РБ имеет компактную компоновку, состоит из центрального блока и окружающего его сбрасываемого тороидального дополнительного топливного бака (ДБТ). Маршевый ЖРД, обладающий возможностью многократного включения, установлен в нише, расположенной внутри топливных баков центрального блока. ЖРД малой тяги, работающие на тех же компонентах топлива, что и маршевый двигатель, обеспечивают ориентацию и стабилизацию РБ во время автономного полета, а также осаждение топлива в баках при повторных запусках маршевого двигателя. Установленная в приборном отсеке, находящемся на верхней части центрального блока, инерциальная система управления осуществляет управление полетом РБ ?Бриз-М? и его бортовыми системами. РБ оснащен также системой энергопитания и аппаратурой для сбора телеметрической информации и для внешнетраекторных измерений. Применение для двигательной установки РБ стандартного долгохранящегося жидкого топлива, обладающего высокой плотностью, позволило создать очень компактную и легкую конструкцию баков, заправка которых может производится не только в составе РБ, но и автономно, что делает процесс предстартовой подготовки более гибким. Получаемые при этом преимущества вполне окупают некоторую потерю удельного импульса по сравнению с криогенными видами топлива, а применение сбрасываемого дополнительного топливного бака еще более повышает энергетические характеристики РБ и увеличивает гибкость его применения для различных вариантов схем выведения полезных нагрузок.
Rocket engines
?Бриз-М? - разгонный ракетный блок, разработанный Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева с целью повысить возможности РН тяжелого класса по выведению КА в широком диапазоне орбит.
Начало летных испытаний РБ ?Бриз-М? 1997 год. РБ ?Бриз-М? предназначен для применения на российских РН тяжелого класса ?Протон?, ?Протон-М?, в перспективе возможно его применение на российских РН ?Ангара?љи ?Зенит?, а также на зарубежных РН, например на РН семейства ?Ариан?.
Применение РБ ?Бриз-М? в составе модернизированной РН ?Протон-М? позволит получить следующие возможности по выведению полезной нагрузки с космодрома Байконур: геостационарная орбита ? 3 т; геосинхронные переходные орбиты со сбросом ДБТ ? 5,3 т (при наклонении 7њ) или 6,6 т (при наклонении 28њ); околоземная орбита высотой 2000 км и наклонением 51,6њ - 15 т.
Описание