Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.space.hobby.ru/projects/buran.html
Дата изменения: Thu Apr 7 02:17:05 2016 Дата индексирования: Sun Apr 10 00:11:59 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п |
/* Горизонт */
Создание многоразового орбитального пилотируемого корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия", относящейся к ракетам тяжелого класса, является выдающимся достижением отечественной науки и промышленности.
Орбитальный корабль "Буран" предназначен для проведения в космосе многоплановых операций с доставкой на околоземную орбиту до 30 т и возвращением на Землю до 20 т полезного груза.
Орбитальный корабль "Буран" - это корабль, который воплощает в себе новое направление в развитии отечественной космической техники, но вместе с тем является логическим продолжением предыдущих разработок с расширением выполняемых в полете задач и с совершенствованием самой техники. От космических кораблей-предшественников его отличают многоразовость применения, новые возможности по выполнению транспортных задач и орбитальных операций, использование планирующего спуска в атмосфере и горизонтальной ("по-самолетному") посадки на аэродром, внедрение в конструкцию и системы новых технических идей и решений.
В настоящее время в мире разработаны два корабля многоразового
применения с широкими возможностями в решении
задач космических полетов: орбитальный корабль "Буран" и
орбитальная ступень (корабль) американской системы
Проект орбитального корабля "Буран" предусматривает его многократное применение с необходимым обслуживанием между полетами. Такое решение было подготовлено ходом разработок и эксплуатацией предыдущих пилотируемых кораблей. На ранних этапах их создания в условиях жестких ограничений по массе со стороны ракет-носителей (4,7 т - "Восток", 6,8 т - "Союз") были необходимы простые рациональные решения с минимальными затратами массы, причем по задаче пуска и посадки основная цель состояла в возвращении на Землю экипажа. Со временем накапливался опыт космических полетов, развивались расчетно-теоретические исследования, совершенствовались системы и конструкции, улучшались материалы. Эти процессы привели к определенной совокупности результатов, которые к 1975 г. создали основу для перехода к разработке многоразовых систем. Примерно в это же время стала ясна тенденция расширения задач космических полетов, повышения числа пусков и, следовательно, увеличения потребного финансирования на космические программы. С учетом этих условий стала очевидной целесообразность перехода к системам многократного применения, основной смысл которых заключается в снижении затрат на эксплуатацию космической техники. Однако для реализации многоразовости необходимы дополнительные затраты при разработке и экспериментальной отработке системы. Чем больше масштабы проекта, предполагаемая частота и число пусков, тем больше выигрыш по сумме затрат от внедрения многоразовости. При этом, что само по себе важно, отпадает необходимость развития производственной базы для изготовления все новых и новых космических кораблей. Поэтому многоразовость применения орбитального корабля "Буран" была принята как одно из главных требований не ради идеи, а как обоснованное решение, учитывающее масштабы и стоимость разработки проекта, количество прогнозируемых полетов орбитального корабля, его уникальные характеристики и сложность, необходимость максимально возможного сокращения финансирования на программу в целом, наличие достаточного для реализации многоразового использования научно-технического задела и другие факторы.
Главным качеством орбитального корабля "Буран", определяющим новизну представляемого им направления в разработке транспортных космических систем, является возможность проведения им разнообразных орбитальных операций, включая обслуживание и ремонт космических аппаратов на орбите, выведение крупных конструкций и их монтаж в космосе, снабжение, дооснащение и обслуживание орбитальных комплексов с доставкой на Землю необходимых грузов, выведение космических аппаратов на орбиту и их возвращение на Землю, а также выполнение исследований и экспериментов в автономных полетах. Эти виды космической деятельности обеспечиваются указанной выше проектной грузоподъемностью орбитального корабля, наличием отсека полезного груза и его оснащением, а также традиционными системами, позволяющими выполнять, например, такие важные функции, как сближение и стыковка с космическими аппаратами, и комплексом специальных систем и средств для работы с полезными грузами на орбите.
Указанные свойства орбитального корабля и его способность решать в одном полете задачи транспортирования одновременно экипажа и грузов как по линии "Земля - орбита", так и в обратном направлении коренным образом отличают его от предшествовавших космических транспортных средств. До появления орбитального корабля "Буран" транспортные операции по снабжению орбитальных станций могли выполняться только специализированными кораблями: пилотируемым космическим кораблем "Союз" (доставка и возвращение экипажа) и грузовым космическим кораблем "Прогресс" (доставка грузов) - при крайне ограниченной массе возвращаемого груза. Задачи дооснащения орбитальных станций решались с помощью модулей, которые доставляли оборудование, но не могли вернуть его на Землю. В то же время опыт эксплуатации орбитальных комплексов показал, что грузовой поток имеет тенденцию к нарастанию, особенно по мере освоения и развития космического производства (изготовление материалов, биопрепаратов, лекарств и т.п.), и что ограниченные возможности транспортных средств могут оказаться сдерживающим фактором. В этих условиях использование орбитального корабля "Буран" для обеспечения работы орбитальных комплексов могло бы позволить решить многие насущные задачи. К ним, в частности, относятся транспортирование грузов до 30 т к орбитальной станции и до 20 т обратно на Землю, включая модули и крупные конструкции, обеспечение их переноса на станцию или эвакуации с нее, выполнение в контуре орбитального комплекса монтажных или демонтажных работ с попутной доставкой используемых для этого механизмов. Применение орбитального корабля "Буран" в этих целях может открыть новый этап в развитии орбитальных комплексов, являющихся магистральным направлением космонавтики, и способствовать повышению их отдачи в научно-техническом и экономическом плане.
Для орбитального корабля приняты и внедрены перспективные и новые в отечественной космонавтике способы его возвращения на Землю: планирующий спуск в атмосфере и посадка "на крыльях" на аэродром. Этим он принципиально отличается от своих предшественников, для которых используются скользящий (полубаллистический) спуск и вертикальная посадка на парашюте. Применение планирующего спуска привело к необходимости разработки и использования многоразовой тепловой защиты и конструкции, а также обеспечило широкий маневр для выхода в зону аэродрома посадки. Для многоразового корабля посадка на аэродром дает существенные преимущества, так как, во-первых, его полет завершается прибытием на свою базу, где развернуто стационарное оборудование для обслуживания, во-вторых, обеспечиваются стабильные условия приземления и, в-третьих, отпадает необходимость организации поиска и эвакуации КК и экипажа. Аналогичные решения приняты для орбитальной ступени системы "Спейс шаттл", однако в отличие от нее орбитальный корабль "Буран" рассчитан и на автоматическую посадку, что позволяет осуществлять не только пилотируемые, но и беспилотные пуски, ставит их в меньшую зависимость от погоды и безусловно является крупным достижением.
Основой конструкции орбитального корабля является его планер, который разрабатывался по двум основным группам требований: с одной стороны, он должен был обеспечивать решение задач спуска и посадки, а с другой стороны, его конструкция должна была быть рассчитана на работу в условиях участка выведения и орбитального полета и, в частности, отвечать требованиям увязки с ракетой-носителем и рациональной компоновки комплекса бортовых систем. Иными словами, орбитальный корабль проектировался как составная часть многоразового ракетно-космического комплекса (МРКК) для решения задач космических полетов, но на основе авиационной конструкции, что следовало из требований планирующего спуска и горизонтальной посадки. Для выполнения полета по замкнутому циклу "Земля-орбита-Земля" на нем устанавливались все системы и агрегаты, необходимые для его функционирования в соответствии с задачами полета и с учетом условий, изменяющихся по участкам полета.
Создание орбитального корабля и многоразовой космической системы "Энергия"-"Буран" в целом, включая наземные средства подготовки, проведения пуска и управления полетом, являлось крупномасштабной задачей общегосударственного значения. К ее решению были привлечены большие научно-технические, производственные и строительные силы в масштабах всей страны. Потребовалось организовать их взаимодействие, сконцентрировать усилия и направить на выполнение поставленных задач. Разработка проекта была сопряжена с необходимостью решения крупных научно-технических проблем как в части бортовых систем и конструкций, так и в области наземных средств и сооружений и сопровождалась широкими исследованиями по выбору их параметров и характеристик. При создании орбитального корабля, его планера, систем и агрегатов были реализованы новые технические идеи, применены современные элементная база и конструкционные материалы, широко внедрены достижения электронной техники, в том числе бортовые вычислительные машины, создано соответствующее программно-математическое обеспечение, разработаны новые технологические процессы и многое другое, что в совокупности позволило существенно повысить уровень разработки и выполнить предъявляемые к орбитальному кораблю требования.
"Буран" стартовал только один раз - 15 ноября 1988 года в 6.00 по московскому времени с космодрома Байконур в беспилотном режиме.
Полет орбитального корабля "Буран" убедительно показал правильность принятых технических решений, а также организационно-методических основ разработки и создания сложнейшей ракетно-космической системы "Энергия"-"Буран" и продемонстрировал высокий уровень научного и технологического потенциала кооперации предприятий нашей страны, работающих в области космонавтики.
Со времени полета орбитального корабля "Буран" прошло несколько лет. За это время многое изменилось в нашей стране, претерпели изменения и тенденции развития космической техники. Но технические решения, найденные в ходе создания многоразовой системы "Энергия"-"Буран", сохраняют свою значимость, и рассказ о них будет полезен современному читателю - ученым, инженерам, организаторам производства, создателям новых больших систем в космической и других отраслях науки и техники.
Полет орбитального корабля "Буран", выведенного на орбиту ракетой-носителем "Энергия", вызвал множество откликов как у нас в стране, так и за рубежом. Он оценивается как выдающееся достижение отечественной науки и техники. Однако высказываются и другие, часто противоречивые и во многом негативные, мнения относительно целесообразности его создания и возможных направлений дальнейшего использования.
Какими же были основные причинные связи при принятии решения о разработке проекта и что он дал нашей стране? Прежде всего следует сказать о том, что в конце 1970-х и в первой половине 1980-х годов создание МКС "Энергия"-"Буран" стимулировалось появлением американской многоразовой транспортной космической системы "Спейс шаттл", возможностью ее военного применения и связанными с нею планами разработки так называемой стратегической оборонной инициативы (СОИ) в США. Наличие системы "Спейс шаттл" давало некоторым зарубежным политикам и военным деятелям возможность утверждать об отставании Советского Союза в области космоса, строить планы "технологического отрыва" в рамках объявленной в 1983 г. программы СОИ, предусматривающей создание эшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования, и индустриального освоения космоса.
В то время военные и политические круги нашей страны стремились к выравниванию положения и к созданию отечественной системы, которая по своим возможностям не уступала бы системе "Спейс шаттл". В связи с этим при разработке многоразовой космической системы (МКС) "Буран" (так изначально называлась система) учитывались как военные аспекты, так и проблемы мирного освоения космоса, в том числе перспективные планы разработки космической техники и необходимость создания задела для будущих крупных космических проектов (развитые орбитальные комплексы, базы на Луне, межпланетные перелеты и т.п.). Для реализации таких проектов важным было предложение НПО "Энергия" о создании в рамках МКС "Буран" мощной ракеты-носителя будущего, на рациональность реализации которой неоднократно и настойчиво обращал внимание академик В. П. Глушко. При разработке МКС "Буран" учитывались потребности науки и народного хозяйства в проведении исследований и выполнении космических работ, а также целесообразность и необходимость освоения отечественной промышленностью новых технологий.
Цели разработки МКС "Буран" формировались на основе комплексного подхода как к задачам обороны, так и к интересам различных отраслей и направлений развития науки, техники и народного хозяйства страны.
Успешный пуск ракеты-носителя "Энергия", а затем и МРКК "Энергия"-"Буран" и первая в мире автоматическая посадка многоразового орбитального корабля показали высокий уровень научного, технологического и производственного потенциала ракетно-космической отрасли нашей страны и ее возможности по реализации самых сложных научно-технических проектов. Наша страна стала обладать ракетно-космической системой, которая сопоставима с системой "Спейс шаттл", а в ракетной части превосходит ее, и которая при необходимости способна служить основой противодействия СОИ, т.е. быть сдерживающим началом. Тем самым был сделан важный вклад в создание предпосылок для последовавшего оздоровления обстановки в мире. Это стало технико-политическим аспектом полезности создания МКС "Энергия"-"Буран".
Ожидать получения экономического эффекта от первых полетов орбитального корабля "Буран" так же неразумно, как неразумно было требовать отдачи от первого самолета или первого искусственного спутника Земли. Орбитальный корабль "Буран" положил начало новому направлению в отечественной космонавтике. Подобно первым разработкам в других отраслях техники он как бы опережает свое время. Однако с учетом планов перехода к промышленному освоению космоса, основу которого будут составлять обслуживаемые орбитальные комплексы, он органично вписывается в них как элемент их космической инфраструктуры, без которого ее практическое использование представляется недостаточно эффективным.
Ракета-носитель "Энергия" в семействе средств выведения, как орбитальный корабль "Буран" в структуре орбитальных комплексов, занимает особое место. Возможно ее использование с применением дополнительных разгонных блоков для выведения на геостационарную орбиту унифицированных платформ массой 15 т и более как в целях организации глобальной системы связи (телефонных, телевизионных информационных комплексов), охватывающих всю территорию земного шара, так и в интересах создания системы экологического наблюдения Земли. РН "Энергия" как ракета тяжелого класса может служить основой для строительства орбитальных комплексов нового поколения, а также для реализации более отдаленных космических проектов, например освоения Луны или полета к Марсу.
Для решения этих задач необходимо выведение на орбиту крупных блоков и конструкций, доставка которых другими средствами выведения, в том числе многоразовыми, еще долгое время будет невозможна.
Конкретной областью применения многразового ракетно-космического
комплекса "Энергия"-"Буран" в народном
хозяйстве и экономически оправданным
использованием орбитального корабля "Буран" могут быть
задачи создания и обслуживания орбитальных комплексов типа
Развертывание на орбите промышленного производства материалов и препаратов, проведения широких исследований и наблюдений требуют организации доставки на орбитальную станцию до 60 т и возвращения на Землю до 30 т грузов ежегодно. Использование ОК "Буран" позволяет обеспечить потребный грузовой поток, а также более рационально и экономически эффективно подойти к созданию будущих специализированных модулей.
Такие дорогостоящие модули можно было бы возвращать на Землю для подготовки к повторному использованию или модернизации, что особенно эффективно для биотехнологических модулей, требующих регулярной профилактики. Кроме сокращения затрат на изготовление модулей применение ОК "Буран" позволило бы существенно повысить их практическую отдачу за счет исключения систем и двигательных установок для их довыведения на орбиту орбитальной станции и стыковки с ней.
При выполнении грузовых операций один полет ОК "Буран" способен заменить полеты 6...10 транспортных космических кораблей "Прогресс" по доставке грузов на орбитальную станцию и такое же количество космических кораблей для возвращения, т.е. один запуск ОК "Буран" мог бы заменить 15...20 запусков одноразовых КК, стоимость которых почти в два раза выше стоимости одного запуска ОК "Буран".
По предварительным оценкам, использование ОК "Буран" для обслуживания орбитальной станции в течение пяти лет дало бы возможность существенно сократить эксплуатационные расходы и высвободить производственные мощности за счет повторного использования модулей и их бортовых систем.
Еще одной областью возможного применения ОК "Буран" являются сборка и обслуживание больших конструкций, в том числе форменных конструкций орбитальных станций, антенных систем больших радиотелескопов, концентраторов солнечной энергии и т.д., создание многих из которых практически невозможно на Земле.
Орбитальный корабль "Буран" обладает возможностью проводить транспортно-техническое обслуживание космических аппаратов с использованием доставляемого оборудования путем замены и ремонта вышедших из строя агрегатов, что может продлить время активного существования космических аппаратов в 2...2,5 раза и соответственно сократить объем производства.
Для проведения транспортно-технического обслуживания ОК "Буран" оснащен универсальным бортовым комплексом обслуживания полезных грузов, который может быть применен при работах с малыми космическими аппаратами.
Орбитальный корабль "Буран" может также использоваться для возвращения на Землю космических аппаратов и их составных частей. Это направление имеет два аспекта: первый - возвращение экологически опасных космических аппаратов и космических аппаратов, предназначенных для повторного использования, и второй - проведение исследований конструкций и материалов после их длительного пребывания в космосе.
В ряде случаев представлялось целесообразным выведение ОК "Буран" космических аппаратов благодаря его возможностям по их обслуживанию и несмотря на высокую удельную стоимость выведения по сравнению с одноразовыми носителями. Это особенно эффективно при доставке на орбиту сложных дорогостоящих космических аппаратов, так как после выведения существует возможность проверить их функционирование, устранить неполадки и обеспечить надежную работу при длительной эксплуатации.
И, наконец, возможно использование ОК "Буран" как самостоятельного космического аппарата с целью проведения в автономном полете исследований и экспериментов, отработки систем перспективных космических комплексов с многократным использованием дорогостоящей исследовательской аппаратуры.
И еще несколько слов о назначении и использовании орбитального корабля "Буран". В печати можно встретить утверждения о том, что США совершили ошибку, приняв решение о разработке многоразовой транспортной космической системы (МТКС) "Спейс шаттл", а СССР в свою очередь, подражая Америке, необоснованно втянулся в космическую гонку. Можно с уверенностью сказать, что и МТКС "Спейс шаттл", и МРКК "Энергия" - "Буран" являются закономерным и необходимым шагом в развитии космических программ с той оговоркой, что они сопоставимы в плане орбитальных операций, но в МРКК "Энергия" - "Буран" предусмотрена возможность эксплуатировать как саму систему, так и отдельно ракету-носитель "Энергия", а МТКС "Спейс шаттл" не имеет такой возможности, поэтому американские специалисты рассматривают создание ее грузового варианта "Шаттл-С".
Что же касается ошибочности программы "Спейс шаттл", то это заблуждение, основанное на некоторых полемических публикациях в американской прессе. Проведено большое количество успешных запусков корабля. Увеличивается количество заказчиков на участие в полетах.
Говоря об экономической отдаче, которая ожидалась от эксплуатации ОК "Буран", нельзя не остановиться на вопросе использования научно-технического задела, созданного при его разработке. В основу конструкции и систем ОК "Буран" заложены технические решения, многие из которых не имеют аналогов в мировой практике; разработаны новые системы, конструктивные материалы, оборудование, теплозащитные покрытия и новые технологические процессы. Все эти достижения могут быть широко использованы практически во всех отраслях народного хозяйства - от производства товаров народного потребления и медицины до атомной энергетики. Эффект от их внедрения может исчисляться миллиардами рублей. Американский опыт показывает, что космические программы окупаются с лихвой. Так, при затратах на "лунную" программу около 23 млрд. дол. экономический эффект от использования в промышленности технологий, разработанных по проекту, был оценен в 70 млрд. дол.
При создании ОК "Буран" было получено около 600 оригинальных научно-технических достижений. Это новые технологии и материалы, станки и устройства, программы и методики, экспериментальные установки, измерительная техника, автоматизированные системы управления и т.п., часть из которых опробована и освоена в различных отраслях промышленности, а многие ждут своего применения.
Система контроля и диагностики ОК "Буран" может быть использована как основа для повышения надежности и безопасности работы сложных комплексов, в том числе атомных электростанций. Ее внедрение может позволить практически исключить человека с его ограниченными возможностями из процесса принятия решений в экстремальных ситуациях. Экологически чистые источники электроэнергии ОК могут использоваться в различных отраслях народного хозяйства, например в автомобилестроении для карьерных самосвалов; а полностью автоматическая посадка ОК "Буран" открывает дорогу к всепогодному использованию аэропортов.
Материалы, без которых было бы невозможно создание ракетно-космических систем (высоколегированные жаропрочные стали, сплавы на основе алюминия и магния, высокоогнеупорная керамика, высокочастотные диэлектрики, теплозащитные материалы, смазки, клей, герметики, резина, тончайшие полимерные металлизированные пленки, антифрикционные и антикоррозийные покрытия), имеют многообразную и порой неожиданную сферу применения. Так, разработанный углерод-углеродный материал нашел широкое применение в медицине, оказавшись почти идеальным для изготовления искусственных суставов в технике протезирования.
Новые технологии могут эффективно использоваться в любой отрасли промышленности. Например, автоматическая сварка с помощью специальных сварочных головок может применяться в пищевой промышленности для сварки трубопроводов оборудования по переработке молока и выработке сахара, а также в нефтехимической промышленности и атомной энергетике. Пайка с использованием припоев без серебра может сэкономить значительное его количество. Высокоточное герметичное литье из жаропрочных сплавов успешно употребляется при изготовлении корпусов клапанов и насосов для молочной промышленности.
В процессе разработки ОК "Буран" была создана современная экспериментальная база для отработки и испытаний деталей, узлов и агрегатов, в том числе комплекс уникальных стендов для испытаний на статическую, динамическую, ударную и вибрационную прочность крупногабаритных конструкций, безэховая камера проверки радиосистем и т.д. Эта база могла бы быть использована на договорной основе всеми машиностроительными отраслями, так как включает большой набор современных измерительных средств с автоматизированной обработкой результатов измерений, а также многочисленные методики и банк программного обеспечения, необходимые для изучения состояния элементов конструкции любых машин и механизмов.
Использование в народном хозяйстве научно-технических достижений позволило бы со временем компенсировать затраты на создание МРКК "Энергия" - "Буран". Однако это будет зависеть от восприимчивости нашей экономики и промышленности к нововведениям, их переориентации на выпуск конкурентоспособных, отвечающих мировому уровню технических разработок.
В связи со снятием завесы секретности другим возможным источником средств, который позволяет компенсировать затраты на космические разработки, а также решать часть задач, связанных с конверсией оборонных отраслей, является выход на внешний рынок. Авиационная и космическая отрасли - одни из немногих, развитие которых шло на принципах прямой конкуренции с Западом. В них всегда действовало правило: работать на опережение, непрерывно совершенствуя свои разработки; а если у потенциального конкурента появлялась какая-то новинка, нечто подобное и даже лучше должно было быть незамедлительно создано и у нас. Поэтому в этих отраслях так высок уровень исследований и разработок технических решений и ракетно-космических средств, которыми располагает только наша страна. Предоставление на коммерческой Основе с оплатой в твердой валюте инженерных услуг по реализации научно-технических проектов в космосе с использованием наших ракетно-космических средств, создание объектов и сооружений наземного комплекса, выполнение разработок в области ракетно-космической техники по заданиям иностранных заказчиков, продажа лицензий на использование изобретений и различных технических сведений ("ноу-хау"), обладающих коммерческой ценностью, реализация космической продукции (кристаллы, полупроводники, сплавы и т.п.) и информации, полученной в ходе космических полетов, представляются весьма перспективными направлениями экспорта и обеспечения валютных поступлений.
В заключение следует сказать, что к созданию МРКК "Энергия"-" Буран" были привлечены большие научно-технические, производственные и строительные силы всей страны. Сложилась эффективная кооперация предприятий и отраслей с высококвалифицированными кадрами, мощным интеллектуальным и производственным потенциалом, накоплен передовой опыт, образован крупный научно-технический задел, созданы мощная экспериментальная и производственная базы, построены, оснащены и введены в эксплуатацию сложные системы и средства подготовки запуска и управления полетом. Все это с полным основанием можно считать нашим национальным достоянием.
Такие возможности и перспективы использования МРКК "Энергия"-"Буран" виделись в конце 1980-х - самом начале 1990-х годов. Позже ситуация изменилась.
Вследствие ослабления напряженности в мире утратили свою
значимость военно-политические аспекты возможного использования
МРКК "Энергия"-"Буран". Подписанные в начале
1990-х годов Россией соглашения о сотрудничестве в космической
области с
В такой обстановке, при наличии отечественного парка одноразовых ракет-носителей и кораблей, в условиях переживаемых нашей страной трудностей перехода к рыночной экономике, ограниченных возможностей государственного финансирования российской космической программы, отсутствия крупных небюджетных заказов на использование МРКК "Энергия"-"Буран", правительство России в 1994 г. приняло решение о приостановке работ по этой программе. Выделено финансирование только на поддержание сохранности созданных объектов и сооружений.
МРКК "Энергия"-"Буран" опередила свое время. Потенциальные возможности этой системы превосходят потребности современной национальной космической программы середины-конца 1990-х годов. Будет ли вновь востребован этот потенциал, зависит от появления практических заказчиков и прежде всего способности привлечь международное сообщество к решению с помощью космических средств таких общечеловеческих проблем, как глобальная телесвязь, восстановление озонового слоя, освещение полярных районов, утилизация ядерных отходов и др.
Хотелось бы выразить надежду, что государственная мудрость позволит найти оптимальный путь использования созданного достояния. Несмотря на трудности в экономике, в динамичной и острой обстановке нашего времени очень важно сохранить высокий качественный уровень космической промышленности, потеря которого может дорого (если не невосполнимо!) обойтись нашей стране.
По материалам кнги "Многоразовый орбитальный корабль "Буран" /
Ю.П. Семенов, Г.Е. Лозино-Лозинский, В.Л. Лапыгин, В.А. Тимченко и др.;
под ред. Ю.П. Семенова и др. - М. "Машиностроение", 1995.
Использованы фотографии НПО "Молния", РКК "Энергия".