Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.space-ru.com/category/russian-rockets/page/5/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:08:25 2016
Кодировка: UTF-8
Russian space program » Rockets

Rockets


2-я ступень: приборный отсек, бак окислителя, межбаковый отсек, бак горючего и хвостовой отсек, ферменный переходной отсек. При разделении ступеней ферменный отсек остается на 1-й ступени (аналогичная конструкция впервые была использована на РН ?Космос-2?). Приборный отсек предназначен для размещения системы управления ракетой, приборы которой заключены в три герметичных контейнера, рамы для крепления КА (космической головной части). К отсеку стыкуется головной обтекатель РН. Бак окислителя 2-й ступени по конструкции аналогичен баку окислителя 1-й ступени. Внутри бака также находятся баллоны с гелием для наддува обоих баков. Бак горючего выполнен в виде цилиндрического тора, во внутреннем объеме которого располагается маршевый двигатель 2-й ступени. Межбаковый отсек выполнен в виде нижней юбки бака окислителя. В хвостовом отсеке располагается рулевой двигатель ступени. Двигательная установка 2-й ступени состоит из двух ЖРД ? рулевого и маршевого РД-120. Камеры ЖРД максимально разнесены по диаметру ступени и установлены шарнирно на цапфах. Для управления полетом ступени они могут отклоняться с помощью гидроприводов на углы до 31њ. Запуск ЖРД ? бесступенчатый, плавный, с первоначальной раскруткой ТНА от бортовой пневмосистемы. В полете тяга двигателя стабилизируется на заданном системой управления РН уровне. После выключения маршевого двигателя ступени рулевой двигатель может выполнять точное ?довыведение? КА и обеспечивать при этом синхронизацию опорожнения баков за счет изменения соотношения компонентов в своих камерах. Выключается ЖРД в две ступени ? сначала прекращается работа газогенератора, а затем камер с одновременным дренажем горючего из трактов их охлаждения.љ

Вторая ступень: компоненты топлива, окислитель ? жидкий кислород, горючее ? РГ-1, стартовая масса ? 89,8 т, сухая масса ? 7,7 т, длина ? 10,4 м, наибольший поперечный размер ? 3,9 м, диаметр топливных баков 3,9 м, двигатель ? РД-120, тяга в вакууме ? 830 кН, удельный импульс в вакууме ? 3450 Нс/кг, рулевой двигатель ? РД-513, тяга в вакууме ? 80 кН, удельный импульс в вакууме ? 3420 Нс/кг, продолжительность работы маршевого ЖРД ? до 350 с, продолжительность работы рулевого ЖРД ? до 1100 с.

1-я ступень: бак окислителя, межбаковый отсек, бак горючего и хвостовой отсек. Бак окислителя состоит из цилиндрической обечайки и двух сферических днищ. Внутри бака окислителя, помимо традиционной внутрибаковой арматуры, в районе нижнего днища в двух ярусах расположены титановые баллоны с гелием. Забор жидкого кислорода из бака осуществляется с помощью устройства тарельчатого типа. Наддув бака производится гелием, который предварительно подогревается в специальном теплообменнике ЖРД ступени. Межбаковый отсек очень короткий, на боковой поверхности ? технологические люки, используемые при сборке ракеты на заводе. На внутреннюю поверхность межбакового отсека и расположенных в нем днищ нанесена теплоизоляция.љ

Бак горючего также состоит из цилиндрической обечайки и двух днищ. В центральной части бака в тоннельной трубе проходит расходный трубопровод окислителя. Забор керосина из бака осуществляется с помощью устройства сифонного типа. Наддув бака производится гелием из баллонов, находящихся в баке окислителя. Между баком горючего и хвостовым отсеком расположено мощное силовое кольцо клепаной конструкции. На нем размещены стартовые опоры РН, а также кронштейны механизма ее удержания при старте. На боковой поверхности хвостового отсека имеются люки для подстыковки автостыков, для обеспечения доступа к агрегатам двигателя, а также пороховые тормозные двигатели системы разделения ступеней и коллектор для продувки отсека азотом. При размещении РН на стартовом устройстве хвостовой отсек находится ниже нулевой отметки, что позволяет надежно защищать агрегаты заправочного оборудования от высокотемпературной струи продуктов сгорания. Внутри хвостового отсека расположен маршевый четырехкамерный ЖРД РД-170.љ

Первая ступень: компоненты топлива, окислитель ? жидкий кислород, горючее ? РГ-1, стартовая масса ? 352,7 т, сухая масса ? 27,94 т, длина ? 32,94 м, наибольший поперечный размер ? 4,1 м, диаметр топливных баков 3,9 м, двигатель ? РД-170, тяга на Земле ? 7259 кН, тяга в вакууме ? 7907 кН, удельный импульс на Земле ? 3025 Нс/кг, удельный импульс в вакууме ? 3295 Нс/кг, продолжительность работы ? 140 с.

?Зенит? - двух-, трехступенчатая РН, предназначенная для выведения на низкую околоземную орбиту полезных нагрузок массой до 13,8 т, а также на геостационарную орбиту и отлетные траектории. Головной разработчик РН ? ГПО ?Южное? (Украина). НПО ?Энергомаш? (Россия) разрабатывает и производит ракетные двигатели РН, НПЦ автоматики и приборостроения им. Н.А. Пилюгина (Россия) ? систему управления РН. Первый суборбитальный полет осуществлен в 1985 году. Проведено 32 запуска РН (7 запусков аварийные).
РН обладает уникальными эксплуатационными свойствами:
- возможность заблаговременной предстартовой подготовки с последующим длительным нахождением в готовности к пуску;
- оперативность осуществления пуска не более полутора часов после получения команды;
- высокая экологическая ?чистота? и нетоксичность всех используемых компонентов и газов;
- безопасность проведения всех пусковых работ вследствие реализации концепции ?безлюдного? старта;
- возможность транспортировки по железной дороге полностью собранных ступеней без остановки встречного движения и т.д.
В базовом варианте РН ?Зенит? - двухступенчатая. Выполнена по тандемной схеме с поперечным делением ступеней. Разделение ступеней осуществляется по полугорячей схеме. Управление РН на участке полета 1-й ступениљпроизводится с помощью отклонения камер маршевого двигателя, а на участке полета 2-й ступениљ? с помощью специального рулевого двигателя. Стартовый комплекс расположен на космодроме Байконур. Создан и эксплуатируется морской старт РН ?Си Ланч? по совместному международному проекту для повышения возможностей по выводу полезного груза на геостационарную орбиту.
На 3-й ступени (в проекте ?Морской старт?) используется разгонная 4-я ступень РН ?Протон? (блок Дљ). Общая масса 3-й ступени 17,65 ? 19,95 т, топлива 15,0 ? 17,3 т. Общая длина трехступенчатой РН 61,4 м.
Подготовкаљи пускљРН ?Зенит?.
љДлина головного обтекателя может изменяться в зависимости от размеров КА. На корпусе обтекателя, выполненного из алюминиевых сплавов, имеются зоны, в которых металлическая обшивка заменена на стеклопластиковую. Это позволяет поддерживать прямую радиосвязь КА с наземными станциями на стартовом комплексе и в процессе выведения КА наљ активном участке траектории. Диаметр обтекателя 3,9 м, длина обтекателя 11,1 ? 13,6 м.
Стартовая масса ? 459 т, сухая масса (с головным обтекателем) ? 38,34 т, масса полезного груза, выводимая на круговую орбиту высотой 200 км с наклонением 51њ - 13,8 т, длина (без головного блока) ? 43,34 м, наибольший поперечный размер ? 4,1 м.
Точность выведения: по высоте ? до 3,5 км, по периоду обращения ? до 2,5 с, по углу наклонения орбиты ? до 2?.

« Previous PageNext Page »