Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.space-ru.com/category/russian-rocket-engines/page/3/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:42:05 2016
Кодировка: UTF-8
Russian space program » Rocket engines

Rocket engines


РД-214 ? советский ЖРД конструкции ГДЛ-ОКБ, разработан в 1952 ? 57 годах для прототипа 1-й ступени РН ?Космос?. Топливо двухкомпонентное (окислитель ? смесь окислов азота с азотной кислотой, горючее ? продукт переработки керосина) с соотношением компонентов 3,97; тяга на Земле 635 кН, в вакууме 730 кН; удельный импульс на Земле 2255 м/с, в вакууме 2590 м/с; масса конструкции 645 кг; масса залитого ЖРД ? 755 кг; высота 2,38 м; диаметр 1,5 м; время работы 140 с. РД-214 имеет 4 камеры, ТНА, газогенератор, агрегаты управления и другие элементы. Камеры ЖРД ? со связанными оболочками, с регенеративным и завесным (от форсуночной головки) охлаждением горючим, с гофрированными проставками между стенками. Давление в камерах сгорания 4,36 МПа, на выходе из сопел 69 кПа. Камеры изготовлены из стали и скреплены в жесткий блок, к которому сверху на специальной раме крепится ТНА. Он содержит 3 центробежных одноступенчатых насоса и осевую двухступенчатую активную турбину мощностью1880 кВт, которые расположены на двух соосных валах, связанных с помощью шлицевого соединения через короткий гибкий вал. На одном валу установлены насос окислителя и (консольно) турбина, на другом ? насосы горючего и 80%-ной перекиси водорода (для питания газогенератора). Для бескавитационной работы топливных насосов перед их центробежными колесами установлены осевые крыльчатки. Корпуса насосов, центробежные колеса и осевые крыльчатки изготовлены из алюминиевых сплавов, остальные детали ТНА стальные. Газогенератор аналогичен по конструкции газогенератору РД-107. Запуск ЖРД производится без предварительной ступени. Зажигание топлива в камере ? химическое, при помощи пускового горючего (смесь ксилидина с триэтиламином), заливаемого в магистраль до главного клапана горючего. Тяга регулируется изменением расхода рабочего тела через газогенератор. РД-214 выключается через режим конечной ступени. Крепление ЖРД к ракете осуществляется с помощью опор, расположенных в верхней части камер. Управление вектором тяги РД-214 производится при помощи газовых рулей (к конструкции ЖРД не относятся.

РД-119 ? советский ЖРД конструкции ГДЛ-ОКБ, разработан в 1958 ? 62 годах для 2-й ступени РН ?Космос?. Топливо двухкомпонентное (окислитель ? жидкий кислород, горючее ? несимметричный диметилгидразин) с соотношением компонентов 1,5; тяга в вакууме 105 кН; удельный импульс в вакууме 3450 м/с; масса конструкции 168 кг; масса залитого ЖРД ? 179 кг; высота 2,17 м; диаметр (без учета рулевых сопел) 1,02 м; время работы 260 с. РД-119 содержит камеру, ТНА, газогенератор, рулевые сопла, агрегаты управления, раму и другие элементы. Камера ЖРД ? со связанными оболочками, тракт регенеративного охлаждения образован оребрением огневой стенки в области камеры сгорания и горловины сопла, а также гофрированными проставками между стенками. Внутреннее охлаждение камеры обеспечивается периферийными форсунками смесительной головки и питаемым автономно поясом завесы, установленным перед соплом. Давление в камере сгорания 7,89 МПа, на выходе из сопла 6,2 кПа. ТНА содержит два шнекоцентробежных топливных насоса и осевую двухступенчатую активную турбину мощностью 566 кВт, расположенные на двух соосных валах, которые связаны с помощью шлицевого соединения через короткий гибкий вал. На одном валу установлены насос горючего и (консольно) турбина, на другом ? насос окислителя. Турбина приводится во вращение газом с температурой 1030 К, который вырабатывается при термическом разложении горючего в газогенераторе; температура, необходимая для начала разложения, обеспечивается сгоранием порохового заряда, размещенного в газогенераторе. Этот же заряд используется для начальной раскрутки турбины при запуске ЖРД.
Отработанный газ турбины истекает через три пары неподвижных рулевых сопел, снабженных газораспределителями с электроприводами, обеспечивая управление полетом РН.
В РД-119 имеются агрегаты, вырабатывающие газ для наддува топливных баков. Бак окислителя наддувается продуктами испарения окислителя в теплообменнике, который встроен в выхлопной патрубок турбины. Бак горючего надувается газом, образующимся при смешении части генераторного газа с горючим. Зажигание топлива в камере при включении ЖРД осуществляется от пиротехнического устройства, устанавливаемого через сопло. Тяга регулируется изменением расхода рабочего тела газогенератора. В конструкции камеры, газогенератора, газораспределителей, системы газовых трубопроводов широко использованы титановые сплавы. При команде на включение РД-119 двигатель 1-й ступени (РД-214) еще работает, и создаваемая им перегрузка обеспечивает поступление начальной порции топлива в двигатель.

РД-111 ? советский ЖРД конструкции ГДЛ-ОКБ, разработан в 1959 ? 62 годах для 1-й ступени РН. Топливо двухкомпонентное (окислитель ? жидкий кислород, горючее ? керосин); тяга на Земле 1407 кН, в вакууме 1628 кН; удельный импульс на Земле 2700 м/с, в вакууме 3110 м/с; масса конструкции 1480 кг; масса залитого ЖРД ? 1650 кг; высота 2,34 м; диаметр 2,76 м. РД-111 содержит 4 камеры, ТНА, газогенератор, агрегаты автоматики, раму и другие элементы. Камера ЖРД ? со связанными оболочками, с регенеративным и завесным (от форсуночной головки) охлаждением горючим. Давление в камерах сгорания 7,85 МПа, на выходе из сопел 59 кПа. Камеры установлены на двигательной раме в подшипниках, оси которых расположены горизонтально в плоскостях курса и тангажа РН; путем поворота камер достигается полное управление полетом. Над камерами расположен горизонтально ТНА, связанный с ними сильфонными металлическими шлангами. ТНА содержит центробежные одноступенчатые насосы окислителя и горючего (со шнеками на входе) и двухступенчатую осевую активную турбину (мощность 8460 кВт). Насосы и турбины расположены соосно. Газ для привода ТНА вырабатывается в газогенераторе за счет сжигания небольшой части топлива с избытком горючего. Отработанный газ выбрасывается через патрубок, снабженный расширяющимся соплом. ЖРД регулируется по тяге аналогично ЖРД РД-219љи по соотношению компонентов топлива ? РД-107. Зажигание топлива в камерах и газогенераторе при запуске осуществляется от пиротехнических устройств; раскрутка ТНА производится пороховым стартером.

« Previous PageNext Page »