Для схода с орбиты ОК разворачивается двигателями газодинамического управления на 180њ (хвостом вперед), через непродолжительное время включаются основные двигатели и сообщают ему необходимый тормозной импульс. ОК переходит на траекторию спуска, снова разворачивается на 180њ (носом вперед) и выполняет планирование с большим углом атаки. До высоты 20 км осуществляется совместное газодинамическое и аэродинамическое управление, а на заключительном этапе полета используются только аэродинамические органы управления. Аэродинамическая схема ?Бурана? обеспечивает ему достаточно высокое аэродинамическое качество, позволяющее осуществить управляемый планирующий спуск, выполнить на трассе спуска боковой маневр протяженностью до 2000 км для выхода в зону аэродрома посадки, произвести необходимое предпосадочное маневрирование и совершить посадку на аэродром. В то же время конфигурация ЛА и принятая траектория спуска (крутизна планирования) позволяют аэродинамическим торможением погасить скорость ОК от близкой к орбитальной до посадочной, равной 300-360 км/ч. Длина пробега составляет 1100-1900 м, на пробеге используется тормозной парашют. Для расширения эксплуатационных возможностей ?Бурана? предусматривалось использование трех штатных аэродромов посадки (на космодроме, а также в восточной и западной частях страны). Комплекс радиотехнических средств аэродрома создает радионавигационные и радиолокационные поля (радиус последнего примерно 500 км), обеспечивающие дальнее обнаружение ОК, его выведение к аэродрому и всепогодную высокоточную (в т.ч. автоматическую) посадку на ВПП.
Russian Space Ships
Запуск ?Бурана? осуществляется с помощью универсальной двухступенчатой РН ?Энергия?, к центральному блоку которой крепится пирозамками ОК. Двигатели 1-й и 2-й ступеней РН запускаются практически одновременно и развивают суммарную тягу 34љ840 кН при стартовой массе РН с ОК ?Буран? примерно 2400 т (из них примерно 90% составляет топливо). В первом испытательном запуске беспилотного варианта ОК, состоявшемся на космодроме Байконур 15 ноября 1988 года, РН ?Энергия? вывела ОК за 476 секунд на высоту примерно 150 км (блоки 1-й ступени РН отделились на 146-й секунде на высоте 52 км). После отделения ОК от 2-й ступени РН был осуществлен двукратный запуск его двигателей, что обеспечило необходимый прирост скорости до достижения первой космической и выход на опорную круговую орбиту. Расчетная высота опорной орбиты ?Бурана? - 250 км (при грузе 30 т и заправке топливом 8 т). В первом полете ?Буран? был выведен на орбиту высотой 250,7/260,2 км (наклон орбиты 51,6њ) с периодом обращения 89,5 минут. При заправке 14 т топлива возможен переход на орбиту высотой 450 км с грузом 27 т.
При отказе на этапе выведения одного из маршевых двигателей 1-й или 2-й ступеней РН ее ЭВМ ?выбирает? в зависимости от набранной высоты либо варианты выведения ОК на низкую орбиту или на одновитковую траекторию полета с последующей посадкой на одном из запасных аэродромов, либо вариант выведения РН с ОК на траекторию возврата в район старта с последующим отделением ОК и посадкой его на основной аэродром. При нормальном запуске ОК 2-я ступень РН, конечная скорость которой меньше первой космической, продолжает полет по баллистической траектории до падения в Тихий океан.
Длина ?Бурана? 36,4 м, высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла 24 м, площадь крыла 250 мќ, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м, диаметр грузового отсека 4,6 м, длина 18 м. Стартовая масса ОК до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, возвращаемого с орбиты ? до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т. Большие габаритные размеры ?Бурана? затрудняют использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром ОК (так же, как и блоки РН) доставляется по воздуху модифицированным для этих целей самолетом 3М-Т экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева (при этом с ?Бурана? снимается киль и масса доводится до 50 т) или многоцелевым транспортным самолетом АН-225 (?Мрия?) в полностью собранном виде.