Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.space.hobby.ru/astronauts/korzun.html
Дата изменения: Thu Apr 7 02:17:08 2016 Дата индексирования: Sun Apr 10 00:33:41 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р р п п р п п р п п р п п р р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п |
/* Горизонт */
Космонавт-испытатель отряда космонавтов ЦПК ВВС полковник ВВС РФ. Стал 84 космонавтом.
Валерий Григорьевич Корзун родился 5 марта 1953 (в день смерти И.В.Сталина) в городке Красный Сулин Ростовской области. Русский.
В 1970 г. окончил Красносулинскую среднюю школу ?2 и в том же году стал курсантом Качинского высшего военного авиационного училища летчиков имени А.Ф.Мясникова. Там он налетал 172 часа и освоил пилотирование самолетов Л-29, МиГ-21Уи МИГ-21ПФ. В 1974 г. Корзун окончил училище в звании "лейтенант" и был направлен в Прибалтику, где служил летчиком 899-го истребительного авиаполка 1-й гвардейской истребительной авиадивизии 15-й воздушной армии. Через год он стал старшим летчиком и ему присвоили квалификацию "Военный летчик 3-го класса", а в сентябре 1975 г. он стал "Военным летчиком 2-го класса".
В октябре 1976 Валерия Корзуна перевели в Московский военный округ, где он продолжил службу в 234-м гвардейском истребительном авиаполку 9-й авиадивизии. Здесь он освоил самолеты МиГ-21ПФМ и МиГ-21бис. В мае 1977 ему присвоено звание "старший лейтенант", а в июле 1978 квалификация "Военный летчик 1-го класса". Через год, в июле 1979 г., он стал капитаном, а в июле 1982 майором. К этому времени Корзун освоил все модификации самолета МиГ-21 и имел налет более 960 часов.
В ноябре 1981 г. Корзуна назначили командиром звена, а в ноябре 1983 - командиром эскадрильи. Он участвовал в освоении новой техники, а так же в показе одиночного и группового пилотажа в составе группы "Ромб".
В 1984 г. Валерий Корзун, как один из лучших летчиков части, был направлен на учебу в Краснознаменную Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина в Монино Московской обл.
Учась в Академии, Корзун много летал (налет достиг 1300 часов) и в июле 1985 г. получил звание "подполковник". В 1987 он закончил командный факультет Академии.
Валерий Корзун был слушателем Академии, когда ему предложили пройти отбор в отряд космонавтов. И он, авиационный командир, заканчивающий Академию с большой перспективой служебного роста, решился в расчете удачу переквалифицироваться в космонавты, где он становился в самый хвост очереди на космический полет. Для Валеры не было секретом, что в отряде космонавтов ЦПК самый маленький процент полетевших в космос, но это его не смутило.
Валерию удалось пройти все медицинские преграды. 23 июля 1987 г.
приказом Министра обороны СССР Валерий Корзун был зачислен
кандидатом в космонавты-испытатели 6-й группы отряда космонавтов
С декабря 1987 по июнь 1989 он прошел курс общекосмической подготовки и закончил ее с оценкой "отлично" и квалификацией "Космонавт-испытатель". Он был старшим группы кандидатов.
Уже в отряде он освоил пилотирование самолета Л-39.
После ОКП Корзун готовился к полету на ОК "Мир" в составе группы космонавтов в качестве командира экипажа. С 20 мая по 10 июля 1991 Корзун проходил подготовку в качестве командира первого экипажа экспедиции посещения с участием казахского космонавта вместе с Александром Александровым и Токтаром Аубакировым Подготовка экипажа была прекращена в связи с включением казахских космонавтов в состав советско-австрийских экипажей.
В октябре 1991 г. Корзун начал подготовку в качестве командира резервного экипажа вместе с Александром Лавейкиным по программе Э0-11. Но случилось невероятное: при очередном медицинском обследовании выяснилось, что у Валерия длина тела в положении сидя немного превышает допустимую. И если при кратковременном космическом полете это было не страшно, то после длительного полета, когда длина позвоночника увеличивается на несколько сантиметров, в ложемент он уже не влезал. Увеличить ложемент не позволяли технические возможности корабля, во всяком случае такова была официальная версия. Скорее всего, не хотели на МЗ "Звезда" и в НПО "Энергия" немного поломать голову. Судьба человека роли не играла.
В марте 1992 Валерия вывели из экипажа и "задвинули" на короткие экспедиции посещения, а таких на ближайшие годы не планировалось. Правда, успокаивало одно. Освоение многоразового корабля "Буран" требовало иметь одноразовый корабль "Союз ТМ", используемым в качестве корабля-спасателя. Оснащенный андрогинным стыковочным агрегатом, такой корабль, пилотируемый одним космонавтом, мог бы состыковаться с терпящим бедствие "Бураном" и вернуть его экипаж на Землю.
В октябре 1992 Валерий Корзун начал подготовку в качестве командира-спасателя и в марте 1994 ее успешно завершил. Но умение так и не понадобилось. Программу "Буран" к тому времени закрыли.
Одновременно с подготовкой Корзун много летал (налет составил более 1500 часов), а так же выполнил более 240 парашютных прыжков, в том числе 66 по специальной программе.
5 февраля 1993 г., когда стало ясно, что корабль-спасатель не полетит,
Валерия Корзуна назначили командиром 3-й группы отряда космонавтов.
Но в эту группу входили не космонавты, а операторы связи с экипажем
В начале 1994 г., когда сотрудничество с США получило дальнейшее развитие, его хотели включить в экипаж шаттла - там рост не имеет такого значения, но в США отправился Владимир Титов, а Корзун продолжил руководить группой операторов.
С марта 1994 по июнь 1995 Корзун вновь прошел подготовку в составе группы. Одновременно с января 1995 он являлся заместителем руководителя полетом комплекса "Мир" по подготовке экипажей - руководителем группы связи с экипажем.
В 1995 г. летдтронулся ЦПК, "Звезда" и "Энергия" наконец пришли к выводу о необходимости изготовления для Корзуна индивидуального ложемента.
1 июня 1995 г. решением коллегии
5 июня 1995 г. Валерий Корзун приступил к подготовке. В октябре того же года началась подготовка в составе экипажа вместе с Александром Калери, Леопольдом Эйартцем (CNES, Франция) и Джерри Линенджером по программе Э0-22/NASA-3/"Кассиопея".
26 июля 1996 решением МВК Валерий Корзун был рекомендован в качестве командира дублирующего экипажа КК "Союз ТМ-24'. 9 августа 1996 в связи с заболеванием командира основного экипажа Г.Манакова начал подготовку в качестве командира основного экипажа с А.Кэлери и К.Андре-Деэ. Утвержден в этой должности коллегией РКА 12 августа и ГМВК на космодроме 15 августа.
Космический полет на ТК "Союз ТМ-24" и ОК "Мир" стал для Валерия Корзуна первым. Позывной - "Фрегат".
Полковник ВВС Валерий Корзун имеет квалификацию "Военный летчик 1-го класса" (налет 1473 часа) и "Инструктор парашютно-десантной подготовки" (377 прыжков).
Корзун награжден шестью медалями.
Валерий Корзун женат на Елене Ивановне, урожденной Назиной, имеет сына Никиту (1979 г.р.).
Его родители Григорий Андреевич и Мария Арсентьевна на пенсии. Брат Корзун Андрей Григорьевич (1956 г.р.) работает в филиале Кировского завода.
Новости Космонавтики, ¹17 за 1996 год.