Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.space-ru.com/page/22/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:34:44 2016
Кодировка: UTF-8

Поисковые слова: южная атлантическая аномалия
Russian space program

Some facts about former Soviet and now Russian space program. Facts, history, technology, spaceships, orbital stations, astronauts.

КТДУ-417 ? корректирующе-тормозная двигательная установка с ЖРД, разработанная в ОКБ А.М. Исаева во второй половине 60-х годов. Предназначалась для использования в КА ?Луна-15 - -24?. Состоит из двух автономных блоков ? основного и малой тяги. Каждый блок работает в трех различных режимах. Основной блок обеспечивает коррекцию траектории КА, вывод его на орбиту ИСЛ и маневрирование на орбите. В некоторых КА этой серии основной блок обеспечивает посадку на Луну. Блок имеет однокамерный ЖРД многократного включения с насосной подачей самовоспламеняющегося топлива (окислитель ? азотнокислый, горючее ? несимметричный диметилгидразин). ЖРД: тяга 7,35 ? 18,92 кН, удельный импульс 3020 ? 3080 м/с, число включений более 11, суммарное время работы более 650 с, рулевые сопла, работающие на генераторном газе. Блок малой тяги обеспечивает мягкую посадку КА на Луну. Двухкамерный ЖРД однократного включения с вытеснительной подачей топлива; тяга 2,06 ? 3,43 кН, удельный импульс 2440 ? 2490 м/с, суммарное время работы более 30 с. ДУ ? цельносварная, основная камера используется как силовой элемент, к ней крепятся агрегаты обоих ЖРД. Для наддува топливных баков и управления автоматикой ДУ используется сжатый гелий, хранящийся в сферических баллонах.

КТДУ-35 ? корректирующе-тормозная двигательная установка с ЖРД, разработанная в ОКБ А.М. Исаева в 1962 ? 67 годах. Предназначена для КК ?Союз?, использовалась также на орбитальной станции ?Салют-4?. ДУ обеспечивает маневрирование КК на орбите ИСЗ, в том числе при сближении с другими КК, а также торможении КК при спуске на Землю. КТДУ-35 имеет два ЖРД ? основной и резервный, работающий при отказе основного двигателя или при отклонении в работе вспомогательных двигателей.
У ЖРД насосная подача самовоспламеняющегося топлива (азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин), размещенного в четырех сферических баках. Баки надуваются азотом, смешению которого с топливом препятствуют эластичные разделители баков. Азот используется также для управления агрегатами автоматики ДУ. Основной ЖРД ? однокамерный тягой 4,09 кН, удельный импульс 280 с, давление в камере сгорания 3,92 МПа, давление на выходе из камеры 3,9 кПа, число включений до 25 при длительности работы от долей до нескольких сотен секунд, суммарное время работы свыше 500 с. Резервный ЖРД ? двухкамерный с рулевыми соплами, работающими на генераторном газе; тяги 4,03 кН, удельный импульс 270 с. На базе КТДУ-35 созданы ДУ для КА ?Зонд-4 - -8?љ (КТДУ-35 без резервного ЖРД) и для орбитальной станции ?Салют?љ(КТДУ-66 ? с удвоенным запасом топлива и газа для наддува баков с суммарным временем работы свыше 1000 с).

КТДУ -5А ? корректирующе-тормозная двигательная установка с ЖРД, разработанная в КБ химического машиностроения (ОКБ А.М. Исаева) в 1960 ? 62 годах. Эксплуатировалась в 1963 ? 68 годах. При помощи КТДУ-5А осуществлялась коррекция траектории полета КА ?Луна-4 - -14?љот Земли к Луне, торможение в окололунном пространстве для обеспечения мягкой посадки спускаемых аппаратов, а также для вывода на орбиту искусственных спутников Луны. КТДУ-5А содержит однокамерный ЖРД с насосной подачей самовоспламеняющегося топлива (азотнокислотный окислитель и горючее на основе аминов). Сферический бак окислителя является силовым элементом ДУ; к нему крепится торовый бак горючего.
ЖРД (тяга 45,5 кН, удельный импульс 272,5 с, давление в камере сгорания 6,28 МПа, суммарное время работы 43 с) снабжен неподвижными рулевыми соплами, работающими на генераторном газе, сферическими баллонами с газообразным гелием, использующимся для наддува баков и управления агрегатами автоматики ДУ. В полете ДУ включается дважды: для коррекции траектории КА и для торможения его вблизи Луны с целью осуществления мягкой посадки или вывода на орбиту ИСЛ. Начальное поступление топлива в ЖРД без газовых включений обеспечивается установленными в баках металлическими сетчатыми разделителями, действие которых основано на эффекте поверхностного натяжения жидкости в мелких ячейках. При запуске ЖРД камера сгорания надувается гелием с целью создать в ней давления, необходимого для нормального воспламенения топлива. ЖРД при посадке КА на Луну работает вначале в номинальном режиме, а затем на малой тяге (245 Н), обеспечиваемой рулевыми соплами при выключенной камере.

« Previous PageNext Page »