Политология: Планы семинарских занятий на 2000/2001 / Самар. Гос. аэрокосм. Ун-т; Сост. Р.А. Бадыкшанов, Т.П .Ерошкина, Г.А. Качалов, Г.А. Соловьева. Са
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева ПОЛИТОЛОГИЯ (планы семинарских занятий для студентов дневного и вечернего отделений) САМАРА 2000
Составители: Р.А. Бадыкшанов, Т.П. Ерошкина, Г.А. Качалов, Г.А. Соловьева
ББК Ф 0 1
Политология: Планы семинарских занятий на 2000/ 2001 / Самар. Гос. аэрокосм. Ун-т; Сост. Р.А. Бадыкшанов, Т.П .Ерошкина, Г.А. Качалов, Г.А. Соловьева. Самара, 2000.
Планы составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта ( ГСЭ.Ф.05 ).
Предназначены для студентов дневной и вечерней форм обучения. Выполнены на кафедре политологии.
Печатаются по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева.
Ответств. за выпуск доктор филос. наук, проф. Т.Н. Соснина
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1.Предмет и задачи курса политологии. - 2 час
Тема 2. Политика как общественное явление. - 2 час
Тема 3. Власть и властные отношения. - 2 час
Тема 4. Содержание и основные этапы истории политических учений. -10 час
Тема 5. Личность как субъект и объект политики. - 2 час
Тема 6. Политическое лидерство. - 2 час
Тема 7. Политическая элита. - 2 час
Тема 8. Политические системы. - 2 час
Тема 9. Политические режимы. - 2 час
Тема 10.Государство. Происхождение, сущность. - 4 час
Тема 11.Политические партии и партийные системы. - 4 час
Тема 12.Общественные организации и массовые движения. - 2 час
Тема 13.Избирательное право. Избирательные системы. - 2 час
Тема 14.Политическое сознание. Структура, функции. - 6 час
Тема 15.Политическая культура общества. - 2 час
Тема 16.Мировая политика и международные отношения. - 4 час
Тема 17.Политика в системе общечеловеческих ценностей. - 2 час
Всего - 26 занятий. Всего - 98 часов.
Возможна корректировка программы в зависимости от количества часов.
Тема 1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА ПОЛИТОЛОГИИ (2 часа)
1.Политология как наука: основные понятия, методы политического анализа.
2.Место политологии в системе научного знания. Функции политологии.
3.Становление политической науки. Основные стадии.
Темы рефератов
1.Многообразие подходов к определению предмета политической науки.
2.Особенности развития политической науки в России.
3.Политическая наука и современное общество.
Библиографический список
Дегтярев А.А. Методы политологических исследований // Вестник Моск. Ун-та. Сер.12.1996. ?6.
Ковалев А.М. Предмет, законы и категории политики как науки // Вестник Моск. Ун-та.Сер. 12. 1998. ?5.
Кулик А.Н. Тенденции развития политической науки в России // Общественные науки и современность. 1996. ? 2.
Кулик А.Н. Политическая наука в России: кризис или переход на новую модель развития ? // Вестник Моск. Ун-та. Сер.12.1997. ?1.
Мухаев Р.Т. Политология. Учебное пособие. М., 1997.
Никитина А.Г. О том 'как возможна' наука политология? // Полис. 1998. ? 3.
Развитие политической науки: глобальный и региональный аспекты ('круглый стол' ) // Вестник Моск. Ун-та.Сер. 18. 1999. ?4.
Соловьев А.И. Мозаичная парадигматика российской политологии // Полис. 1998. ? 4.
Титов К.А. Прагматизм в политике и перспективы развития политической науки // Полис. 1999. ?2.
Фундаментальные проблемы политической науки // Вестник Моск. Ун-та. Сер.12.1996. ?6.
Вопросы для размышления
1.Сравните две точки зрения:
а) политология - самостоятельная научная дисциплина, интегрирующая знания о политике;
б) политология - междисциплинарная наука, представляющая собой соединение ряда общественных дисциплин, имеющих политические разделы. Какую из этих точек зрения Вы разделяете? Обоснуйте свой выбор.
2.В чем смысл познавательной, социализирующей и прогностической функций политологии?
3.В чем различие подходов англо-американской и европейско-континентальной школ политологии к анализу политических процессов?
Тема 2.ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (2 часа)
1.Природа политики, функции политики в обществе.
2.Взаимосвязь политики с другими сферами общества.
3.Понятие политического процесса, его этапы и разновидности.
Темы рефератов
1.Многообразие трактовок политики, их типология.
2.Проблема насилия в политике.
3.Режимы функционирования политического процесса.
Библиографический список
Ануфриев Е.А. Субъективные основы и субъекты политики // Социально-политический журнал. 1996. ? 4.
Володенков С.В. Модели динамики политических процессов в условиях переходного периода // Вестник Моск.ун-та. Сер.12.1999. ?6.
Гобозов Н.А. Политика и мораль // Социально-политический журнал. 1996.?2.
Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни// Социально-политический журнал. 1997. ? 2.
Ильин В.В. О природе политики // Вестник Моск. Ун-та. Сер.12.1995.?2.
Политика и экономика в современной России: конфликт на перепутье ('круглый стол') //Социс. 2000. ? 2.
Попов А.В. Ценности в политике //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 12. 2000. ? 1.
Пригожин А.И. Что есть политика? // Общественные науки и современность.1996. ?4.
Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996. ? 4.
Вопросы для размышления
1.Как известно, понятие 'политика' многозначно. В современной политологии существуют два подхода к определению политики.
Политика - концепция, программа действий, а то и само действие одного человека, группы людей, правительства по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом.
Политика - область общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические направления, личности или группы, имеющие собственную политику, т.е. свои цели, свои интересы, а то и мировоззрение. Какой точки зрения на политику придерживаетесь Вы?
2.Поразмышляйте над следующим наблюдением французского политолога Р. Арона: 'Многие благонамеренные люди воображают, будто политика как программа действий благородна, а политика как столкновение программ отдельных лиц и групп низменна'. Каково Ваше мнение? Верно ли, на Ваш взгляд, такое представление о соотношении политики и морали?
3.С чем согласиться: с приматом экономики над политикой в жизни общества или, наоборот, с приматом политики над экономикой?
Для начала сопоставьте две точки зрения - А.Д. Токвиля (1805-1959 гг.), французского историка, социолога и политического деятеля и К. Маркса, немецкого экономиста, социолога и политического деятеля.
Токвиль полагал, что демократическое развитие современных обществ ведет к стиранию различий в статусе и условиях жизни людей. Этот неудержимый процесс может, считал он, породить общества двух типов - уравнительно-деспотическое и уравнительно-либеральное. Токвиль дал нам точку отсчета, согласно которой можно предположить, что приоритет в жизни индустриального общества за политикой, понимаемой как систем, определяющая правителей и способ реализации власти и одновременно способ взаимодействия личностей внутри каждого сообщества, в том числе и способ экономического взаимодействия.
Маркс, напротив, утверждал приоритет экономики над политикой. Преобразования в экономической сфере он считал базисными, определяющими все остальные, надстроечные изменения, в том числе и политические. Более того, он полагал, что политическая организация общества вместе с государством будет постепенно отмирать.
Какую из этих точек зрения Вы разделяете? Аргументируйте свой выбор.
Тема3. ВЛАСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (2 часа)
1.Сущность и природа власти.
2.Типология и ресурсы власти. Специфика политической власти.
3.Легитимность власти. Способы легитимации.
Темы рефератов
1.Многообразие трактовок понятия 'власть'.
2.Проблема стабильности власти в обществе.
3.Власть и механизм ее реализации.
Библиографический список
Возьмитель А. О российской власти и общенациональной идее // Власть. 1999. ? 7.
Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. 1996. ? 3.
Демидов А.И. Ценностные измерения власти // Полис. 1996. ? 3.
Курскова Г.Ю. Политический феномен власти // Социально-гуманитарные знания. 2000. ? 1.
Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ //Полис. 2000. ? 1.
Мухаев Р.Т. Политология. Учебное пособие. М., 1997.
Обухов Г. Понятие власти// Власть. 1999. ? 11.
Пилипенко В.А. Политическая власть и общество: контуры методологии исследования // Социс. 1999. ? 6.
Руткевич М. Власть: кризис доверия // Власть. 1999. ? 4.
Соловьев А.И. Политическая власть в обозрении российских ученых // Вестник Моск. Ун-та.Сер. 12. 1998. ? 4.
Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности // Социально-политический журнал. 1995. ? 3.
Вопросы для размышления
1.Познакомьтесь с типологией легитимности политической власти английского политолога Р. Роуза:
- абсолютная легитимность: поддержка и повиновение граждан высоки;
- насильственная легитимность: низкая степень поддержки и высокая степень повиновения;
- изолированная легитимность: высокая степень поддержки и низкий уровень повиновения;
- отвергнутая легитимность: низкий уровень поддержки и повиновения.
Приведите примеры указанных типов легитимности в современном обществе. Черты каких из них можно обнаружить в современной России?
2.Проанализируйте процессы взаимодействий властных структур в современной России. Какие из них оказывают определяющее влияние на политику российского государства?
Тема 4. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ (10 часов)
Занятие 1 (2 часа)
1.Социально-исторические и культурные предпосылки обособления политической философии как особого типа знания. Политическая и правовая мысль Древней Греции (Платон, Аристотель).
2. Политическая мысль европейского Средневековья (А.Августин, Ф. Аквинский).
3.Проблемы политики и права в эпоху Возрождения. (Н.Макиавелли).
Темы рефератов
1.Платон и Аристотель о государстве.
2.Религиозная концепция государства и права А.Августина, Ф.Аквинского.
3.Н.Макиавелли как политический мыслитель.
Методические рекомендации
1.Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что политико-правовая идеология возникла вместе с государством, правом и прошла многовековой путь развития. Происхождение политических учений в социально-историческом плане связано с процессом классовой дифференциации общества и возникновением государственности. Почти общепризнанно то обстоятельство, что политическая мысль возникает и развивается на основе социальных противоречий, а общественное значение приобретают лишь те политические доктрины, которые отвечают более или менее массовым интересам и потому становятся в какой-либо части общества как форма определения отношения социальной группы к государству, политике, праву.
В конкретных исторических эпохах мы имеем дело с различными политическими учениями, а список мыслителей, идеи которых интересны и сегодня, бесконечен. Объясняется это, видимо, не 'природой' или 'свойством' самих учений, не особенностями того или иного мыслителя, а экономическим строем, базисом общества, материальными условиями существования общественных классов, выражением интересов которых и являются политические идеи и теории в каждую историческую эпоху.
Таким образом, анализировать и давать оценку той или иной политико-правовой доктрине необходимо, учитывая принципы историзма и преемственности.
Античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных (правда, это была не всеобщая, а ограниченная свобода, из нее исключались рабы, они были вне этой свободы). Первые письменные труды о политике как искусстве и способе управления городскими (полисными), а позже - имперскими республиканскими делами также написаны в то далекое время (Платон 'Государство', Аристотель 'Политика'). Представителям античной политической мысли принадлежит ряд гениальных догадок, которые подтверждаются самой историей развития человеческого общества. Аристотель, например, утверждал, что залогом стабильности государства является наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан; что человек больше заботится о том, что является общим.
2.В первые столетия новой эры в пределах Римской империи распространяется христианство, которое к середине 1У в. становится государственной религией Рима. Христианская церковь начинает разработку собственных воззрений на политику, используя, однако, политико-правовые идеи мыслителей предшествующих эпох. Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в эпоху рабовладения было учение епископа Аврелия Августина (354-430), прозванного церковью 'Блаженный'. В работе 'О граде Божьем' Августин выдвинул учение о 2-х градах: божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих 'градов'. Человеческий град - это град проклятых Богом людей, нечестивцев, обреченных на погибель. 'Град Божий' образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви 'град Божий' реализуется через деятельность церкви. Широкое распространение в средневековье получает идея господства церкви над государством, духовной власти над светской.
Западно-европейская мысль средневековья немыслима без имени Фомы Аквинского ( 1226-1274 гг.).В своем трактате 'О правлении государей' он пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Признавая естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу, он стремится доказать, что императорская власть ниже папской. В обстановке борьбы между светской властью и церковью за влияние в социально-политических и духовных целях учение Ф. Аквинского было направлено на укрепление позиций римской католической церкви, на обоснование и укрепление господствующего в то время теологического мировоззрения.
3. Новый