Some facts about former Soviet and now Russian space program. Facts, history, technology, spaceships, orbital stations, astronauts.
?Космос-3М? - двухступенчатая РН России среднего класса для вывода КА на низкие околоземные орбиты и отработки процессов возвращения и входа в атмосферу элементов ракетной и космической техники и отработки наземных средств управления и связи. Производитель ? ПО ?Полет? (г. Омск). ?Космос-3М? - единственная РН, которую можно запускать с трех полигонов ? Плесецк, Капустин Ярљи Байконур. 1-я ступень РН заимствована от баллистической ракеты Р-14 (SS-5), которая разработана в НПО ?Южное? (г. Днепропетровск). Первый запуск произведен в 1964 году. Изготовлено более 750 РН. РН имеет самые высокие показатели надежности запуска (97%). Топливо ? смесь азотной кислоты и азотного тетроксида и несимметричный диметилгидразин. Время работы 1-й ступени 130 с; на ней размещены два двухкамерных двигателя РД-216М. Вторая ступень работает в течение 325 ? 335 с и может быть включена повторно. После первого включения 2-й ступени блок достигаем максимальной высоты полета, где производится повторное включение для получения необходимой орбиты. Управление параметрами орбиты КА достигается выбором продолжительности пассивных и активных участков траектории. Управление полетом 2-й ступени ракеты осуществляется инерциальной системой управления с использованием верньерных двигателей, имеющих тягу 5,9 кН (для большого) и 1 кН (для малого). Разделение 1-й и 2-й ступеней осуществляется по полугорячей схеме. При этом еще до разрыва механической связи между ступенями, в момент выключения ЖРД 1-й ступени, производится запуск маршевого двигателя 2-й ступени на режим работы рулевых сопел. Истекающие из них газы попадают в переходный отсек и удаляются из него через нижние люки. После полного выключения ЖРД 1-й ступени механическая связь между ступенями разрывается с помощью пиропатронов и одновременно запускаются тормозные РДТТ, установленные на 1-й ступени, - осуществляется плавное расхождение ступеней.
Сброс головного обтекателя производится на участке полета 2-й ступени на высоте ? 75 км при скоростном напоре около 14 кг/мќ. При этом обтекатель при раскрытии замков продольного и поперечного стыка делится на две створки. Их программный разворот и отбрасывание от ступени осуществляются с помощью пружинных толкателей.
1-я ступень
2-я ступень
Головной обтекатель
Подготовка к старту
РН обеспечивает запуски КА на эллиптические и околокруговые орбиты высотой от 250 до 1700 км с наклонениями 51, 66, 74 и 83њ, масса полезного груза составляет от 1500 кг (высота орбиты 250 км) до 500 кг ( высота 1700 км). РН ?Космис-3М? способна выводить на орбиту в одном пуске до восьми КА, а также КА массой до 850 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 475 км и наклонением 97,3њ. Этой РН были запущены ИСЗ серии ?КОСПАС? международной системы спасения ?КОСПАС-САРСАТ?, индийские ?Ариабхата?, ?Бхаскара?, французский ?Снег?, шведский ?Астрид?, американский ?Файсат-1?, навигационно-связные КА. Кроме того, с помощью РН этого типа проводились многочисленные астрофизические, технологические и др. эксперименты в интересах отечественных и международных организаций, в том числе и при суборбитальных полетах. Для отработки входа в атмосферу и проведения технологических экспериментов РН может вывести на баллистическую траекторию с максимальной высотой полета 200 ? 4450 км полезные грузы массой 500 ? 1500 кг и временем пассивного полета до входа в атмосферу от 5 с до 2850 с.
Произведено пусков на 1.01.2000: успешных 402, частично успешных 7, аварийных 18. Стартовая масса 108 т, сухая масса (с головным обтекателем) 8,16 т. Масса полезного груза, выводимая на круговую орбиту высотой 200 км с наклонением 51њ - 1,5 т. Длина (без головного обтекателя) 26,68 м, наибольший поперечный размер 4,53 м. Точность выведения: по высоте до 40 км, по периоду обращения до 30 с, по углу наклонения орбиты до 8?.
?Космос? - двухступенчатая РН легкого класса, разработанная на базе ракеты Р-12 (КБ М.К. Янгеля). Может обеспечить вывод на околоземную орбиту высотой 200 км полезного груза массой до 600 кг. С использованием этой РН в марте 1962 года произведенљ первый запуск из серии КА по программе ?Космос? (?Космос-1?). Запуски осуществлялись с космодромов Капустин Ярљи Плесецк. С использованием РН произведено 144 запуска. Последний запуск в июне 1977 года (?Космос-919?). Стартовая масса РН 49 т. Общая длина 30 м, диаметр корпуса 1,65 м. Разделение ступеней поперечное, ступени соединены между собой фермой. Двигатель 1-й ступени ? РД-214 с тягой на земле 635 кН, в вакууме 730 кН. Окислитель ? смесь окислов азота с азотной кислотой, горючее ? продукт переработки керосина. Двигатель 2-й ступени ? РД-119 с тягой 105 кН, работающий на жидком кислороде и несимметричном диметилгидразине. Удельный импульс в вакууме 260 с. На 1-й ступени органы управления ? газовые рули, на 2-й ? неподвижные рулевые сопла с газораспределителями. ИСЗ размещен на 2-й ступени под головным обтекателем, сбрасываемым на участке выведения ИСЗ после прохождения плотных слоев атмосферы. В конце участка выведения, после выключения двигателя, производится отделение ИСЗ от последней ступени. С помощью РН ?Космос? запускались спутники серии ?Космос?љи ?Интеркосмос?, выведены на орбиты ИСЗ ?Снег-3?, ?Магион?, ?Ореол?, ?Ариабхата?, ?Бхаскара? и др.
При пуске РН в течение ~ 3 секунд проводится диагностирование работы маршевого ЖРД 1-й ступени с целью повышения надежности. При этом РН удерживается на пусковом устройстве специальными механизмами. При положительных результатах контроля носитель ?отпускается? механизмами удержания и уходит с пускового устройства. Разделение 1-й и 2-й ступеней РН производится по ?полугорячей? схеме за счет тяги камер рулевого двигателя 2-й ступени и тормозного импульса четырех РДТТ, установленных на хвостовом отсеке 1-й ступени. До разрыва механической связи между ступенями свободный выход газов, истекающих из камер рулевого двигателя, обеспечивается через соединительную ферму между 1-й и 2-й ступенями. Сброс головного обтекателя осуществляется на участке полета 2-й ступени. При раскрытии замков продольного и поперечного стыка обтекатель делится на две полустворки, которые отбрасываются от РН специальными толкателями. В конце активного участка полета маршевый двигатель 2-й ступени выключается и добор необходимой скорости осуществляется с помощью рулевого двигателя. Перед отделением полезного груза рулевой двигатель выключается. После разрыва механической связи между 2-й ступенью и КА последний отталкивается от ступени с помощью толкателей. Ступень тормозится и закручивается специальным РДТТ.