Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.space.hobby.ru/firsts/tsander.html
Дата изменения: Thu Apr 7 02:16:51 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:10:57 2016
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: moon
|
/* Горизонт */
//-->
Цандер Фридрих Артурович
(1887-1933) - советский ученый и
изобретатель в области теории межпланетных полетов, реактивных
двигателей и ЛА. В 1914 окончил Рижский политехнический
институт. Проблемами реактивного движения начал заниматься с 1908.
Его внимание привлекали вопросы конструирования КА, выбор движущей
силы, способы очистки атмосферы на КА и др. В 1909 он впервые
высказывает мысль о том, что в качестве горючего целесообразно
использовать элементы конструкции межпланетного корабля; с 1917
приступает к систематическим исследованиям проблем ракетно-космической
науки и техники. В 1921 Цандер представил доклад о проекте межпланетного
корабля-аэроплана на Московскую губернскую конференцию изобретателей. В 1924
опубликовал в журнале 'Техника и жизнь' статью 'Перелеты на другие
планеты', в которой изложил свою основную идею - сочетание ракеты с
самолетом для взлета с Земли и последующее сжигание в полете
самолета в качестве горючего в камере ракетного двигателя для
увеличения дальности полета ракеты. В том же году Цандер разрабатывал
идею об использовании Луны или попутных планет (их гравитационного
и электромагнитного поля или их атмосферы) для увеличения скорости
полета на другие планеты, а также идею планирующего спуска КА с
торможением в атмосфере планеты. С 20-х гг. Цандер, наряду с
исследованием проблем межпланетных сообщений, занимался разработкой
теории и расчетом двигателей КА. Он предложил схему и конструкцию
двигателя внутреннего сгорания, который не нуждался в атмосферном воздухе;
выполнил ряд теоретических расчетов эффективности реактивных двигателей
различных схем, включая ВРД и комбинированные РД. Основные труды по ракетной
астродинамике; им были рассмотрены также вопросы движения КА в
гравитационном поле Солнца, планет и их спутников, определения
траекторий и продолжительности полетов.
В 1929-32 Цандер построил и испытал на сжатом воздухе с бензином реактивный
двигатель ОР-1; в 1933 - ЖРД ОР-2 (на жидком кислороде с бензином).
Разрабатывал проекты двигателя 10 и ракеты -'ГИРД-Х'. Принимал участие
в организации Группы изучения реактивного движения. В 1931-32 был
пред. ГИРД при Осоавиахиме. В 1930-31 преподавал в Московском авиационном
институте. Именем Цандера названа мемориальная комната в Рижском
политехнич. институте, музей развития космонавтики в Кисловодске,
улица в Москве, кратер на Луне.
Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство "Советская энциклопедия" 1985
Годы жизни и деятельности
1887, 23 августа
- в семье рижского врача, доктора медицины
Артура Константиновича Цандера и его жены, дочери
саксонского камергера и музыканта Готшалька, Елены Цандер,
родился мальчик, названный родителями Фридрихом. Он был в
родительской семье четвертым ребенком.
1889
- рождение сестры Елены и смерть матери при родах. Детей
воспитывал отец, увлекавшийся естественными науками и
техникой. Родившийся в 1854 году в купеческой семье, он
окончил Рижскую губернскую гимназию, затем, в 1881 году
- Дерптский (ныне Тартуский) университет. Далее для продолжения
образования он отправился в Вену, где защитил
докторскую диссертацию, и, вернувшись в Ригу, начал заниматься
врачебной практикой. Именно он своими рассуждениями
о возможной разумной жизни на других планетах развил в
любознательном мальчике стремление лететь к звездам. Рассказы
отца о полетах Отто Лилиенталя и запуски воздушных
змеев возбудили в мальчике мысль, нельзя ли добиться
перелета на другие планеты. Эта мысль не оставляла Фридриха
всю жизнь.
Мальчик любил читать. В доме отца была неплохая библиотека.
Особенно нравились ему книги по астрономии и научно-фантастические,
в частности, романы Жюля Верна.
1891- женитьба отца на Берте
Августовне Конради,
двадцатилетней экономке, работавшей у них в доме и ставшей детям
второй матерью. Вскоре родилась дочь Маргарита, ставшая
сестрой ранее родившимся детям и особенно близкой - Фридриху.
1894 - поездка А.К. Цандера в
Баку и закаспийские области
России. Привезена уникальная коллекция пресмыкающихся и земноводных.
1896
- Фридрих Цандер определен в частное приготовительное
училище, дававшее подготовку для поступления в реальное
училище. Трехгодичный курс Фридрих преодолевает за два года
(сказались старания отца)
1898
- Фридрих Цандер зачислен в первый класс Рижского
городского реального училища, готовившего специалистов для
промышленности и торговли.
1904, 30 января
- гибель под поездом Роберта Цандера, старшего
брата Фридриха. Отец приглашает жить в свой дом Вальтера
Конради, младшего брата жены.
1905
- Фридрих Цандер заканчивает реальное училище первым
учеником. В последнем классе Фридрих по рекомендации одного из
преподавателей знакомится с трудом Циолковского "Исследование
мировых пространств реактивными приборами". Это
укрепило его в мысли вплотную заняться проблемой межпланетных полетов.
1905
- Фридрих Цандер поступает на первый курс механического
отделения Рижского Политехнического института.
1905 - 1907
- Фридрих уезжает из Риги (администрация, напуганная
революцией 1905 года, временно закрывает институт), заканчивает
Высшее Королевское техническое училище в Данциге и лишь потом
возвращается в "альма матер"
1908
- организация при участии Цандера Первого Рижского
студенческого общества воздухоплавания и техники полета, члены
которого устраивали выставки летательных аппаратов, сами
строили планеры и пропагандировали идею полета на устройствах
тяжелее воздуха. В это же время Цандер задумывается
над проблемами космической тематики.
- 18 сентября - Фридрих Цандер завел особую тетрадь под
названием "Космические (эфирные) корабли, которые обеспечат
сообщение между звездами. Движение в мировом пространстве."
С этого дня он более или менее регулярно делал записи
по космической тематике. Со временем тетрадь выросла
в сборник серьезнейших научных работ и идей и если бы она
была в свое время опубликована, то принесла бы молодому
автору мировую известность. Но этого не произошло. Вдобавок
Цандер еще со времен Данцига, оценив преимущества,
которые дает умение быстро писать, делал записи в
зашифрованном виде, используя систему стенографии Габельсбергера.
В результате некоторые записи Цандера не расшифрованы
и до сих пор.
Цандер выполняет расчет величины работы по подъему тела
определенной массы на некоторую высоту над поверхностью
Земли с учетом изменения с высотой ускорения свободного
падения, оценивает запас кислорода на борту космического
аппарата для обеспечения жизнедеятельности одного космонавта.
1909
- Цандер высказывает мысль о возможности использования в
качестве топлива отработавших частей самой ракеты.
1910
- май - мысль о возможности соединения Земли и Луны тросом.
Цандер делает математические выкладки, проводит расчет
троса. Идея привлекла внимание в 60-е годы, появилась
терминология "космический лифт". Сейчас в научной литературе
существует много разработок различных космических
тросов и буксиров.
- июнь - идея использовать для движения космического корабля
магнитное поле Земли.
1912, 18 сентября
- Цандер приходит к доказательству возможности
выхода космического аппарата на орбиту Солнца, используя
известные виды топлива. Идея была доказана еще Циолковским,
но Цандер пришел к этому самостоятельно! Работая
над вопросами динамики такого полета, Цандер ранее Циолковского
и Оберта приходит к весьма плодотворной идее отбрасывания
отработавших ступеней. Лишь у американского
пионера ракетной техники Роберта Годдарда эта идея зафиксирована
ранее - в январе 1909 года (в 1914 году Годдард
получает патент на проект двухступенчатой твердотопливной
ракеты). Параллельно Цандер приходит к мысли о возможности
сжигания отработанных ступеней (в общем случае он эту
мысль высказывал еще в 1909 году). В настоящее время,
правда, считается более выгодным возврат дорогостоящих
ракетных ступеней на Землю, хотя идея использовать в качестве
вторичного топлива другие металлоконструкции
вызвала большой интерес и находит практическую реализацию
на твердотопливных ракетах.
1914
- после окончания института Цандер поступает на завод
"Проводник", являвшийся отраслевым гигантом того времени и
выпускавший различные резиновые изделия. Цандер и здесь
остался верен себе - диплом с отличием давал ему право
самому выбрать место работы и он решил изучить производство
и свойства резины, чтобы в дальнейшем применить эти
знания для космических нужд!
1915
- в связи с приближением фронта к Риге завод со всем
персоналом эвакуируется в Москву
1915 - 1917
- Цандер проводит эксперименты по "оранжерее
авиационной легкости" или, выражаясь современным языком, по
системе жизнеобеспечения. Он выращивает в древесном угле
горох, капусту и другие овощи.
1919
- Цандер переходит работать на авиационный завод "Мотор"
1921, конец
(по другим данным - начало 1922) - встреча Цандера с
лидером большевистского правительства В.И. Ульяновым-Лениным.
Беседа о проблемах межпланетных сообщений. По-разному можно
оценивать сущность коммунистической идеологии
и личностные качества предводителей большевистского режима.
Но факт не оставляет сомнений - всю жизнь Фридрих
Цандер подчеркивал огромный идейный кругозор своего визави,
колоссальный энергетический импульс, исходивший от
этого человека, и то, как окрылила его эта беседа.
Цандер решает уйти с завода и работать дома, чтобы быстрее
решить поставленные перед собой задачи
1922 - 1923
- Фридрих Цандер получает длительный отпуск и
напряженно работает дома. В отпускном свидетельстве, выданном
ему, сказано:"... отпуск предоставляется для разработки
проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к
нему". Чтобы помочь изобретателю, рабочие завода
"Мотор" отчислили из своей зарплаты его 2-хмесячный заработок.
1923
- апрель - Цандер выступает с докладом о межпланетных
сообщениях перед коллективом Госавиазавода N 4 имени М.В. Фрунзе.
- май - аналогичный доклад в Научно-техническом комитете ВСНХ
- 15 июня - Цандер, завершив в основном исследования,
возвращается на завод. Он начинает теперь "битву за умы" в надежде
привлечь на свою сторону новых энтузиастов космонавтики.
1924
- январь - доклад в теоретической секции Московского общества
любителей астрономии.
- - Цандер подает в Комитет по изобретениям авторскую заявку
на спроектированный им самолет-ракету (космический самолет), но
получает отказ. Комитет считает проект слишком
фантастическим. Полет в плотных слоях атмосферы должен
был осуществляться с помощью аэроплана с двигателем высокого
давления. В достаточно разреженных слоях атмосферы
полет был должен осуществляться с помощью жидкостного ракетного
двигателя, дополнительным горючим которого служили бы ставшие
ненужными части аэроплана. В результате в космос выводилась
бы сравнительно небольшая крылатая ступень, предназначенная
для полета и возвращения на Землю.
В космосе она должна была передвигаться под действием
"солнечного паруса". Проект Цандера отличался большой
экономичностью с энергетической точки зрения: на каждом
участке полета предполагалось использовать наиболее эффективный
вид двигателя, максимально использовалось аэродинамическое качество
аппарата. Оcновные идеи этого проекта были опубликованы автором
в 1924 году в журнале "Техника и жизнь". Это была первая
публикация Цандера по космической тематике.
- апрель - доклад в Военно-научном обществе Академии
Воздушного флота имени Н.E. Жуковского.
- 20 июня - организационное собрание членов Общества изучения
межпланетных сообщений.
- 1,4,5 октября - трехдневный диспут по проблемам
межпланетных сообщений в аудитории Физического института МГУ.
- 1924 - 1925 - серия поездок с лекциями в Ленинград, Рязань,
Тулу, Харьков, Саратов.
1926, октябрь
- Цандер начинает работу в Центральном
конструкторском бюро Авиационного треста.
1927, февраль
- в Москве на Тверской улице открылась
первая Мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов.
Выставлены экспонаты по работам Р.Х. Годдарда,
Н.И. Кибальчича,
Г. Оберта, Ф.А. Цандера, К.Э. Циолковского, Р. Эсно-Пельтри и других.
Ракетными проблемами Цандер по-прежнему занимается дома,
в нерабочее время. Цандер строит первый ракетный двигатель
ОР-1 из обыкновенной паяльной лампы. Одновременно
инженер-ученый работает над теоретическими вопросами межпланетных
полетов. Он ставит проблемы:
- использования гравитационных полей Солнца и планет для
изменения скорости движения ракеты. Сейчас это получило
название гравитационного, или пертурбационного маневра,
и широко применяется на практике.
- использования давления солнечного света для обеспечения
транспортировки грузов в космосе ("солнечный парус")
- жизнеобеспечения в космосе и противометеоритной защиты
- создания пакетной схемы ракет (реализована в несколько
иной форме в ракете-носителе "Восток")
- нахождения энергетически оптимальных траекторий перелета
к другим планетам (сейчас они известны под названием
траекторий Гомана и модифицированных траекторий Крокко)
1930
- март - начало преподавательской деятельности Цандера в
Высшем аэромеханическом училище (ныне Московский авиационный
институт), образованном из аэромеханического факультета
МВТУ и одного из факультетов Московского механического
института имени М.В. Ломоносова.
- декабрь - Цандер переходит работать в Центральный институт
авиационного моторостроения (ЦИАМ)
1931
- май - Цандер организует секцию реактивных двигателей при
Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима.
- 2-я половина - cекция преобразована в Группу изучения
реактивного движения (ГИРД). Председатель - Цандер, председатель
технического совета - С.П. Королев
1932
- апрель - создана производственная часть ГИРДа, выделено
помещение на Садово-Спасской улице, штаты. Цандер переходит
на постоянную работу в ГИРД.
- 1 мая - начальником ГИРДа назначен С.П. Королев. Работы
развернулись полным ходом. В короткие сроки был создан
двигатель ОР-2. Именно он впоследствии послужил прототипом
двигателя для германской ракеты "Фау-2". Но Цандеру
уже не суждено было участвовать в испытании ракеты
ГИРД-Х, оснащенной этим двигателем.
Чрезмерное напряжение, работа буквально на износ, вызвали
сильное переутомление. По настоянию коллектива и врачей
Ф.А. Цандер уехал отдыхать и лечиться в Кисловодск. По
дороге он заразился брюшным тифом. Ослабленный организм
не справился с болезнью и талантливейший
инженeр-конструктор скончался на 46-м году жизни.
1933, 28 марта
- смерть Ф.А.Цандера в Кисловодске.
В том же 1933 году в Подмосковье состоялся запуск первых
двух советских ракет. На одной из них стоял двигатель
Цандера. Так было положено начало практическому
исследованию космоса в России. И роль Фридриха Артуровича
Цандера состоит в том, что он был первым в нашей стране
инженером, подчинившим свою практическую деятельность решению
задач, связанных с осуществленим космических полетов.
Монахов С.С. 1997
Copyright © 1997 Александр Красников
kai@aha.ru
Последние изменения внесены 19 Марта 1997 г.