Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://xray.sai.msu.ru/~polar/html/publications/teach/poster4.ltx
Дата изменения: Fri Nov 27 16:50:07 1998
Дата индексирования: Sat Dec 22 04:55:54 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
\documentstyle{article}
\begin{document}

\begin{center}

{\bf Программа "мягкой специализации" и спецкурс по астрономии для 8-9
классов}

\end{center}

Современный подросток живет в эпоху информационного бума, перед ним
раскрываются широчайшие возможности освоения действительности, но одновременно
с этим возрастает опасность "потеряться" в неконтролируемом потоке всевозможных
сведений и фактов. Школа перестает быть единственным и главным Проводником в
бушующем информационном потоке, который всегда может ответить на вопрос "как".
Одним из способов осуществления этой новой задачи стало создание классов с
углубленным изучением предметов. В дополнение к уже существовавшим
специализированным физико-математическим и языковым школам стали появляться
школы с общей гуманитарной, естественно-научной и пр. направленностью. Почему
этот процесс стал развиваться столь бурно? Возможно, одной из причин стало
стремление педагогического коллектива каждого учебного заведения ограничить
информационное пространство, выбрать собственный "поток", по которому и
направлять своих учеников. Сужение изучаемых предметных областей пытались
компенсировать необоснованным включением в учебный план всевозможных узких,
прикладных дисциплин. Это создавало приятную иллюзию широты получаемого
образования.

Несмотря на все социально-экономические изменения в обществе остается
актуальным стремление получить высшее образование. Однако, усилилась
ориентация на престижность ВУЗа и избираемой профессии, в связи с чем у
родителей появилось тревожное стремление как можно раньше "поставить"
ребенка на дорогу, ведущую в заветный ВУЗ. При этом далеко не каждый
родитель ответственно подходит к данной проблеме: приписывает ребенку
несуществующие способности; вместо кропотливого труда по формированию
интересов ограничивается поверхностным вниманием.

Подобная ситуация не могла не создать проблем. Ребенок уже после 6-7 класса
(а то и раньше) ставился перед очень сложным выбором дальнейшего
образовательного пути. Крайне редко он может осуществить его самостоятельно
и осознанно. Мало того, часто критерием выбора профиля школы является
легкость в освоении какого-либо предмета. Это объяснялось способностями, но
не учитывалось, что на процесс познания влияет большое числ факторов. Кроме
того, только через радость преодоления, решения проблемы формируется
нормальный уровеньпритязаний и адекватная самооценка, лежащие в основе всей
системы ценностей. Забывалось о том, что способности не всегда и не
полностью являются врожденными, а формируются в процессе деятельности.

Не менее существенным является знание о сензитивных периодах - наиболее
благоприятных, с точки зрения готовности психики, периодах для формирования
тех или иных способностей. Так, для развития логико- математического мышления
это возраст от 10 до 14 лет (конечно, границы не являются строгими). Что же
может произойти с ребенком, которого вс 12-13 лет "определили" в
гуманитарную школу? Может, конечно, не случится ничего, просто ребенок на
долгое время отсрочит проявление самостоятельности и ответственности за свою
судьбу, будет несколько инфантильным. Но ситуация может развиваться и более
драматично: проучившись несколько лет, он почувствует сильный интерес к
математическим наукам и некоторое охлаждение к профильным предметам своей
школы. Что ему делать? Где он может удовлетворить свой познавательный
интерес? Может перейти в математический класс ... Но, во-первых возникнут
сложности с освоением новой дл янего углубленной программы, а во-вторых, где
уверенность, что интерес перерастет в склонность и способность.

Можно назвать еще несколько причин возникновения трудностей выбора
специализации в подростковом повзрасте (особенно в 8-9 классах):

\item
способности не всегда проявляются однозначно;

\item
трудно прогнозировать степень устойчивости интересов;

\item
при достаточно развитой познавательной активности и направленности на
познание ограничение рамками специализации воспринимается ребенком
негативно;

\item
нет четкой перспективы образования, а значит еще не оформилась полностью
область предметных предпочтений;

Для преодоления вышеописанных проблем в нашей школе реализуется программа
"мягкой специализации". Основным ее достоинством являетсявнедрение
развивающих спецкурсов, которые позволяют ребятам в рамках одного учебного
года попробовать свои силы в совершенно разных предметных областях. Помимо
этого, осуществляется ряд мер по активизации процессов личностного
самоопределения ребят и формирования их самосознания. Так как мы понимаем,
что простое отсрочивание выбора не гарантирует повышение его осознанности и
самостоятельности.

В нашей школе сложились три основные направления специализации: гуманитарные
математические и химико-биологические классы. В каждой предметной области
было выбрано по два предмета. В гуманитарной - русский язык и литература, в
естественной - биология и химия, в математической - астрономия (или физика)
и математика. Программа спецкурса по одному предмету рассчитывается на 10-12
часов. Основной целью такого спецкурса является расширение кругозора,
привлечение внимания ребят к наиболее интересным сторонам той или иной
области знаний. Содержание спецкурса направлено не на углубление в рамках
программы, а на изучение "параллельных" проблем и тем, выходящих за рамки
учебника. Всяческий поощряется выход на решение исследовательских,
творческих задач. В то же время, моделируются условия учебы в
соответствующемспециализированном классе, так как ребята занимаются
предметами дополнительно и имеют возможность сразу оценить свои интересы и
силы. На протяжении триместра они посещают по одному спецкурсу из каждого
предметного направления, т.е. всего три спецкурса. В завершении делают
творческую работу по тому предмету, который их наиболее заинтересовал. В
следующем триместре начинают работать три другие спецкурса. Подобная система
позволяет добиваться желаемого результата без существенного увеличения
учебной нагрузки. Таким образом, в течении двух триместров ребята расширяют
свои познания по шести предметам. Это дает им возможность более осознано
делать выбор дальнейшей специализации.

Спецкурс по астрономии качественно основывется на курсе для 11-х классов,
однако, разумеется, сделаны необходимый изменения. Речь в наибольшей степени
идет о качественной стороне явлений.

Для 8-х классов разработана лекция о происхождении элементов во Вселенной,
в которой в доступной форме рассказывается о процессах формирования
элементов от первичного нуклеосинтеза до взрывов сверхновых (первоначально
появление этой лекции было стимулированно просьбами учителя географии о
прочтении вступительной лекции в курсе физической географии).

Всячески поощряются вопросы ребят, поэтому иногда занятия преходят в
диалог или вопрос-ответ. Большое количество вопросов, непрекращающихся и
после занятий, свидетельствует о большом интересе к данному спецкурсу.

\vskip 2cm

\hskip 3cm М. В. Воинова, шк. 548 (Москва)

\hskip 3cm к.ф-м. н. С.Б. Попов, шк. 548 (Москва), ГАИШ МГУ



\end{document}