Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://xray.sai.msu.ru/~polar/html/publications/teach/poster3.ltx
Дата изменения: Fri Nov 27 16:46:56 1998
Дата индексирования: Sat Dec 22 04:55:53 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п
\documentstyle{article}
\begin{document}

\begin{center}
АСТРОНОМИЯ ВО ВСЕЙ КРАСЕ. \\

АСТРОНОМИЯ. 10-11 КЛАСС (рабочая тетрадь); Е.П. ЛЕВИТАН;\\
НПО ШКОЛА -- Издательство "Открытый Мир", Москва, 1997\\

\end{center}

Несмотря на значительные проблемы с астрономическим образованием в
средней школе в 1997 году учителя и ученики получили новое замечательное
учебное пособие. Речь идет о рабочей тетради по астрономии для 10-11 классов.

Тетрадь создана Е.П. Левитаном, автором одного из учебников по
астрономии для средней школы, и, разумеется, ориентирована именно на этот
учебник. Однако, она вполне может использоваться и в комплекте с любым
другим учебником и даже БЕЗ учебника, т.к. кроме заданий тетрадь содержит
массу материалов по астрономии. Фактически тетрадь представляет собой гибрид
собственно рабочей тетради, учебника и атласа, т.к. включает в себя и
колоссальное количество рисунков (всего в тетради их более 200). В результате
на 111 страницах школьникам предоставляется возможность и узнать что-то новое
(как из рисунков, так и из текста), и выполнить интересные задания.

Следует отметить также, что материалы, приведенные в тетради, включают в
себя и новые результаты (вплоть до 1996-97 годов), что немаловажно для
такой динамичной в наши дни науки как астрономия, где новые важные
результаты появляются буквально каждую неделю. В тетрадь вошли и новые
данные, полученные телескопом им. Хаббла, и фотографии ярких комет,
сиявших недавно на нашем небе, и фотографии только вошедших в строй крупных
телескопов. По этой причине в списке использованной литературы кроме книг
присутствуют и журналы, как российcкие, так и зарубежные (в идеале можно было
бы включить и ссылки на еще более динамичные электронные ресурсы, но пока, к
сожалению, это еще не стало в нашей стране привычным делом).

С тетрадью достаточно легко работать. В некоторых заданиях помещены ссылки на
соответствующие места в учебнике Левитана по астрономии, что облегчает их
выполнение, если используется именно этот учебник (однако, иногда для
выполнения задания необходим именно этот учебник, впрочем таких заданий совсем
мало). Заданий относительно немного, и по большей части они носят качественный
характер, т.е. не перегружены вычислениями, что вполне соответствует стилю
школьной астрономии, и это можно только приветствовать.

Недостатки достаточно типичны для всех школьных пособий по астрономии.
В первую очередь это "перегиб" в сторону рассмотрения объектов солнечной
системы. Больше половины тетради отведено под эту тему, а на всю остальную
Вселенную остается всего лишь около трети объема. Хотя казалось бы должно
быть наоборот, поскольку именно информации о "Большой Вселенной" обычно
и не хватает школьникам, поскольку часто только здравым смыслом при обсуждении,
например, космологических проблем не обойтись. При этом в "планетной" части
обсуждаются вопросы, не имеющие, на мой взгляд, большого значения. Так ли уж
нужно знать, что такое квадратуры и элонгации, или сколько точно открыто
спутников у каждой из планет-гигантов? Конечно, хорошо если школьники это
знают, но ведь можно было бы потратить это место (и время) на обсуждение более
важных (и интересных) проблем. Так например, очень мало говорится о межзвездной
среде, о ранней Вселенной, о таком замечательном и во многом до сих пор
загадочном явлении как космические гамма-всплески. В тетради, правда, мы видим лишь
отражение того, что обсуждается в учебнике, соответственно отражаются и
недостатки.

Во вторую очередь стоит упомянуть "вечное замалчивание" роли
современных технологий, в первую очередь компьютерных, в астрономии
(что впрочем можно отнести и к любой другой науке). У школьников уже есть
свое мнение по поводу "что такое хорошо", и компьютеры для них -- это
хорошо. Чтобы не создавать впечатления отсталости астрономии от современной
жизни следовало бы как раз уделить большее место использованию
современной техники. Возможно, для преодоления этих недостатков стоит
активнее привлекать к созданию учебных пособий профессиональных астрономов.

Есть и более мелкие недочеты. Встречаются опечатки в названиях
объектов. Неудачно выбран стиль набора формул. Некоторые задания, на мой взгляд,
могут потребовать дополнительных пояснений учителя. Встречаются чрезвычайно
экзотичные, малоупотребляемые термины, как например "электронная звезда".
Не всегда на выполнение заданий отводится достаточно места. Конечно,
ограничение объема приучает к лаконичности, но и чрезмерно ограничивать его
вряд ли разумно. В тетради часто встречаются ссылки на Школьный астрономический
календарь, но найти его сейчас не очень легко. Поэтому было бы правильнее
просто ссылаться на астрономические календари, и заодно описать какие из них
сейчас издаются в нашей стране. Иногда не очень понятно, рисунок или фотография
приводятся на страницах тетради, особенно если это обработанная фотография с
монтажем. Вопросы на эту тему вполне могут поставить некоторых учителей в тупик
(например, изображение Урана и его колец на стр. 57). Как это часто бывает в
астрономических изданиях, встречаются перевернутые рисунки (это редко критично
в астрономии, где понятия верха и низа достаточно условны). Остается также
непонятным, каков же тираж этого издания (хочется, чтобы он был побольше).

Вернемся вновь к достоинствам, тем более, что их много.
Не злоупотребляя местом автор доступно рассказывает о простейших наблюдениях.
В тетради есть подвижная карта зведного неба (совершенно необходимая вещь
при обучении астрономии), приводятся карты
Луны и планет. Поэтому вполне можно давать ученикам и наблюдательные
домашние задания, или, при возможности, проводить совместные наблюдения.

Автор также во многих местах удачно обходит некоторые тонкие моменты,
необсуждаемые обычно в школьном курсе (например, в задании требуется нарисовать
упрощенную схему Коперника, т.к. обсуждение полной схемы никогда не появлялось
на страницах школьных учебников и вообще полная схема малоизвестна широкому
кругу людей), что практически исключает возможность придирок. Правда, кое-где
мелкие неточности, заметные специалисту, остаются, но причина их видимо в
невозможности обсуждать все тонкости в относительно небольшом учебном
пособии. тем более что не обсуждаются они и в учебниках.

В тетради не выпячиваются отечественные достижения в астрономии и космонавтике,
что очень приятно. Т.к. встречающиеся в различных изданиях попытки представить
Россию (и Советский Союз) как родину слонов портят впечатление от всей книги.

Отметим также чисто стилистическое достоинство. Автор подобрал множество
хороших эпиграфов, которые к месту появляются на страницах тетради.

В заключение позволим себе полностью привести аннотацию, приведенную в
самой тетради, которая совершенно адекватно отражает ее содержание.
"Данное экспериментальное учебное пособие представляет собой рабочую
тетрадь-атлас. Оно включает в себя систему различных вопросов и заданий,
позволяющих глубже понять материал учебника. Содержит большую подборку
уникальных фотографий и рисунков, нагладно показывающих наиболее интересные
новейшие достижения науки о Вселенной. Список литературы позволит
любознательным читателям еще глубже разобраться в вопросах, которые их
заинтересуют. Рабочая тетрадь-атлас может быть использованна на уроках
астрономии, факультативах и при самостоятельном изучении астрономии".

Хочется пожелать, чтобы тетрадь вышла уже не как эксперементальное
издание большим тиражом, и была бы доступна большому числу школьников. \\

\hskip 4cm канд. физ-мат наук Попов С.Б.\\
\hskip 4cm ГАИШ МГУ, школа N548\\

%\vskip 2cm (Данная работа
%была опубликована в газете "Первое сентября" от 17 ноября 1998 г.)

\end{document}