Гриценко Е.А., Данильченко В.П., Лукачев В.П., Ковылов Ю.Л., Резник В.Е., Цыбизов Ю.И. Некоторые вопросы проектирования авиационных газотурбинных двигателей
Монография:
Гриценко Е.А., Данильченко В.П., Лукачев В.П., Ковылов Ю.Л., Резник В.Е., Цыбизов Ю.И. Некоторые вопросы проектирования авиационных газотурбинных двигателей. - Самара: Самарский научный центр РАН, 2002. - 527 с.: ил.
ISBN 5-93424-051-9
В книге с единых позиций рассматривается комплекс проблем, возникающих при проектировании основных узлов современных и перспективных авиационных ГТД. Анализируются возможные пути их решения на основе систематизированных достижений теории и практики создания узлов ГТД.
Первая глава книги посвящена вопросам организации процессов и проектированию камеры сгорания. При проектировании камеры следует в максимальной степени использовать опыт создания и доводки предшествующих образцов. С этой целью в практике моторных опытно-конструкторских бюро широко применяются приближенные методы моделирования прототипа камеры для измененных условий работы. Поскольку проектирование камеры на основе имеющегося прототипа широко используются в ОКБ, в данной книге излагается именно этот опыт.
Во второй главе систематизирован материал, необходимый для проектирования систем охлаждения высокотемпературных турбин. Особое внимание в книге обращено на связь инженерных методов расчета тепловых, гидравлических и ресурсных характеристик элементов турбин с основными положениями теории теплообмена, газовой динамики, с последними достижениями в области материаловедения.
Глава три посвящена проблемам повышения кпд узлов ГТД путем уменьшения радиальных зазоров в турбокомпрессоре. Обеспечение минимальных радиальных зазоров можно рассматривать не только как путь совершенствования турбокомпрессора, но и как метод создания высокоэкономичного двигателя с сохраняемостью параметров в течение жизненного цикла двигателя. Дан материал, необходимый для проектирования энергетически наиболее эффективных саморегулирующихся систем и конструкций турбокомпрессоров, ориентируемых на обеспечение оптимальных радиальных зазоров по всему профилю полета самолета и обеспечивающих сохраняемость характеристик ГТД в эксплуатации.
Глава четвертая, в которой рассматриваются выходные устройства (реверс и сопла) авиационных ГТД, включает сведения по схемам реверсирования тяги, течению газа в соплах и закономерностям расчета их характеристик.
В целом, книга отражает идеи, которые внедрял Генеральный конструктор авиационно-космической техники академик АН СССР и РАН Н.Д. Кузнецов в теорию и практику проектирования узлов газотурбинных двигателей для таких пассажирских самолетов, как Ту-114, Ту-154, Ту-144, Ан-22, Ил-62, Ил-86, а также для всех Российских тяжелых и дальних ракетоносцев-бомбардировщиков стратегической авиации.
Для студентов авиационных вузов, специалистов, занимающихся проектированием ГТД, а также научных работников.
Краткие сведения об авторах:
Гриценко Е.А., Данильченко В.П., Резник В.Е., Цыбизов Ю.И. - специалисты Самарского научно-технического комплекса им. Н.Д. Кузнецова; Лукачев С.В., Ковылов Ю.Л. - работники Самарского государственного аэрокосмического университета им. С.П. Королева.
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter