Timur
06.06.2001, 17:32
В настоящее время в российской космонавтике сложилось крайне своеобразное положение. C одной стороны пока еще существует серьезный потенциал для осуществления дешевых запусков космических аппаратов с помощью ракетаносителей 'Протон', 'Союз', 'Циклон', с другой стороны - на лицо кризис финансирования научных миссий, да и вообще жизнеспособных идей, воплощение которых по силам нашей сегодняшней космонавтике. На фоне этого глубочайшего кризиса отечественной космонавтики своеобразным белым пятном стал запуск на МКС первого космического туриста Дениса Тито. Без преувеличения можно сказать, что это событие становится своеобразной точкой отсчета для космонавтики XXI века, все большую и большую роль в которой несомненно будет играть частный капитал. Полет Тито, несмотря на свою нулевую научную ценность, пробудил самый что ни наесть живой интерес к космосу среди самых различных слоев населения земного шара. Сегодня по крайней мере несколько десятков наиболее обеспеченных землян возжелали повторить подвиг Тито, и устремиться навстречу звездам. Среди них есть и те, которые давно вышли из того возраста, когда можно летать в космос, и было бы очень разумно использовать бурную энергию и деньги этих людей в 'мирных целях', с пользой для науки.
Кажется целесообразным предложить этим людям не самим лететь в космос, а финансировать какой-либо научный проект, но как учесть при этом несгибаемый частнособственнический интерес таких потенциальных инвесторов? Предлагается следующая последовательность услуг, оказание которых под силу нашей науке и космонавтике:
1) Название малой планеты, открытой в России, в честь данного финансиста.
2) Проведение наземных исследований этого астероида наземными средствами: фотометрия, инфракрасная спектроскопия с целью выяснения его предварительных физических характеристик.
3) Посылка к его астероиду маленького, дешевого исследовательского зонда, и активное участие инвестора в управлении полетом этого зонда. Подобная миссия при определенной рекламной раскрутке, может стать еще более громкой, чем полет Тито, и во много раз более полезной и продуктивной.
Выполнение первых двух пунктов предлагаемой программы не представляет собой какой-либо проблемы. Что же касается запуска межпланетного космического аппарата, то здесь дело очень серьезное. Подобный зонд весом в несколько десятков килограммов может быть запущен на межпланетную орбиту ракетоносителем 'Циклон', который представляет собой модернизированную ракету СС-18. Подобный запуск может стоить около 10 млн. $. Сам же космический аппарат должен быть оснащен достаточно простым оборудование, включающим видеокамеру, спектрограф, магнитометр, и может быть сконструирован и изготовлен в короткие сроки и за сравнительно небольшие деньги, например в МФТИ. Таким образом, стоимость всей миссии сравнима с деньгами, заплаченными Тито за свой полет, инвестор же на протяжении всего подготовительного периода и собственно полета будет ощущать себя настоящим Колумбом, управляющим своим судном на пути к неведомым землям, а это дорогого стоит, по крайней мере лучше, чем находиться несколько дней в состоянии, когда тебя постоянно выворачивает на изнанку в невесомости.
В подобном проекте должно быть крупно заинтересовано российское космическое ведомство, так как именно миниатюрные и дешевые космические зонды способны уже в настоящее время с минимальными затратами решать самые сложные исследовательские задачи, а создавать такие зонды за государственный счет сейчас врят ли возможно.
Думается, что данный проект стоит обсуждать, даже если окажется, что подобная миссия будет все равно стоить достаточно дорого, ведь кто бы мог подумать год назад, что Тито действительно полетит в космос!
Кажется целесообразным предложить этим людям не самим лететь в космос, а финансировать какой-либо научный проект, но как учесть при этом несгибаемый частнособственнический интерес таких потенциальных инвесторов? Предлагается следующая последовательность услуг, оказание которых под силу нашей науке и космонавтике:
1) Название малой планеты, открытой в России, в честь данного финансиста.
2) Проведение наземных исследований этого астероида наземными средствами: фотометрия, инфракрасная спектроскопия с целью выяснения его предварительных физических характеристик.
3) Посылка к его астероиду маленького, дешевого исследовательского зонда, и активное участие инвестора в управлении полетом этого зонда. Подобная миссия при определенной рекламной раскрутке, может стать еще более громкой, чем полет Тито, и во много раз более полезной и продуктивной.
Выполнение первых двух пунктов предлагаемой программы не представляет собой какой-либо проблемы. Что же касается запуска межпланетного космического аппарата, то здесь дело очень серьезное. Подобный зонд весом в несколько десятков килограммов может быть запущен на межпланетную орбиту ракетоносителем 'Циклон', который представляет собой модернизированную ракету СС-18. Подобный запуск может стоить около 10 млн. $. Сам же космический аппарат должен быть оснащен достаточно простым оборудование, включающим видеокамеру, спектрограф, магнитометр, и может быть сконструирован и изготовлен в короткие сроки и за сравнительно небольшие деньги, например в МФТИ. Таким образом, стоимость всей миссии сравнима с деньгами, заплаченными Тито за свой полет, инвестор же на протяжении всего подготовительного периода и собственно полета будет ощущать себя настоящим Колумбом, управляющим своим судном на пути к неведомым землям, а это дорогого стоит, по крайней мере лучше, чем находиться несколько дней в состоянии, когда тебя постоянно выворачивает на изнанку в невесомости.
В подобном проекте должно быть крупно заинтересовано российское космическое ведомство, так как именно миниатюрные и дешевые космические зонды способны уже в настоящее время с минимальными затратами решать самые сложные исследовательские задачи, а создавать такие зонды за государственный счет сейчас врят ли возможно.
Думается, что данный проект стоит обсуждать, даже если окажется, что подобная миссия будет все равно стоить достаточно дорого, ведь кто бы мог подумать год назад, что Тито действительно полетит в космос!