Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ssau.ru/resources/ump/kiselev_spio/intro/
Дата изменения: Fri Apr 10 15:00:00 2015
Дата индексирования: Mon Apr 11 03:11:31 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: рождение звезд
Введение
Новости

Введение

Недавно опубликованный список крупнейших корпораций мира FORTUNE GLOBAL 500 (минимальный показатель выручки, необходимый для включения компании в список 2006 года, составил 13,7 млрд. долл.) показывает, что роль природных ресурсов в мировой экономике не снижается.


Однако сегодняшний социально-экономический ландшафт меняется на глазах. Начинается интенсивный поиск новых правил, создающих новую формулу успеха развития общественных и производственных отношений.


Рекордное число российских компаний, попавших в вышеуказанный перечень - результат не только благоприятной коньюктуры на мировых сырьевых рынках. 'Газпром', ЛУКОЙЛ, РАО 'ЕЭС России', 'Роснефть' и 'Сургутнефтегаз' только часть плана по превращению России в лидера не только мировой энергетики, но и инновационной экономики, которая выстраивается с учетом развития социумом.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. ?38-р в стране утверждена Программа социально-экономического развития на 2006-2008 годы. В ней отмечены проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному социально-экономическому росту в России. Среди них особенно выделяется важность аспекта эффективности использования научных достижений в производстве и социальной жизни.


Эти проблемы совпадают с проблемами крупнейших американских корпораций. Так по данным Boston Consulting Group, опросившей в 2006 году 940 руководителей известных наукоемких компаний, более 50% из них отметили свою неудовлетворенность отдачей от затрат на научно-исследовательские работы. Кроме того, в выводах проведенного социологического исследования особенно отмечается явный дефицит персонала, активно работающего на воплощение корпоративной миссии, которая заключается, по их мнению, не только в зарабатывании денег, а в обеспечении лигитимизации в обществе за счет производства, воспринимаемых этим обществом ценностей.


Необходимо отметить, что лидеры стран 'Большой восьмерки' на саммите в Санкт-Петербурге говоря о роли образования подчеркнули:


- образование составляет основу прогресса человечества. Они выразили общее намерение способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех элементов 'треугольника знаний' (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков, поддержки процессов модернизации систем образования;


-образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию на глобальном уровне, укрепляет основы демократического общества и уважение к законности, является залогом развития человеческого капитала;


-развитие глобального инновационного общества зависит от социальной мобильности людей и накапливает потенциал для ответа на глобальные социальные вызовы;


-создает дополнительные условия для гендерного равенства;


-способствует социально-экономической интеграции мигрантов в принимающих странах и обществах;


-является общественным благом и стимулирует инновации, которые способствуют улучшению жизни народов, процветанию всего мирового сообщества;


-помогает формированию критической массы научно-технических знаний и трудовых ресурсов необходимых для поддержки инновационных обществ;


-обеспечивает более эффективное использование общественных ресурсов, поощряя гражданское участие, равенство возможностей и межкультурное взаимопонимание, а также оказывает помощь людям в максимальном использовании их личного потенциала, помогая преодолевать барьеры на пути их участия в жизни общества.


Комплекс мер, разрабатываемых сейчас в России, нацелен на регулирование отношений между непосредственными участниками инновационной деятельности и обеспечение функционирования национальной инновационной системы с учетом охвата всех аспектов общественного процесса.


Необходимо дать однозначное толкование ряда ключевых понятий в сфере инноваций для их применения в производственных и общественных отношениях с целью вовлечения в коммерческий оборот результатов интеллектуальной деятельности. Приступить к созданию инструментов и институтов общественной экспертизы инновационных проектов государственного значения. Обеспечить страхование рисков при экспорте интеллектуальных услуг и коммерциализации наукоемких продуктов.


Совершенствование системы социального регулирования в указанной сфере будет способствовать устойчивости создаваемой инновационной среды, определит механизм регулирования общественных отношений, складывающихся при формировании интеллектуальной собственности различного назначения, а также создаст дополнительные условия для подготовки кадрового резерва и профильной трудовой ориентации молодежи, позволит создать условия для ее вовлечения в высокотехнологичную инновационную сферу.


Формирование научного содержания управления инновационной деятельностью осуществляется сравнительно недавно и происходит на фоне становления основ социологии управления с непосредственным участием


В.И. Жукова, Г.И. Осадчей , Василенко Л.А.,Юдиной Т.Н., Е.М. Бабосова, Г.Е. Зборского, Н.Б.Костиной, А.И. Кравченко, И.О. Тюриной, В.Н. Шевелева и многих других известных отечественных социологов.


Первостепенное внимание в этом отношении обращается на происходящие изменения в организации научных исследований, что в конечном итоге позволило создать частное направление - управление трансфером технологий. На следующем этапе развития этой новой отрасли главное внимание было уделено управлению инновационной инфраструктурой и государственной стратегической системе управления образованием, наукой и инновациями.


Развитию этого нового направления в социологической науке во многом способствовали сложные демографические проблемы в развитых государствах Европы и мира.


В связи с тем, что вопросы научной оценки социологической перспективы и инноваций широко освещаются в западной литературе автором проанализированы труды: Т.Amabile 'Креативность в контексте', R. Gabral, 'Развитие, Наука И', Chakravorti, Bhaskar 'Медленный пульс быстрых перемен: Пришествие инноваций на рынок взаимоувязанного мира', Chesbrough, H. William 'Открытая инновация: Новый императив для создания прибыльности технологий', Christensen, Clayton M. 'Инновационная Дилемма', T.Davila, Mark J. Epstein, Robert Shelton 'Создание инновационных работ: Как управлять этим процессом, измерять его и получать прибыль от этой деятельности', Hesselbein 'Управление инновациями и организация результата', Mansfild 'Как быстрее создать новую индустриальную технологию', Nordfors. ' Роль журналистики в национальной инновационной системе', M. Stein 'Стимуляция креативности', E. Hippel ' Демократизация инноваций', 'Источники инноваций', Woodman ' К теории организационной криативности'.


Кроме того, автором проведен дополнительный анализ научных публикаций по основам социального управления, изложенных в трудах   Э. Берджеса,   М. Вебера,   Э. Дюркгейма,    П. Дракера,    Ф. Тейлора,    Э. Майо,   Р. Парка,    Т. Парсонса,    Г. Форда,    Э. Эрхарда, а также научные разработки В.Н. Иванова, В.И. Патрушева, А.Г. Гладышева, А.О. Дорониной, Г.В. Щекина, Н.С. Данакина, С.Б. Мельникова, О.А. Уржа, Т.М. Дридзе, Л.Я. Дятченко, В.И. Куценко, Н.И. Лапина, В.Т. Лисовского, А.Н. Майорова, М.В. Пищулина, В.М. Рутгайзера, А.М. Седова, И.М. Слепенкова, М.В. Удальцова, Э.Н. Фетисова и др..


Анализ отечественных исследований по вопросам инновационных процессов, в частности в образовании, (Г.В. Осипов, А.И. Пригожин, Ж.Т. Тощенко, В.И. Чупров, В.Я. Ядов, Р.Г. Яновский и др.) показывает значительный интерес научной общественности к проблемам внедрения социальных инноваций в эту сферу человеческой деятельности.


В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.202 г. ?Пр-576) переход к инновационному пути развития страны определен в качестве основной цели государственной политики в области развития науки и технологий.


Для достижения данной цели документ предусматривает следующие меры стимулирования инновационной деятельности:





    • поддержку научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

    • создание организационных и социально-экономических механизмов для повышения социальной направленности инноваций;

    • обеспечения развития важнейших прикладных исследований и разработок;

    • адаптацию научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники.



В числе важнейших направлений российской государственной политики в области стимулирования развития науки и технологий определены:





    • развитие важнейших прикладных исследований и разработок;

    • формирование национальной инновационной системы;

    • повышение социальной эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

    • сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

    • развитие международного научно-технического сотрудничества.



В соответствии с Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденными письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005г. ?2473п-П7, целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.


Для этого необходимо комплексное решение ряда задач, в частности:





    • формирование приоритетов инновационной деятельности;

    • усиление государственного регулирования и поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях;

    • создание условий для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах;

    • обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

    • обеспечение повышения эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения.



Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. ?38-р, в числе необходимых условий и требований инновационной направленности развития экономики определяет повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, формирование благоприятных условий для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры. В документе подчеркивается, что конкурентоспособность Российской Федерации на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. В современном мире масштабное использование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним из основных источников повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста. Для стимулирования инновационного развития страны необходимо, в частности, наличие конкурентоспособного сектора 'генерации знаний', включающего фундаментальные и прикладные исследования и разработки, эффективное функционирование национальной инновационной системы, преобразующей новые знания в продукты, технологии и услуги и включающей совокупность хозяйствующих субъектов, институциональную базу инновационной деятельности, инфраструктуру и ресурсы.


Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 г., протокол ?1) в качестве основной своей цели определяет формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Для достижения данной цели предусматривается необходимость решения следующих задач:





    • создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

    • создание эффективной государственной инновационной системы;

    • конструирование социально-экономических параметров на основе технологических инноваций.



Таким образом, инновационная политика государства, ее целевая и предметная направленность полностью соответствуют установленным приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации.


Достигнутая в настоящее время макроэкономическая стабилизация, повышение эффективности системы государственного регулирования, позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры социально-экономического комплекса и качества жизни населения страны.


Требуется подчеркнуть, что проблематика высшей школы, как таковой, достаточно подробно представлена российскими социологами. В целом ряде трудов, на примерах подробных социологических исследований, демонстрируются различные аспекты развития отечественной системы высшего образования, проводится анализ систем российской науки и высшего образования с учетом социально-исторических и социально-философских проблем (В.П. Бусыгин, Б.Е. Гершунский, В.И. Добреньков, О.В. Долженко, Н.С. Ладыжец, И.И. Харченко и др.).


Вместе с тем, в современной отечественной литературе в отличии от западных публикаций социологической направленности (Luhmann, Pierre Bourdieu, Bauman, Bruno Latour, Michel Callon, Lacan, Deleuze) мало уделяется внимание поведению основных общественных подсистем в условиях патриархизации населения и бурного развития экстра - соматических ресурсов.


Развитие мировой социологии в век 'патриархизации' развитых стран мира следует в русле разработки новых теоретико-методологических подходов к исследованию проблем инновационного общества и предусматривает применение современных достижений других социальных и естественных наук. Именно в этом, по мнению автора, просматривается опосредованное влияние общества на социологическую перспективу.








Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Содержание Интернет-портала СГАУ:
тел. +7 (846) 267-45-60,
e-mail: webmaster@ssau.ru
Центр по связям с общественностью
Тел.: (846) 267-44-99
e-mail: pr@ssau.ru
Работа электронной почты и беспроводных сетей:
тел.: +7 (846) 267-48-21,
e-mail: tech@ssau.ru
Работа корпоративной сети университета:
тел. +7 (846) 267-44-35,
e-mail: tech@ssau.ru
Система Orphus