i | Уведомление: Проверка: провалена. |
Эфир. 1.Мировым Э. называется предполагаемое тончайшее вещество, обладающее безгранично большой упругостью и наполняющее всю вселенную вплоть до междуатомных пространств; Э. это всепроницающая вещественная среда, которая по своим геометрическим свойствам одинакова с пространством, а по физическим - с осязаемой материей. Новейшее учение об Э. основано на электромагнитной теории света Фарадея-Максвелла, на опытах Герца и трудах Вильяма Томсона. Источником всех явлений теплоты, света, магнетизма и электричества являются волнообразные колебания мирового Э. различной скорости и формы. 2. Первоначально, в учении греческих философов - тончайшая материя, наполняющая мировое пространство, "пятая стихия" (квинтэссенция), в противоположность четырем основным (огню, воздуху, воде и земле). 3. со словом "мировой" и без него. Предполагаемая среда, заполняющая мировое пространство, при помощи которой объясняется распространение света и электромагнитных волн (физика, радио). По Декарту, "светоносный эфир" - бесконечно упругая среда, заполняющая все пространство и передающая свет как некое давление. 4. Физический вакуум, обладающий некоторыми свойствами материи.
Вакуум физический. Среда, в которой нет частиц вещества или поля. Благодаря флуктуациям В. обладает всеми правами "настоящих" физических состояний. При рассмотрении взаимодействующих полей вакуумным называют низшее энергетическое состояние всей системы этих полей. Например, вакуум электромагнитного поля - низшее энергетическое состояние этого поля.
Материя (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие выражает сущность мира - его объективное бытие. Ионийские философы пришли к заключению, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало, которое правит природой и составляет ее суть. Роль такой первоосновы М. как субстанции выполнял тот или иной субстрат, то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений. Согласно позиции Ленина, понятие М. "не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им". Принцип монизма : все сущее - порождение единой первичной праматерии.
Первоматерия. I. Согласно учению школы санкхья, истоком П. является
прадхана - первозданное состояние природы, не достигшей развития, недоступный познанию источник всех изменений, причина различного творения, первичная форма бытия, чистая потенциальность, основа видоизменения, предварительное условие всякого творения. Она не опознается из-за глубинности, совместности, тонкости, потаенности, распределенности, а не из-за непроявляемости. Недоступность из-за неощущаемости ведет к невоспринимаемости. Это материальное первоначало природы, первопричиѓна мира объектов, примитив, основная форма, корень, суть. Она производяща, но не произведена, не воспринимается непосредственно органами чувств, непричиненна, вечна, недеятельна, не имеет признаков, едина.
Из прадханы - пракрити (буквально: раньше творений, либо - прежде сделанная, до созданного). Пракрити: природа, натура; первоначальные, природные - формы; примитив, первоначало, основная форма; вечно действующая возможность природы. Основная субстанция, из которой развивается мир. Ее продукты причинны, она - не причинна, независима, всепроникающа, вечна. Как материальная причина мира пракрити содержит все его феномены в недифференцированном состоянии, но сама является началом "тонким" - сверхчувственным, постулируемым на основании абстрактного умозаключения. В качестве посредствующего межѓду прадханой и миром объектов выступает великое начало, первичный зародыш, проявленное. Оно произведено и производяще, причиненѓно, преходяще, деятельно, множественно, наделено признаками, плодотворяще.
II. Ибн Рушд. Первоматерия безначальна, мир вечен. Бог, "совечный" миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии.
III. Герсонид, в соответствии с принципами Аристотеля, отрицал идею творения из ничего и утверждал, что Бог сотворил мир из бесформенной и бескачественной первоматерии, придав ей форму, сущность, движение и жизнь.
IV. Даосизм. Имеются два первоначала Дао и Дэ: первоначало, да еще первоначало; первоначальное и еще более первоначальное. Эти оба вместе порождают все сущее, но различаются приметами, степенью известности. Всеобщий созидатель и посредник, первопричинное и повседневное, не имеющее и имеющее побуждение к деятельности, со скрытым и явным обликом, не имеющий внешних примет и богатый формами, источник неба и земли и кормилица всех существ. Дао: первопричинное, источник природы, творческое начало, всеобщий созидатель, порождающее начало, исконная самка. Ничем не выделяется источник природы, облик его скрыт; не имеет побуждения к деятельности; не благотворит. Первоначальная, первопричинная, сокровенная, ничем не выделяющаяся и невожделяющая исконная самка, - в ней зачатие неба и земли. Дэ: посредствующая, кормилица всех существ, повседневное, исток, лоно. Природа: обликом обозрима, имеет побуждение к деятельности, неистощима, постоянно поддерживает жизнь, ибо не из себя производит и расходуется, не надрываясь. Повседневная - исток - жерло, страстная, ищущая, чреватая формами, кормилица всех существ.
V. Хаос. (ударение на А; с ударением на О в значении 'беспорядок' здесь не рассматриваем).
1.Зияющая бездна, существовавшая до возникновения Земли, неизмеримое разверстое пространство, первопотенция, первичное состояние Вселенной, начало всякого бытия, некоего рода вечность, образ космического первоединства, первопричина всех вещей.
2. Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен; не просто порядок, а сущность порядка. Сам он и лишен всякого разделения и расчленения. Это невидимое и неосязаемое, лишенное всяких физических качеств начало.
3.Х. это "постоянно созидающая себя среда"; начало и конец всего, вечная смерть всего живого и одновременно источник всякого развития; универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления. Одни выдвигает на первый план понятие Х. как физического пространства, пустого или чем-нибудь наполненного; а другие понимает Х. как нечто живое и животворное, как основу мировой жизни. Х. все раскрывает и все развертывает, всему дает возможность выйти наружу, и в то же самое время он и все поглощает, все нивелирует, все прячет вовнутрь.
Тема введена с сообщения 6.