), который проводится в конце семестра и при успешном написании позволяет получить сертификат подготовительных курсов.

1) Вопросы и задания

Основное содержание каждого модуля составляют вопросы и задания. В зависимости от объема материала число их колеблется от 10 до 30 по творчеству одного писателя. В большинстве случаев задания выполняются в виде развернутого письменного ответа (в среднем не более 1-1,5 стр. с одинарным интервалом). Внимательно просмотрите весь модуль и заранее тщательно рассчитайте свое время, с тем чтобы успеть за месяц выполнить не менее 70% заданий! Вопросы и задания даются в трех основных разделах: Раздел ‹‹Работа с текстами›› потребует от Вас внимательного и неоднократного прочтения всех программных произведений. Доскональное и абсолютное знание фактического материала - одно из основных требований к качеству экзаменационного сочинения. Вопросы и задания данного раздела включают такие виды работы, как изложение краткого содержания программных произведений и их отдельных частей (в случае с крупными прозаическими текстами - с точностью до главы), а также конспектирование критических работ, составление схем, отражающих систему персонажей того или иного произведения с текстовыми характеристиками, составление хронологических схем творчества писателей, подбор наиболее адекватных и показательных цитат по той или иной теме и т.д. Настоятельно рекомендуем Вам ни в коем случае не игнорировать ни одно из этих заданий, даже если Вы уверены в хорошем знании текста и считаете уровень задания ‹‹школьным›› - знания никогда не мешает проверить, уточнить и систематизировать! Кроме того, выполняя задания по изложению содержания произведений и их фрагментов, Вы работаете над стилем и совершенствуете навыки владения письменной речью, что позволит избежать или снизить число досадных, а подчас и роковых стилистических ошибок в экзаменационном сочинении.

Название раздела ‹‹Развитие навыков литературоведческого анализа›› говорит само за себя. Для выполнения заданий этого раздела Вам необходимо будет пользоваться учебными пособиями (в том числе рекомендованными нами), справочными и энциклопедическими изданиями, а также проявить умение творчески и критически мыслить. Кроме того, Вы всегда можете рассчитывать на помощь преподавателя, контролирующего Вашу работу. Но не забывайте: преподаватель придет Вам на помощь, только если Вы действительно работаете над заданиями - пассивное отношение к курсу никак не поощряется и не принесет положительных результатов! Виды работы, предлагаемые в данном разделе, включают подбор примеров, иллюстрирующих смысл и значения тех или иных литературоведческих терминов, аналитический разбор произведения по одной из традиционных схем, анализ персонажа или сопоставление нескольких героев, анализ особенностей языка того или иного писателя и т.д.

Раздел ‹‹Анализ проблематики›› важен для выработки умения понять сущность и смысл многих предлагаемых на экзаменах тем и принципы их раскрытия, а также призван способствовать расширению литературоведческого, культурологического, исторического и философского кругозора абитуриента, что является необходимым условием полноты и глубины экзаменационного сочинения. Работа над заданиями этого раздела потребует от Вас активного творческого отношения к содержанию программных произведений. Вы должны будете научиться определять характер проблематики данного художественного текста (социальный, психологический, философский и т.д.), видеть историко- культурные и идейные предпосылки его создания и особенности восприятия его читателями прошлых эпох и современниками, грамотно, адекватно и лаконично излагать свое собственное понимание идей, смысла и значения анализируемых произведений. Материал, который Вы накопите в процессе работы над этими заданиями с учетом комментариев и пожеланий преподавателя, можно будет смело использовать при написании большинства экзаменационных сочинений по различным темам.

Целесообразно работать параллельно над разными блоками заданий модуля - тем самым Вы сможете достичь большей полноты охвата материала, качественнее выполнить многие задания, более глубоко осмыслить различные аспекты анализируемой проблематики.

При выполнении заданий, требующих пространного ответа в виде небольшого эссе, старайтесь придерживаться объема, указанного в скобках после задания. В большинстве случаев указаний на объем нет - это значит, что он никак не ограничен и задание выполнятся в относительно свободной форме.

Убедительно просим Вас оформлять ответы так, чтобы преподаватель видел, на какой вопрос Вы отвечаете и мог понять связь Вашего ответа с заданием. Все выполненные задания каждого модуля присылаются для контроля и проверки в течение указанного в графике срока ЕДИНОВРЕМЕННО.
Выполняйте задания в файле, который открывается по кнопке [Модуль ... в формате Word] и сохраняйте его на своем компьютере. Когда все задания модуля будут выполнены, откройте ссылку [Отправить задания], найдите по кнопке "Обзор" свой файл (он должен быть типа .doc) и отправьте его, нажав кнопку "Отправить".

Задания, присланные после истечения срока работы по данному модулю, к рассмотрению не принимаются.

Во избежание возникновения в процессе обучения стрессовых ситуаций, связанных с высокой интенсивностью и строгой регламентированностью сроков работы, Вам следует за неделю до окончания работы модуля сообщить преподавателю о заданиях, которые вызывают у Вас непреодолимые затруднения, с указанием причин затруднения. В этом случае с помощью преподавателя Вам удастся в срок проработать необходимый объем материала.

Преподаватель проверяет и возвращает Ваши работы с комментариями и оценками в течение месяца с момента получения их от Вас (пока Вы работаете над следующим модулем).

2) Написание сочинения

Второй обязательной составляющей каждого модуля является написание сочинения по одной из предложенных в модуле тем. Кроме того, Вы можете выбрать тему из списков, помещенных в других разделах курса.

Сочинение - один из самых сложных экзаменов. Это особый жанр, в котором сочетаются элементы литературно-критического эссе и историко-литературной статьи. Сочинение - творческий труд, однако пишется оно в достаточно жестких условиях: время письменного экзамена строго ограничено; не разрешается пользоваться текстами, пособиями, конспектами, записями; выходить из аудитории не позволяется более чем на пять минут. Поэтому один из важнейших способов хорошо подготовиться к этому экзамену - постоянно писать. Это значит, что в течение 2 семестров занятий в рамках нашего дистанционного курса Вы должны будете рассчитать свое время так, чтобы каждый месяц писать и присылать нам на проверку как минимум одно сочинение (обязательное условие выполнения модуля).

Наша с Вами работа по систематическому написанию и проверке сочинений будет осуществляться в личной переписке с преподавателем. Вы выбираете тему, внимательно знакомитесь с контрольными вопросами по творчеству данного писателя, пользуясь рекомендуемым нами пособиями и критической литературой, основательно прорабатываете эти вопросы и пишете сочинение, которое незамедлительно присылаете нам на проверку. Каждому сочинению должен быть обязательно предпослан план. Через некоторое время Вы получаете обратно свое сочинение, проверенное в соответствии с принятыми стандартами (с выделенными, классифицированными и прокомментированными ошибками) и оцененное. К сочинению будет приложена рецензия, из которой Вы узнаете о достоинствах и недостатках своего сочинения и которая поможет Вам правильно сориентироваться при написании последующих работ.

В течение года Вам необходимо написать как минимум 8 сочинений. Темы сочинений должны строго соответствовать изучаемому в модуле материалу - в противном случае сочинения приниматься и засчитываться не будут.

По возможности старайтесь писать больше, чем требуется от Вас по нашим правилам. Важно не тратить времени даром и не терять темп: чем больше сочинений Вы напишете в течение курса обучения, тем вероятнее будут Ваши шансы успешно сдать письменный экзамен. В действительности 8 сочинений за год - очень мало, это чисто формальное требование. Однако работайте, строго соблюдая график: сочинения, присланные после истечения срока работы по данному модулю, к рассмотрению не принимаются. Сочинения, написанные ‹‹сверх нормы››, могут присылаться в любое время, независимо от сроков работы модулей, и будут проверяться в обычном порядке. Однако оценки, полученные за эти сочинения, не будут учитываться в Вашем табеле успеваемости при отсутствии присланных в срок обязательных сочинений по темам 8 модулей.

По мере приобретения опыта старайтесь максимально приближать условия своей работы к экзаменационным. Во всяком случае, никогда не пользуйтесь никакими материалами непосредственно во время написания сочинения! Все, что Вы нам присылаете, должно представлять собой Ваш собственный текст (за исключением умеренного количества цитат, также приводимых по памяти). РАБОТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ СОБОЙ ПЛАГИАТ, НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ И НЕ ЗАСЧИТЫВАЮТСЯ. НИКАКИХ КОММЕНТАРИЕВ И ОБЪЯСНЕНИЙ ПО ПОВОДУ ТАКИХ РАБОТ ДАНО НЕ БУДЕТ.

Обратите внимание на то, что многие контрольные вопросы по творчеству каждого из писателей, предлагаемые в соответствующем списке, могут оказаться формулировками экзаменационных тем (иногда в слегка измененном виде). Пожалуйста, тщательно проясните для себя все вопросы.

При возникновении любых трудностей в процессе самостоятельного освоения литературного, критического и исследовательского материала не стесняйтесь присылать нам вопросы, на которые мы с радостью ответим.

3) Дискуссия

Еще одним важным элементом учебного процесса является интерактивная дискуссия на тему, первоначально предлагаемую преподавателем. Эта форма работы задумана как своеобразный дистанционный аналог группового обсуждения изучаемого материала на занятии. В течение года необходимо принять участие в трех дискуссиях, темы которых содержатся в 4, 6 и 7 модулях.

Ваше участие в дискуссии должно представлять собой свободное по форме выступление (объем не органичен), в котором Вы можете
  1. сформулировать свое понимание предложенной для обсуждения темы;
  2. выразить свое личное отношение к той или иной проблеме, возникающей в связи с предложенной темой;
  3. привести примеры, подтверждающие Ваши аргументы;
  4. согласиться или не согласиться с мнениями других учащихся;
  5. задать вопросы другим участникам дискуссии и ответить на вопросы, заданные другими;
  6. перевести дискуссию в другую плоскость, предложив свою тему, концептуально связанную с темой, изначально предложенной в модуле.


Вы будете непосредственно видеть выступления и реплики всех учащихся, участвующих в дискуссии, и иметь возможность отреагировать на них своим выступлением или репликой. Участие в дискуссии должно быть активным: Вам необходимо как минимум три раза подключиться к обсуждению, представив 1 развернутое выступление и 2 реплики. Ваш качественный и количественный вклад в общее обсуждение темы будет оцениваться по пятибалльной системе. Участие во всех трех дискуссиях с положительной оценкой является необходимым условием успешного выполнения как соответствующего модуля, так и курса в целом.

Каждая дискуссия продолжается только в течение срока работы соответствующего модуля. По истечении этого срока дискуссия завершается, и Вы больше не будете иметь возможности отправить свои выступления или реплики по данной теме.

Темы дискуссий не связаны непосредственно с материалом, изучаемым в модуле, и потребуют от Вас обращения к самым разнообразным произведениям русской классики. Преподаватель внимательно следит за ходом дискуссии, контролирует качество выступлений и вмешивается в нее в случае, если теряется нить обсуждения или дискуссия приобретает поверхностный и необоснованный характер. При пассивном отношении абитуриентов к дискуссии преподаватель не работает вместо них, поэтому дискуссия просто не засчитывается в табеле успеваемости.




Наряду с работой над заданиями и приобретением систематического опыта написания сочинений не забывайте проверять свои фактические и теоретические знания с помощью специально созданных тестов (см. соответствующий раздел). Посещение Вами раздела с тестами и их выполнение фиксируются в Вашем табеле успеваемости. В течение года Вы должны вы полнить и самостоятельно проверить все тесты, представленные в курсе (сроки не ограничены).

Вы также имеете возможность ознакомиться с экзаменационными материалами - т.е. реальными темами сочинений, предлагавшимися в течение последних нескольких лет на факультетах университета, в том числе на нашем факультете. Более того, проконсультировавшись с Вашим преподавателем, Вы можете выбирать оттуда темы для своих учебных сочинений.




Принципы и система оценок


Внимательно ознакомьтесь с содержанием данного пункта, а также с разделом ‹‹График работы››!

Все виды выполняемых Вами заданий оцениваются и фиксируются в Вашем личном табеле успеваемости, на основании которого решается вопрос о Вашем допуске к итоговому экзамену по литературе и о получении Вами сертификата подготовительных курсов.

1) Выполнение заданий в каждом модуле оценивается следующим образом:
  1. за каждое задание, выполненное качественно и целиком, Вы получаете 1 балл;
  2. за каждое задание, выполненное поверхностно или не завершенное, Вы получаете 0,5 балла;
  3. невыполненные задания оцениваются в 0 баллов.

Минимальное количество баллов, которое желательно набрать для успешного прохождения каждого модуля, указано в разделе ‹‹График работы››.

Минимальное количество баллов, которое Вам необходимо набрать в течение года, - 320 из 441 возможных.

2) Сочинения оцениваются по пятибалльной системе. За каждое сочинение выставляется одна оценка (за содержание и за грамотность).

В течение года Вам необходимо написать не менее 8 сочинений. При наличии более одного сочинения, оцененного ‹‹неудовлетворительно››, Вам необходимо будет в указанный преподавателем срок ‹‹исправиться››, написав дополнительное сочинение на заданную тему.

3) Участие в дискуссии оценивается по пятибалльной системе.

Вам необходимо в течение года принять участие во всех трех дискуссиях с положительной оценкой

4) Выполнение тестов не оценивается, но фиксируется.

В течение года Вам необходимо выполнить все тесты, содержащиеся в соответствующем разделе (сроки не регламентируются).

Таким образом, Ваш личный табель успеваемости будет выглядеть примерно так:

Выполнение заданий Сочинения Дискуссии Тесты
? модуля Кол-во баллов Оценка Оценка Факт выполнения
Итого за семестр Кол-во баллов (минимум - 320) Общее кол-во Общее кол-во Общее кол-во


Мы надеемся на плодотворное сотрудничество с Вами и желаем Вам творческих успехов!

Курс поддерживает автор - кандидат культурологии доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур Комков Олег Александрович .