|
Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.space.hobby.ru/firsts/tsander.html
Дата изменения: Thu Apr 7 02:16:51 2016 Дата индексирования: Sun Apr 10 00:10:57 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: orion |
/* Горизонт */
(1887-1933) - советский ученый и
изобретатель в области теории межпланетных полетов, реактивных
двигателей и ЛА. В 1914 окончил Рижский политехнический
институт. Проблемами реактивного движения начал заниматься с 1908.
Его внимание привлекали вопросы конструирования КА, выбор движущей
силы, способы очистки атмосферы на КА и др. В 1909 он впервые
высказывает мысль о том, что в качестве горючего целесообразно
использовать элементы конструкции межпланетного корабля; с 1917
приступает к систематическим исследованиям проблем ракетно-космической
науки и техники. В 1921 Цандер представил доклад о проекте межпланетного
корабля-аэроплана на Московскую губернскую конференцию изобретателей. В 1924
опубликовал в журнале 'Техника и жизнь' статью 'Перелеты на другие
планеты', в которой изложил свою основную идею - сочетание ракеты с
самолетом для взлета с Земли и последующее сжигание в полете
самолета в качестве горючего в камере ракетного двигателя для
увеличения дальности полета ракеты. В том же году Цандер разрабатывал
идею об использовании Луны или попутных планет (их гравитационного
и электромагнитного поля или их атмосферы) для увеличения скорости
полета на другие планеты, а также идею планирующего спуска КА с
торможением в атмосфере планеты. С 20-х гг. Цандер, наряду с
исследованием проблем межпланетных сообщений, занимался разработкой
теории и расчетом двигателей КА. Он предложил схему и конструкцию
двигателя внутреннего сгорания, который не нуждался в атмосферном воздухе;
выполнил ряд теоретических расчетов эффективности реактивных двигателей
различных схем, включая ВРД и комбинированные РД. Основные труды по ракетной
астродинамике; им были рассмотрены также вопросы движения КА в
гравитационном поле Солнца, планет и их спутников, определения
траекторий и продолжительности полетов.
В 1929-32 Цандер построил и испытал на сжатом воздухе с бензином реактивный
двигатель ОР-1; в 1933 - ЖРД ОР-2 (на жидком кислороде с бензином).
Разрабатывал проекты двигателя 10 и ракеты -'ГИРД-Х'. Принимал участие
в организации Группы изучения реактивного движения. В 1931-32 был
пред. ГИРД при Осоавиахиме. В 1930-31 преподавал в Московском авиационном
институте. Именем Цандера названа мемориальная комната в Рижском
политехнич. институте, музей развития космонавтики в Кисловодске,
улица в Москве, кратер на Луне.
Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство "Советская энциклопедия" 1985
1887, 23 августа - в семье рижского врача, доктора медицины Артура Константиновича Цандера и его жены, дочери саксонского камергера и музыканта Готшалька, Елены Цандер, родился мальчик, названный родителями Фридрихом. Он был в родительской семье четвертым ребенком.
1889
- рождение сестры Елены и смерть матери при родах. Детей
воспитывал отец, увлекавшийся естественными науками и
техникой. Родившийся в 1854 году в купеческой семье, он
окончил Рижскую губернскую гимназию, затем, в 1881 году
- Дерптский (ныне Тартуский) университет. Далее для продолжения
образования он отправился в Вену, где защитил
докторскую диссертацию, и, вернувшись в Ригу, начал заниматься
врачебной практикой. Именно он своими рассуждениями
о возможной разумной жизни на других планетах развил в
любознательном мальчике стремление лететь к звездам. Рассказы
отца о полетах Отто Лилиенталя и запуски воздушных
змеев возбудили в мальчике мысль, нельзя ли добиться
перелета на другие планеты. Эта мысль не оставляла Фридриха
всю жизнь.
Мальчик любил читать. В доме отца была неплохая библиотека.
Особенно нравились ему книги по астрономии и научно-фантастические,
в частности, романы Жюля Верна.
1891- женитьба отца на Берте Августовне Конради, двадцатилетней экономке, работавшей у них в доме и ставшей детям второй матерью. Вскоре родилась дочь Маргарита, ставшая сестрой ранее родившимся детям и особенно близкой - Фридриху.
1894 - поездка А.К. Цандера в Баку и закаспийские области России. Привезена уникальная коллекция пресмыкающихся и земноводных.
1896 - Фридрих Цандер определен в частное приготовительное училище, дававшее подготовку для поступления в реальное училище. Трехгодичный курс Фридрих преодолевает за два года (сказались старания отца)
1898 - Фридрих Цандер зачислен в первый класс Рижского городского реального училища, готовившего специалистов для промышленности и торговли.
1904, 30 января - гибель под поездом Роберта Цандера, старшего брата Фридриха. Отец приглашает жить в свой дом Вальтера Конради, младшего брата жены.
1905 - Фридрих Цандер заканчивает реальное училище первым учеником. В последнем классе Фридрих по рекомендации одного из преподавателей знакомится с трудом Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Это укрепило его в мысли вплотную заняться проблемой межпланетных полетов.
1905 - Фридрих Цандер поступает на первый курс механического отделения Рижского Политехнического института.
1905 - 1907 - Фридрих уезжает из Риги (администрация, напуганная революцией 1905 года, временно закрывает институт), заканчивает Высшее Королевское техническое училище в Данциге и лишь потом возвращается в "альма матер"
1908
1909 - Цандер высказывает мысль о возможности использования в качестве топлива отработавших частей самой ракеты.
1910
1912, 18 сентября - Цандер приходит к доказательству возможности выхода космического аппарата на орбиту Солнца, используя известные виды топлива. Идея была доказана еще Циолковским, но Цандер пришел к этому самостоятельно! Работая над вопросами динамики такого полета, Цандер ранее Циолковского и Оберта приходит к весьма плодотворной идее отбрасывания отработавших ступеней. Лишь у американского пионера ракетной техники Роберта Годдарда эта идея зафиксирована ранее - в январе 1909 года (в 1914 году Годдард получает патент на проект двухступенчатой твердотопливной ракеты). Параллельно Цандер приходит к мысли о возможности сжигания отработанных ступеней (в общем случае он эту мысль высказывал еще в 1909 году). В настоящее время, правда, считается более выгодным возврат дорогостоящих ракетных ступеней на Землю, хотя идея использовать в качестве вторичного топлива другие металлоконструкции вызвала большой интерес и находит практическую реализацию на твердотопливных ракетах.
1914 - после окончания института Цандер поступает на завод "Проводник", являвшийся отраслевым гигантом того времени и выпускавший различные резиновые изделия. Цандер и здесь остался верен себе - диплом с отличием давал ему право самому выбрать место работы и он решил изучить производство и свойства резины, чтобы в дальнейшем применить эти знания для космических нужд!
1915 - в связи с приближением фронта к Риге завод со всем персоналом эвакуируется в Москву
1915 - 1917 - Цандер проводит эксперименты по "оранжерее авиационной легкости" или, выражаясь современным языком, по системе жизнеобеспечения. Он выращивает в древесном угле горох, капусту и другие овощи.
1919 - Цандер переходит работать на авиационный завод "Мотор"
1921, конец (по другим данным - начало 1922) - встреча Цандера с лидером большевистского правительства В.И. Ульяновым-Лениным. Беседа о проблемах межпланетных сообщений. По-разному можно оценивать сущность коммунистической идеологии и личностные качества предводителей большевистского режима. Но факт не оставляет сомнений - всю жизнь Фридрих Цандер подчеркивал огромный идейный кругозор своего визави, колоссальный энергетический импульс, исходивший от этого человека, и то, как окрылила его эта беседа. Цандер решает уйти с завода и работать дома, чтобы быстрее решить поставленные перед собой задачи
1922 - 1923 - Фридрих Цандер получает длительный отпуск и напряженно работает дома. В отпускном свидетельстве, выданном ему, сказано:"... отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему". Чтобы помочь изобретателю, рабочие завода "Мотор" отчислили из своей зарплаты его 2-хмесячный заработок.
1923
1924
1926, октябрь - Цандер начинает работу в Центральном конструкторском бюро Авиационного треста.
1927, февраль
Ракетными проблемами Цандер по-прежнему занимается дома,
в нерабочее время. Цандер строит первый ракетный двигатель
ОР-1 из обыкновенной паяльной лампы. Одновременно
инженер-ученый работает над теоретическими вопросами межпланетных
полетов. Он ставит проблемы:
1930
1931
1932
1933, 28 марта - смерть Ф.А.Цандера в Кисловодске.
В том же 1933 году в Подмосковье состоялся запуск первых двух советских ракет. На одной из них стоял двигатель Цандера. Так было положено начало практическому исследованию космоса в России. И роль Фридриха Артуровича Цандера состоит в том, что он был первым в нашей стране инженером, подчинившим свою практическую деятельность решению задач, связанных с осуществленим космических полетов.
Монахов С.С. 1997