Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.space.hobby.ru/organizations/khrunicheva_center.html
Дата изменения: Thu Apr 7 02:16:47 2016 Дата индексирования: Sun Apr 10 00:55:17 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п |
/* Горизонт */
В 1915 году из Риги в Тверь, Москву и Петроград были эвакуированы части Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ).
Началом развития сегодняшнего Государственного космического научно-производственного центра имени М.В.Хруничева можно считать 30 апреля 1916 года, когда по решению царского правительства Правление Русско-Балтийского акционерного общества приобрело большой земельный участок на окраине Москвы, недалеко от церкви Покрова в Филях, у помещика П.Г.Шелапутина. Правда тогда строящийся завод не имел даже косвенного отношения не только к ракетной, но и к авиационной тематике вообще На этом месте началось строительство завода, получившего в 1917 году название "Второй автомобильный завод "Руссо-Балт".
В 1918 году новым правительством на базе завода организовывается Первый Государственный бронетанковый завод, а в 1922 году предприятие выпускает первые пять отечественных автомобилей "Руссо-Балт".
Авиационная история начинается 23 января 1923 года, когда Совет Труда и Обороны страны принял решение о передаче завода в концессию на 30 лет самолетостроительной фирме "Юнкерc" для создания цельнометаллический самолетов и моторов к ним. Здесь до 1925 года было освоено производство самолетов Ю-20 и Ю-21.
С 1924 года началась разработка советских цельнометаллических самолетов, аппараты Юнкерса не нашли своей ниши, к тому же "Юнкерc" не выполнила условий концессии по производству дюрали и строительству моторов. 1 марта 1927 года концессионный договор с фирмой "Юнкерc" был расторгнут.
После этого в Филях образовывается Государственный авиационный завод ?7, вскоре преобразованный в завод ?22 имени 10-летия Октября. Здесь строились отечественные самолеты-разведчики Р-З, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ 1, ТБ-З, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35.
В 1933 году заводу присвоено имя С.П.Горбунова.
С началом войны, в октябре ноябре 1941 года завод эвакуируют в Казань (ныне Казанское ПО имени С.П.Горбунова) В декабре 1941 года на территории завода ?22 в Москве образован авиационный завод ?23, который до 1945 года производил бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2. В дальнейшем здесь выпускались Ту-4 вертолеты Ми-6 и Ми-8.
В 1961 году постановлением Совета Министров завод ?23 стал называться Машиностроительным заводом имени Михаила Васильевича Хруничева.
История конструкторского бюро (сегодняшнее КБ "Салют - филиал ГКНПЦ) начинается в 1951 году, когда на заводе ?23 было образовано Опытно-конструкторское бюро ?23 (ОКБ-23), которое возглавил Владимир Михайлович Мясищев, ставший в 1956 году генеральным конструктором.
В ОКБ-23 разрабатывались стратегические бомбардировщики М-4, ЗМ, М-50, М-52 Самолет ЗМ выпускался здесь же, на заводе ?23. До 60-го года в бюро накопился достаточный опыт, в том числе и по ракетной тематике (крылатая ракета "Буран" правда так и не была доведена).
Чисто ракетная история КБ берет начало именно в 1960 году. Постановлением Совета Министров СССР ОКБ-23 было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано (вместе с производственной базой - заводом ?23) в подчинение ОКБ-52, генеральным конструктором которого был В.Н.Челомей. ОКБ-52, базирующееся в Реутово, к тому времени вело разработку крылатых и межконтинентальных баллистических ракет. Именно последней темой и было загружено ОКБ-23, ставшее теперь филиалом ?1 ОКБ-52 Основным изделием этой тематики была МБР УР-200, прошедшая до стадии летных испытаний, но так и не принятая на вооружение по многим причинам.
Позднее, во второй половине 60-х годов, в ОКБ-23 была разработана МБР 2-го поколения УР-100. Это была ракета повышенной боевой готовности, размещаемая в ампулизированном контейнере в шахтной пусковой установке. Производство этой МБР было освоено на МЗ имени М.В.Хруничева. УР-100 в различных модификациях стоит на боевом дежурстве до сих пор.
В 1961 году в ОКБ-52 были начаты предварительные работы по проектированию тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты, получившей обозначение УР-500. Ракета была задумана как средство доставки мощнейшей головной части с ядерным зарядом. 29 апреля 1962 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании новой ракеты. В октябре 1964 года, после отставки Хрущева, УР-500 получила космический статус вместо военного.
Первый пуск РН "Протон" состоялся 16 июля 1965 года Тяжелый научный спутник, по имени которого и был назван носитель, был спроектирован также в филиале ?1 ОКБ-52. Пожалуй нет смысла пересказывать хронологию достижений РН "Протон" - сегодняшнего источника доходов ГКНПЦ. Вернемся к истории.
В 1966 году ОКБ-52 переименовывается в Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ) и ОКБ-23 стало называться Филевским филиалом ЦКБМ.
КБ занимается проектированием трех- и четырехступенчатого варианта РН "Протон", ведет предварительные работы по своей лунной программе. Кроме собственно ракет идут большие работы по военному комплексу "Алмаз", орбитальным станциям...
В конце 70-х годов ОКБ-23 было выведено из подчинения Челомея и преобразовано в КБ "Салют". С 1981 по 1988 год КБ входило в состав НПО "Энергия". После 1988 года КБ "Салют" обрело самостоятельность во главе с генеральным конструктором Д.А Лопухиным.
Перемены в государстве коснулись и ракетно-космической отрасли. Бывшие оборонные фирмы начали выходить на международный рынок со своими изделиями и услугами. Не были исключениями КБ "Салют" и завод имени Хруничева.
В январе 1993 года в США было Подписано соглашение о создании Акционерного общества "Lockheed-Khrunichev International" компаниями "Lockheed" и Машиностроительным заводом имени М.В.Хруничева. Цель нового АО - продвижение услуг на мировом рынке по запускам коммерческих спутников РН "Протон". А 15 апреля 1993 года было официально зарегистрировано уже совместное предприятие "Lockheed-Khrunichev-Energya International" (LKEI).
7 июня 1993 года произошло то. что логически должно было произойти - указом Президента РФ образован Государственный космический научно-производственный центр имени MB Хруничева В него вошли КБ "Салют" и маш.завод имени М.В Хруничева.
В июне 1995 года после объединения американских компаний "Lockheed" и "Martin", преемником СП LKEI стало новое совместное предприятие International Launch Services (ILS).
На сегодняшний день у крупнейшего российского предприятия космического профиля большое количество реальных и потенциальных контрактов на запуски коммерческих нагрузок на своей РН "Протон", контракт на изготовление ФГБ для станции "Альфа". Также ГКНПЦ является основным изготовителем российского сегмента МКС "Альфа".
О.Шинькович, Новости Космонавтики, ¹9 за 1996 год.