Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.space.hobby.ru/projects/save_mir.html
Дата изменения: Thu Apr 7 02:17:03 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:36:14 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: deep sky
Новые материалы

/* Горизонт */

//-->

УНИЧТОЖЕНИЕ СТАНЦИИ "МИР" ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРЕСТУПНО. АЛЬТЕРНАТИВА - СОХРАНИТЬ ЕЕ КАК ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ВЕРНУВ НА ЗЕМЛЮ "ШАТТЛАМИ"


СЕРГЕЙ КРИЧЕВСКИЙ

Космическая станция "МИР" является сложнейшим и уникальным техническим объектом ХХ века. Она была создана в СССР и России, существует в космосе с февраля 1986 г. (более 13 лет) и стала настоящим международным космическим домом и лабораторией.

В станции "МИР" сконцентрированы не только материально-технические ресурсы, потенциал, уникальные результаты, рекорды, колоссальный опыт отечественной и мировой космонавтики в области пилотируемых космических полетов, длительной жизни людей вне Земли (до 1,5 лет), постоянного доступа в космос и присутствия человека на околоземной орбите, гарантированного возвращения на Землю. Это не только знания, формулы, расчеты, чертежи, описания, испытания, колоссальные затраты. В станции "МИР" как в драгоценном и неповторимом культурно-технологическом сплаве - первые космические ракеты и корабли, первый полет человека в космос и первые жертвы на этом пути, методики и результаты космических экспериментов, ошибки, аварии, решенные, нерешаемые и новые проблемы.

Таким образом, фактически мы имеем дело с принципиально новым объектом культурного наследия человечества и его неотъемлемой части - космического наследия (действующим "чудом света" - летающим, доступным для посещения и жизни человека).

Это приобретает особое значение в связи с прекращением активной эксплуатации "Мира" в августе 1999 г. после завершения космической экспедиции и возвращения на Землю космонавтов (двух российских и одного французского), с последующим беспилотным полетом и ликвидацией станции в феврале-марте 2000 г.

Однако расчеты и опыт прекращения существования предыдущих космических станций существенно меньшей размерности указывают на невозможность экологически безопасного прекращения существования станции "МИР" (имеющей массу более 120 т) при планируемой ликвидации "затоплением": высок риск опасных последствий для наземных объектов при падении ее фрагментов.

Уместно напомнить примеры реализации опасных сценариев: известные факты падения обломков крупной орбитальной станции "Скайлэб" (США) в 1979 г. в Индийский океан и на территорию Австралии после входа в плотные слои атмосферы, а также схода с орбиты и прекращения существования орбитальной станции "Салют-7" (СССР) в 1992 г.

Известно, что крупные объекты сгорают неполностью, их фрагменты достигают поверхности Земли. Таким образом, прекращение существования крупных космических аппаратов представляет серъезную и сложную экологическую проблему, поскольку:
1) при их сгорании в атмосфере осуществляется ее загрязнение на больших высотах;
2) при выпадении несгоревших фрагментов на поверхность Земли возможно нанесение экологического ущерба (как напрямую. - пожар при падении в лес, так и косвенно, через поражение потенциально опасных техногенных объектов - химических предприятий, хранилищ топлива и т. п., а также возможное падение на крупные населенные пункты).

Генеральный конструктор РКК "Энергия" Ю.П. Семенов за последние годы неоднократно предупреждал, что если не будет денег, то придется возвращать экипаж на Землю и консервировать станцию. А тогда любая неполадка чревата серьезными отказами. "Мы летаем над крупными городами, над атомными электростанциями..." - предостерег он (намекая на неконтролируемое падение "Салюта-7", происшедшее в 1992 г.) выступая на Парламентских слушаниях о космической программе и промышленности в Государственной Думе Федерального Собрания России в 1995 году.

Момент прекращения существования "МИРА" приближается. Для управляемого схода с орбиты необходимо реализовать дорогостоящую операцию торможения, при этом нет полной гарантии безопасного падения крупных фрагментов на поверхность Земли.

Более того, уже в процессе ликвидации станции может произойти отказ двигательной установки, тормозной импульс будет отработан неполностью и траектория конечного участка будет радикально отличаться от расчетной, в результате чего может реализоваться катастрофический сценарий поражения важнейших наземных объектов.

А в связи с известной микробиологической обсемененностью жилых отсеков станции "МИР" (наличием огромного количества микроорганизмов на борту станции) опасная операция по его ликвидации и "затоплению" в южной части Тихого океана весной 2000 г. создает не только риск механического разрушения наземных объектов. Добавляются и непредсказуемые последствия возможного попадания в океан или в другое место поверхности нашей планеты специфических микроорганизмов из внутренней среды станции, агрессивность которых значительно возросла за долгие годы (свыше 13 лет) эволюции вне Земли.

То есть предлагаемая процедура ликвидации "МИРА" антиэкологична и чрезмерно опасна.

Более того, проект ликвидации не проходил обязательную экологическую экспертизу (в соответствии с Федеральным законом России "Об экологической экспертизе" 1995 г.) и по правовым основаниям не может быть реализован.

Да и вряд ли такая экспертиза может быть проведена: в России и мире нормативная база для этого отсутствует, прецедентов не было.

Создаваемая Международная космическая станция будет иметь массу 450 т на высоте 400-500 км, что создает новые проблемы безопасности. Еще большие угрозы возникнут при развертывании глобальных систем в ходе реализации проектов космической индустриализации. И это с неизбежностью вызовет аналогичные проблемы, связанные с прекращением их существования, но еще значительно большего масштаба по затратам, риску и последствиям.

Здесь нельзя не сказать о принципиальных недостатках принятой методики и соответствующей практики ликвидации крупных космических объектов в СССР, затем в России, а также в США и других странах.

Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы
федерального уровня

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат: ... технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации...

Из Федерального закона Российской Федерации
"Об экологической экспертизе" (1995)

Во-первых, средства и технологии ликвидации таких объектов в проектную документацию не включались и до сих пор не включаются (так было со станцией "МИР", это происходит и с Международной космической станцией).

Во-вторых, расходы на процедуру ликвидации "затоплением" оказываются весьма дорогостоящими и составляют не менее 20 % от полной стоимости космического объекта и его эксплуатации. Причем, без учета экологических ограничений (которые до сих пор юридически отсутствуют, но введение платы за использование природных ресурсов, запуск, вредные загрязнения среды и т.п. неизбежно), возможных страховых сумм и компенсаций.

(Заметим, что здесь просматривается прямая аналогия с ядерными технологиями: когда-то атомщики утверждали, что проблема радиоактивных отходов чисто техническая и решится значительно легче и дешевле, чем проблема создание атомных реакторов. На самом деле именно проблема радиоактивных отходов, утилизации и ликвидации атомных объектов явилась тупиковой, самой трудной и дорогостоящей: по ряду оценок, это втрое дороже, чем сам ядерный объект и его эксплуатация).

В-третьих, технократы и менеджеры космических корпораций, чиновники государственных космических агентств и все общество стали заложниками устаревшей и экологически абсурдной технологии: мы все находимся в "ликвидационном" тупике, тогда как есть реальная и красивая альтернатива.

Спасительной альтернативой - выходом из технологического, экологического и культурного тупика - является принципиально новое решение: возможность инициировать в ЮНЕСКО процедуру присвоения космической станции "МИР" статуса объекта Всемирного культурного наследия человечества как особо ценного уникального объекта технической культуры ХХ века, и реализации специального проекта для его сохранения.

Конкретный проект предлагается осуществить в три этапа:

  1. сохранение станции на околоземной орбите, в том числе с известным переводом на более высокую орбиту полета (так ранее продлевали жизнь станции "Салют");
  2. активная организационная работа по "пробиванию" в ЮНЕСКО для станции "МИР" статуса объекта Всемирного культурного наследия;
  3. разборка станции "МИР" на околоземной орбите на модули, возвращение их на Землю с использованием космического челнока "Спейс Шаттл" (это потребует серии дорогостоящих и экологически не безвредных полетов), затем сборка на Земле, создание музея.

В этих целях реально и выгодно использовать полеты американских "Шаттлов" к создаваемой на околоземной орбите Международной космической станции (МКС), которые, выполнив основную задачу, не будут возвращаться на Землю "порожняком", а, при благоприятном совпадении орбит, после маневра смогут стыковаться со станцией "МИР" брать в качестве возвращаемого груза ее отдельные модули и ценное оборудование, т.е. технически обеспечить ее разборку и возвращение. При этом будет получен ценный опыт проведения подобных работ космонавтами России, США, других стран, и создан важнейший реальный пример экологически прогрессивной и культурной технологии утилизации крупного космического мусора (который пригодится лет через 15 для утилизации создаваемой сейчас МКС).

Все это возможно в виде крупного международного коммерческого проекта стоимостью свыше 1 млрд. долларов США, для чего необходимо создать открытое акционерное общество, рассматривая станцию "Мир" как объект собственности всех российских граждан, которые имеют право на свои "космические" акции.

Возвращенный объект может быть частично продан: как объект для проведения научных исследований (по материаловедению, воздействиям космоса и т.п.), частично - на сувениры, сделанные из настоящего уникального космического объекта, а основная часть, после сборки на Земле, станет действующим музеем, экспонат которого - уникальный объект технической культуры ХХ века, будет местом активного паломничества туристов, экскурсантов, проведения общественных мероприятий. (Попутно может быть также поставлен мировой рекорд массы и размеров объекта, возвращенного из космоса на Землю).

В апреле 1999 г. в России создан Народный благотворительный Фонд сохранения космической станции "МИР", что свидетельствует о социальном заказе общества. Однако в этом Фонде пока рассматривается только вариант продления существования станции. Автор направил в Фонд свой проект еще 20 мая с.г., но он даже не был рассмотрен Фондом.

Неизбежно наступит печальный момент прекращения существования станции, так уж лучше вернуть ее по частям и с минимальными потерями на Землю, чем потерять вовсе да еще с высоким риском ущерба для наземных объектов.

Предлагаемый проект, основанный на парадигме культурного наследия, позволяет выйти из тупика и решить сложную задачу, имеющую важное значение для развития космонавтики и культуры в интересах человека и человечества, при минимуме ущерба для природной среды, дает шанс создать яркий позитивный прецедент.

Действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, кандидат технических наук, космонавт

С.В. Кричевский

"20" августа 1999 г.

Copyright ї Кричевский С.В., 1999.

Webmaster - Александр Красников

Последние изменения внесены 23 октября 1999 г.

Могилы известных людей на сайте http://vechnosnami.ru.