Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ssau.ru/resources/ump/economics/izd/
Дата изменения: Fri Apr 10 15:00:00 2015
Дата индексирования: Mon Apr 11 03:08:30 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: единицы измерений
Издержки производства продукции
Новости

Издержки производства продукции

Занятие 6. Издержки производства продукции

Себестоимость продукции - это затраты предприятия на производство и сбыт продукции.

Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисление на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского страхования и т.д.);
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты (командировочные, почтовые, налоги, включаемые в себестоимость и т.д.).

Классификация затрат по статьям калькуляции

В состав калькуляционных статей включаются затраты:

А) Прямые:

  1. Сырье и материалы.
  2. Покупные готовые изделия, полуфабрикаты.
  3. Топливо и энергия на технологические нужды.
  4. Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих.
  5. Отчисления на социальные нужды с основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих.
  6. Расходы на освоение и подготовку производства.
  7. Специальные расходы.
  8. Потери от брака.
  9. Б) Косвенные:

  10. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
  11. Цеховые расходы.
  12. Заводские расходы.
  13. Внепроизводственные расходы.

По способу отнесения затрат на себестоимость отдельных видов продукции они делятся на прямые и косвенные.

Прямые - непосредственно связаны с производством данного вида продукции.

Косвенные - имеют отношение ко всем производимым продуктам. Один из самых распространенных методов отнесения на себестоимость продукции - пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

В зависимости от объема производства продукции затраты делятся на переменные и постоянные.

Переменные - изменяются прямо пропорционально изменению объема производства: все прямые материальные затраты, основная заработная плата производственных рабочих, затраты на инструмент и двигательную энергию и т.п.

Постоянные - расходы, которые при изменении объема производства не меняются или меняются незначительно. К ним относятся: амортизация, заработная плата вспомогательных рабочих и административно-управленческого персонала.

Сумма переменных и постоянных затрат образуют совокупные затраты.

Исходя из соотношения переменных и постоянных расходов можно определить точку безубыточности производства (N) , т.е. тот объем продукции, при котором сумма постоянных и переменных расходов равна выручке от реализации продукции.

Рубли

Выручка от реализации продукции

Переменные расходы

Постоянные расходы


N Объем производимой продукции

Если предприятие производит один вид продукции, то точку безубыточности можно определить по формуле

, где

- сумма постоянных расходов предприятия, руб.;

- цена продукции без НДС, руб.;

переменные расходы в себестоимости единицы продукции, руб.

В радиотехнической промышленности наиболее часто применяется метод калькуляции для расчета себестоимости продукции, в его основе лежит использование системы технико-экономических норм и нормативов материальных, трудовых и денежных затрат.

Общая формула полной себестоимости:

, где

расходы на материалы, за вычетом отходов, на полуфабрикаты комплектующие, топливо, энергию, технологические;

основная заработная плата с отчислениями на социальные нужды
основных производственных рабочих;

дополнительная зарплата с отчислениями;

расходы на содержиние и эксплуатацию оборудования;

расходы на подготовку производства;

цеховые расходы;

заводские расходы;

внепроизводственные расходы.

, руб./шт., где

коэффициент транспортно-заготовительных ресурсов (1,05 :1,1);

номенклатура основных материалов, полуфабрикатов, отходы;

норма расходов основного материала на единицу продукции;

цена основного материала, покупных полуфабрикатов, отходов;

норма реализуемых отходов на единицу продукции.

, где

число операций в техпроцессе;

штучная норма времени по i-й операции;

часовая тарифная ставка по разряду работ i-й операции.

Дополнительная зарплата составляет 12-20% от основной заработной платы производственных рабочих. Отчисления на социальные нужды 39 % от основной и дополнительной зарплаты.

На статью "Расходы по содержанию и экплуатации технологического оборудования"относятся:

  • содержание производственного оборудования и рабочих мест;
  • зарплата основная и дополнительная вместе с отчислениями на социальные нужды вспомогательных рабочих; затрат на воду, электроэнергию и т.д.;
  • текущий ремонт производственного оборудования, транспортных средств и ценных инструментов;
  • амортизация производственного оборудования и транспортных средств;
  • возмещение износа быстроизнашивающихся инструментов и расходов по их восстановлению;
  • прочие расходы, связанные с работой оборудования.

Определение этих расходов на единицу продукции производится пропорционально основной зарплате производственных рабочих или методом сметных ставок, рассчитанных на основе коэффициенто-машино-часов.

На статью "Цеховые расходы" относятся следующие затраты:

  • основная и дополнительная заработная плата вместе с отчислениями на социальные нужды цехового персонала, а также вспомогательных рабочих, занятых на разных хозяйственных работах, расходы по охране труда и технике безопасности, содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря (кроме оборудования);
  • расходы по опытам, изобретательству и рационализации;
  • прочие расходы.

На статью "Заводские расходы" относятся:

  • зарплата с отчислениями заводского административно-управленческого персонала;
  • амортизация общезаводских зданий, складов и инвентаря;
  • расходы по служебным командировкам;
  • расходы по охране труда;
  • расходы по подготовке кадров и на организационный набор рабочей силы;
  • налоги и сборы, прочие обязательные расходы и отчисления.

Цеховые и общезаводские расходы распределяются между видами продукции пропорционально сумме основной зарплаты основных производственных рабочих.

, где

цеховые расходы по смете;

расходы на зарплату основных производственных рабочих цеха;

смета затрат по цеху на содержание и эксплуатацию оборудования.

, где

зарплата, приходящаяся на единицу продукции.

, где

смета заводских расходов;

сумма смет цеховых расходов на содержание и эксплуатацию оборудования основных цехов;

.

Внепроизводственные расходы принимаются в размере 3-7% от производственной себестоимости.

Расходы на подготовку производства Рподг распределяются следующим образом:

, где

количество производимых изделий (обычно в течение первых трех лет производства);

сумма затрат на подготовку производства.

Виды себестоимости

Технологическая - сумма затрат данного цеха, связанных с выполнением технологичеких операций.

Цеховая себестоимость - все затраты на производство данного вида продукции, т.е. затраты на основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию, зарплату производственных рабочих с начислениями на социальные нужды, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и цеховые расходы.

Производственная себестоимость - затраты на производство данного вида продукции; она складывается из цеховой себестоимости и заводских расходов.

Полная себестоимость - отражает затраты на производство и сбыт продукции. Она включает производственную себестоимость и внепроизводственные расходы.

В качестве показателей себестоимости можно использовать следующие показатели:

  • Затраты на рубль товарной продукции (Зтп):

, где

себестоимость товарной продукции;

объем товарной продукции в ценах предприятия.

- Снижение себестоимости:

, где

значение базовых и новых затрат на рубль товарной продукции.

Цена продукции

Цена - денежное выражение затрат производителя по изготовлению товара и продвижению его на рынок.

Структура цены на продукцию производственно - технического назначения:

Полная себестоимость

Прибыль

НДС

Снабженческо-сбытовая надбавка

Расходы по сбыту

Прибыль

НДС

Ц опт - оптовая цена предприятия


Цсвоб.отп.ц - свободная отпускная цена


Цпрод - цена продажи при реализации через посредника

, где

ставка налога на добавленную стоимость (НДС) %;

полная себестоимость продукции, руб.;

прибыль, руб.

Структура цены на товары народного потребления:

Полная себесто-имость

При-быль

Акциз

НДС

Снабженческо-сбытовая надбавка

Торговая надбавка

Расход по сбыту

При-быль

НДС

Расход по сбыту

При-быль

НДС


Цопт-оптовая цена


Цсв.опт-свободная цена

Цзак. - цена закупки (для торговой организации)


Цсв.розн - свободная цена


,где

акцизный налог, руб.;

ставка акцизного налога, %;

оптовая цена продукции, руб..

Пример 1

За отчетный год на предприятии объем товарной продукции составил 15 млрд рублей, ее себестоимость - 12 млрд рублей, в том числе заработная плата с отчислениями на социальные нужды - 4,8 млрд рублей, материальные затраты - 6,0 млрд рублей. Условно-постоянные расходы в себестоимости продукции составили 50%. В плановом периоде предусматривается за счет реализации плана организационно - технических мероприятий увеличить объем товарной продукции на 15%, повысить производительность труда на 10%, среднюю заработную плату на 8%. Нормы расхода материальных ресурсов в среднем снизятся на 5 %, а цены на них возрастут на 6%.

Определите плановую себестоимость товарной продукции и плановые затраты на 1 рубль товарной продукции.

Решение:

1)Определяем затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде:

,

руб.

2) Рассчитаем плановые затраты на выпуск товарной продукции, если бы в плановом периоде затраты на 1 рубль товарной продукции остались на уровне отчетного периода:

.

(1,15 - увеличение объема ТП .)

3) Определяем величину изменения себестоимости продукции за счет реализации в плановом периоде организационно-технических мероприятий:

а) за счет роста производительности труда

, где

индекс средней зарплаты;

индекс производительности труда;

доля зарплаты с отчислениями на социальные нужды в себестоимости продукции.

(0,4 - исходя из условия задачи),

т.е. за счет этого фактора себестоимость продукции снизилась на 0,8%;

б) за счет изменения объема производства

, где

индекс условно-постоянных расходов;

индекс объема производства;

доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции.

,

т.е. за счет этого фактора себестоимость снизится на 6,5%;

в) за счет изменения норм и цен на материальные ресурсы

, где

индекс норм на материальные ресурсы;

индекс на материальные ресурсы;

доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

,

т.е.за счет этого фактора себестоимость продукции увеличится на 0,35%.

Общая величина снижения себестоимости продукции за счет влияния всех факторов составит:

;

4)определяем плановую себестоимость продукции:

5)определяем плановые затраты на 1 рубль товарной продукции:

где 17,25 - объем товарной продукции по плану (15ћ1,15).

Таким образом, затраты на 1 рубль товарной продукции снизились на 7,5%

.

Пример 2

Производственная себестоимость изделия равна 290 рублей. Внепроизводственные расходы - 5%, плановый уровень рентабельности - 16%, НДС - 20%.

Определите:

А) полную себестоимость единицы изделия;

Б) расчетную цену предприятия;

В) оптовую цену предприятия.

Решение:

А) ,

Б)

В)

Пример 3

Рыночная цена товара составляет 495 рублей; розничная надбавка в цене - 25%, наценка сбытовой организации - 10%, НДС - 20%, полная себестоимость предприятия - 250 рублей.

Определить:

А) прибыль предприятия, руб.;

Б) рентабельность продукции, % .

Решение:

А) 495 рублей - 125%, а оптовая цена это 100%, отсюда оптовая цена - 395 рублей.

Если 110% - это цена оптовой организации,а 100% - это отпускная цена предприятия, то последняя равна (396 ћ 100): 110% = 360 рублей. Если 360 рубл. - это 120%, а 100% - это расчетная цена предприятия, то последняя равна 300 руб.

Прибыль = 300-250=50 руб.

Б) рентабельность продукции .

Пример 4

Изменение технологии производства телевизоров привело к снижению средних переменных издержек на 20%, после чего цена единицы продукции была снижена на 10%. Постоянные и совокупные издержки не менялись.

Чему стала равна выручка производителей телевизоров, если ее прирост после изменения технологии составил 37500 тыс. рублей?

Решение:

Поскольку по условию задачи совокупные и постоянные издержки производства телевизоров не менялись, сохраняет свое значение и величина переменных издержек. То есть

.

Это соотношение можно также выразить следующим образом:

(1).

По условию средние переменные издержки после изменения технологии производства понизились на 20%, то есть

.

Тогда выражение (1) перепишем в виде

откуда

.

Прирост выручки (В) можно выразить как

Учитывая, что цена продукции была снижена на 10%, запишем

Отсюда найдем первоначальную выручку:

Значит, выручка производителей телевизоров после изменения технологии составит:

Пример 5

Сравните рентабельность продукции за три квартала на основе следующих данных:

Показатель

Единица измерения

Квартал

1

2

3

1.Количество выпущенных изделий

Шт.

1500

2000

1800

2. Цена одного изделия

Руб.

600

600

600

3. Себестоимость одного изделия

Руб.

500

520

480

Решение:

1. Выпуск продукции

  1. Себестоимость выпускаемой продукции:
  2. Прибыль от реализации продукции
  3. Рентабельность продукции:

Таким образом, наиболее высокой была рентабельность в третьем квартале - 25%.

Пример 6

Затраты на 1000 единиц продукции формировались исходя из следующего:

Заработная плата - 20 млн руб.

Сырье и материалы - 30 млн руб.

Здания и сооружения - 250 млн руб.

Оборудование - 100 млн руб.

Продана вся продукция по цене 122,5 тыс. рублей за каждое изделие, норма амортизации зданий и сооружений составляет 5 %, а срок службы оборудования в среднем равен 5 годам. Определите прибыль.

Решение:

Пример 7

Если цена единицы товара равна 2000 руб., переменные издержки на единицу продукции - 1100 руб., постоянные издержки - 1800000 руб., то каково будет количество товара, необходимое и достаточное для обеспечения безубыточности ?

Решение:

Формула безубыточности

,

Отсюда:

Пример 8

Определить оптовую цену предприятия на изделие, имеющее нормативную рентабельность 30%.

Затраты на материалы для изготовления изделия - 6500 руб., возвратные отходы - 250 рублей, полуфабрикаты - 950 рублей. Трудоемкость изготовления изделия - 200 н-час, средняя тарифная ставка рабочих 6,5 руб. в час. Дополнительная зарплата - 10%. Отчисления на социальные нужды 39,5%. Затраты на содержание оборудования составляют 8000 тыс. рублей, а цеховые расходы 10 млн руб. в год. Зарплата производственных рабочих за тот же период составляет 10 млн руб. Общезаводские расходы 70%. За год реализуется 60 изделий, причем расходы по их реализации составляют 13200 рублей.

Решение:

    1. Определяем размер материальных затрат в изделии:
    2. Величина зарплаты производственных рабочих:
    3. Величина дополнительной заработной платы:
    4. Отчисления на социальные нужды:
    5. Определяем процент цеховых расходов и затрат на содержание оборудования:
    6. Рассчитаем величины ЦР и Зоб в изделии:
    7. Цеховая себестоимость
    8. Заводская себестоимость
    9. Полная себестоимость изделия

10.Прибыль, приносимая одним изделием

11.Оптовая цена изделия

Пример 9

Фирма провела маркетинговые исследования и установила, что для удержания позиций на рынке необходимо повысить производительность и безотказность выпускаемого товара - технологического оборудования. Отдел маркетинга установил нормативы по этим показателям и поставил задачу спрогнозировать себестоимость нового оборудования.

Исходные данные:

    1. себестоимость старого оборудования - 5,2 тыс. руб.;
    2. производительность старого оборудования - 16 тыс. шт. деталей в год;
    3. индекс роста производительности нового оборудования - 1,15;
    4. безотказность старого оборудования - 0,98;
    5. безотказность нового оборудования - 0,99;
    6. прирост производительности труда на предприятии-изготовителе оборудования - 3% в год;
    7. остальные технико-экономические показатели технологического оборудования и фирмы-изготовителя остаются неизменными.

Решение:

На основе перечисленных данных параметрическим методом прогнозируем себестоимость нового оборудования.

,

где - соответственно себестоимость нового и старого оборудования;

индекс роста производительности оборудования;

коэффициент безотказности нового и старого оборудования;

прирост производительности труда у изготовителя оборудования,

% в год.

Важным направлением политики цен, связанным с делением расходов на переменные и постоянные, является расчет различных вариантов снижения цен. Позволит ли снижение цены оставить на прежнем уровне или увеличить массу прибыли от реализации продукции, зависит от двух моментов:

  1. какое влияние окажет снижение цены на уровень спроса и, следовательно, на выручку от продажи товара;
  2. какое влияние окажет изменение объема реализации продукции на себестоимость продукции.

Пример 10

Предприятие производит и реализует в отчетном периоде 1000 штук изделий одного вида. Цена реализации изделия составила 30 рублей. Полная себестоимость изделия - 28 рублей.

Исследования рынка показали, что если снизить цену одного изделия на 1 рубль, то объем реализации может быть увеличен на 10 % и составит 1100 штук.

Так как производственные мощности позволяют увеличить объем в таком размере, необходимо принять решение о том, чтобы снижать цену.

Выручка от продажи товара до и после уменьшения цены:

при цене 30 руб. за штуку

при цене 29 руб. за штуку

Таким образом, выручка от продажи товара увеличится на 1900 рублей при снижении цены изделия на 1 рубль.

Однако показатель выручки от продажи товаров не является объективным и исчерпывающим, поскольку всегда основная цель фирмы - сохранение на существующем уровне или увеличение прибыли от осуществляемых ею операций.

Хотя снижение цены продукции дало увеличение выручки от ее продажи, оно одновременно привело к снижению прибыли с 2000 до 1100 руб., т.е. на 900 руб. (см. таблицу).

Объем

Показатели

1000 шт.

1100 шт.

Цена, руб./ шт.

Полная себестоимость, руб./ шт.

Прибыль, руб./ шт.

30

28

2

29

28

1

Общая прибыль, руб.

2000

1100

Однако действительное влияние производства дополнительного количества продукции в 100 штук будет зависеть от соотношения между постоянными и переменными издержками. Предположим, что это соотношение 40 и 60%.

Объем

Показатели

1000 шт.

1100 шт.

Цена, руб./ шт.

Переменные затраты, руб./шт.

Маржинальный доход, руб./шт.

30

13,2

29

16,8

12,2

Общий маржинальный доход, руб.

Общие постоянные затраты, руб.

Общая прибыль, руб.

2000

11200

2220

Если проанализировать данные учета полной себестоимости, получается, что предприятию невыгодно снижать цену на данное изделие, даже если это приведет к росту объема продажи. В этом случае искусственно занижается прибыль на единицу продукции при втором варианте (объем 1100 штук), поскольку не учтено снижение доли постоянных расходов на единицу продукции при росте объема производства с 100 до 1100 штук.

Фактически с увеличением объема производства полная себестоимость единицы продукции снижается за счет экономии на постоянных расходах, что ведет к росту прибыли в расчете на одно изделие.

Это учтено при анализе вариантов по системе "директ-костинг", поскольку в расчет принимается себестоимость единицы изделия только в части переменных затрат, которая постоянна в расчете на единицу продукции при изменении объема производства.

Постоянные затраты принимаются общей суммой. Результат показывает, что прибыль увеличивается на 220 рублей, что совпадает с ростом маржинального (предельного) дохода.

Пример намеренно упрощен, чтобы показать, как может быть принято неправильное решение, если игнорировать факт разного поведения затрат при изменении объема.

Пример 11

Завод по производству телевизоров "Экран" закупил кинескопы на сумму 100 млн рублей и микросхем на сумму 20 млн рублей. С помощью этих деталей он произвел телевизоры и договорился о продаже этих телевизоров за 300 млн рублей фирме "ТВ - сервис", владеющей сетью специализированных магазинов. Фирма "ТВ - сервис" через свои магазины пустила телевизоры в розничную продажу, установив торговую наценку в 50 млн рублей.

Определите, какую величину налога на добавочную стоимость внесло в бюджет каждое из предприятий (завод по производству кинескопов, завод по производству микросхем, завод по производству телевизоров и фирма "ТВ - сервис"), если налоговая ставка одинакова для всех этих предприятий и составляет 20%.

Решение:

  1. Завод-изготовитель кинескопов продал свою продукцию по договорной цене 100 млн рублей. Следовательно, величина НДС составит
  2. (100× 20)/100 = 20 млн рублей .

  3. Завод - изготовитель микросхем должен внести в бюджет
  4. (20× 20)/100 = 4 млн рублей .

    Заметим, что во всех рассматриваемых случаях договорная цена не включает в себя величину НДС. Потому что именно эта цена является базой налогооблажения. И только после того, как по этой базе определяется величина НДС, последний прибавляется к договорной цене и реальная купля-продажа осуществляется по цене, включающей налог на добавленную стоимость.

  5. Завод по производству телевизоров договорился о продаже телевизоров за 300 млн рублей. Следовательно, величина НДС, которую он присоединит к этой цене, составит
  6. (300-20)/100 = 60 млн рублей.

    Цена, по которой фирма "ТВ - сервис" купит телевизоры, составит

    .

    Однако в бюджет государства завод по производству телевизоров перечислит только 60-(20+4)=36 млн рублей, что составляет 20% от добавленной им стоимости:

    (300-120)× 20/100 = 36 млн рублей .

  7. Фирма "ТВ - сервис" - розничный продавец. Значит здесь налогом на добавленную стоимость облагается только торговая наценка, т.е. 50 млн рублей. Следовательно, она перечислит в госбюджет

(50× 20)/100 = 10 млн рублей ,

а продаст телевизоры за .

В окончательной сумме 420 млн рублей заключены 100+20+180+50=350 млн рублей произведенной всеми предприятиями добавленной стоимости, а также 20+4+36+10=70 млн рублей налога на добавленную стоимость.

Обратите внимание, что вся сумма НДС в конечном счете была оплачена потребителями телевизоров.


ї Самарский государственный аэрокосмический университет, 2000-2002
Воспроизведение материалов только с согласия авторов






Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Содержание Интернет-портала СГАУ:
тел. +7 (846) 267-45-60,
e-mail: webmaster@ssau.ru
Центр по связям с общественностью
Тел.: (846) 267-44-99
e-mail: pr@ssau.ru
Работа электронной почты и беспроводных сетей:
тел.: +7 (846) 267-48-21,
e-mail: tech@ssau.ru
Работа корпоративной сети университета:
тел. +7 (846) 267-44-35,
e-mail: tech@ssau.ru
Система Orphus