?Звезда? - российский Служебный модуль Международной космической станции (МКС). Предназначен для обеспечения коррекции орбиты станции на всех этапах ее развертывания и создания необходимых условий для пребывания на станции экипажа. Разработан и изготовлен в Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В. Хруничева. Служебный модуль ? первый полностью российский элемент МКС, внешне похож на базовый блок орбитального комплекса ?Мир? и состоит из четырех герметичных отсеков ? переходного, рабочего, промежуточного и негерметичного агрегатного, в котором размещена объединенная двигательная установка. Модуль оснащен четырьмя стыковочными узлами: два по продольной оси (один на переходном отсеке, второй ? на агрегатном отсеке) и два по бокам переходного отсека. К осевому узлу на переходном отсеке пристыкован модуль ?Заря?. На верхнем узле переходного отсека планируется установка научно-энергетической платформы. К нижнему стыковочному узлу должен причалить универсальный стыковочным модуль. Узел на агрегатном отсеке предназначен для стыковок грузовых и транспортных кораблей. Бортовая аппаратура модуля обеспечивает: управление системами модулей российского сегмента, находящимися в составе станции; сбор и передачу на Землю телеметрической информации, функционирование радиоканалов Земля ? борт, борт ? Земля, связь через спутник ретранслятор ?Альтаир?, электропитание станции, коррекцию орбиты, ориентацию станции, выходы космонавтов в открытый космос через люки переходного отсека.
Масса модуля ?Звезда? на орбите 20љ660 кг, длина 13 м, максимальный диаметр 4,15 м. Модуль выведен на орбиту РН ?ПротонК? с космодрома Байконурљи состыкован с другими находящимися на орбите элементами МКС 25 июля 2000 года.
Space stations
Система электроснабжения осуществляет генерирование, аккумулирование и распределение электроэнергии для питания ФГБ и других модулей МКС. На начальном этапе сборки МКС СЭС обеспечивает током всех потребителей на ФГБ и модулях американского сегмента, а на более поздних этапах ? прием части электрической энергии от американского сегмента и Служебного модуля и передачу ее на российский сегмент. Гарантированная среднесуточная мощность электроснабжения напряжением 28 В ? 3 кВт, мощность электроснабжения американского сегмента ? до 2 кВт. Первичный источник энергии на ФГБ ? две панели солнечных батарей (СБ). Площадь фотоэлектрических преобразователей на каждой из них 28 мќ (7 м в длину и 4 м в ширину), размах СБ ? 24,4 м. Фотоэлектрические ячейки защищены с обеих сторон прозрачным покрытием из стекла и лицевой поверхностью обращены в одну сторону. 90 % приходящей солнечной энергии улавливается поверхностью батарей, обращенной к Солнцу, и 10 % - обратной стороной, что дает возможность использовать солнечный свет, отраженный от Земли. Механизм раскрытия СБ позволяет производить их складывание и повторное раскрытие. В случае отказа электропривода панели СБ могут быть раскрыты или сложены вручную экипажем во время выхода в открытый космос. Шесть никель-кадмиевых буферных батарей служат вторичными источниками энергии на теневой части витка.
В состав ДУ входят двигатели: коррекции и сближения (два ЖРД 11Д442 многократного включения с тягой 417?16 кг), причаливания и стабилизации (24 ЖРД 11Д458 многократного включения с тягой 40?2 кг) и точкой стабилизации (16 ЖРД 17Д58Э многократного включения с тягой 1,36?0,6 кг). Все двигатели используют топливо: горючее ? несимметричный диметилгидразин, окислитель ? четырехокись азота, ингибированная 0,3 % NO. Горючее и окислитель хранятся в 16 топливных баках (по 8 баков для каждого компонента). Масса топлива 6100 кг. ФГБ запускается с частично заправленными баками, содержащими 3800 кг топлива. Дозаправка баков на орбите осуществляется от грузовых кораблей снабжения через гидравлические разъемы в стыковочных агрегатах. Количество циклов дозаправки баков ? до 30.