Some facts about former Soviet and now Russian space program. Facts, history, technology, spaceships, orbital stations, astronauts.
В носовой части ?Бурана? расположены герметическая вставная кабина объемом 73 м? для экипажа (2-4 человека) и пассажиров (до 6 человек), отсеки бортового оборудования и носовой блок двигателей управления. Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке ? агрегаты двигательной установки, гидросистемы, топливные баки.љ
В конструкции ?Бурана? использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и др. материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие, рассчитанное на многоразовое использование. На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита, а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300њ С. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500-1600њ С) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап интенсивного нагревания ОК сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция ОК не прогревается к концу полета более чем до 160њ С. Каждая из 36љ000 плиток имеет конкретное место установки, обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК. Для снижения тепловых нагрузок выбраны большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции ? 100 орбитальных полетов.
?Буран? выполнен по самолетной схеме с низкорасположенным треугольным крылом двойной стреловидности по передней кромке; аэродинамические органы управления включают элероны, балансировочный щиток, расположенный в хвостовой части фюзеляжа, и руль направления, который, ?расщепляясь? по задней кромке, выполняет также функции воздушного тормоза; посадку ?по-самолетному? обеспечивает трехопорное (с носовым колесом) выпускающееся шасси.
?Буран? - крылатый орбитальный корабль многоразового использования (Россия). Предназначен для выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки элементов (модулей) и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений (радиотелескопов, антенных систем и т.п.) и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и доставки продукции на Землю; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.
Внешняя конфигурация.
Внутренняя компоновка, конструкция.
Двигательная установка и бортовое оборудование.
Геометрические и массовые характеристики.
Выведение на орбиту.
Возвращение с орбиты.
Первый испытательный полет беспилотного варианта ОК завершился после выполнения немногим более двух витков вокруг Земли успешной автоматической посадкой на аэродром в районе космодрома. Тормозной импульс был дан на высоте 250 км, на расстоянии примерно 20љ000 км от аэродрома приземления, боковая дальность на трассе спуска составила примерно 550 км, отклонение от расчетной точки касания на ВПП оказалось равным 15 м в продольном направлении и 3 м от оси полосы.
Проектные разработки воздушно-космических ЛА в СССР впервые выполнены в ОКБ А.И. Микояна в начале 60-х годов и были связаны с системой, в которой крылатыми ЛА были и гиперзвуковой самолет-разгонщик и орбитальная ступень. Разработка ОК ?Буран? для которого был принят ракетный метод выведения, продолжалась более 10 лет. Первому запуску предшествовал большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ОК и его систем: обширные теоретические и экспериментальные исследования по определению аэродинамических, акустических, теплофизических, прочностных и др. характеристик ОК, моделирование работы систем и динамики полета ОК на пилотажных стендах, разработка новых материалов, отработка методов и средств автоматической посадки на самолетах-летающих лабораториях, летные испытания в атмосфере пилотируемого самолета-аналога (в моторном варианте), натурные испытания теплозащиты на экспериментальных аппаратах, выводившихся на орбиту и возвращаемых с нее методом аэродинамического спуска, и т.д.