Краткая историческая справка по университету
>> 60-летие СГАУ |
|
Краткая историческая справка по университету |
|
Куйбышевский авиационный институт был открыт в 1942 году в сложнейшее для страны военное время. В Куйбышев тогда были эвакуированы около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности. Здесь было организовано производство штурмовика ИЛ-2 - самого массового самолета второй мировой войны. Фронту требовались самолеты, заводам - инженеры. Для подготовки инженерных кадров было принято решение создать Куйбышевский авиационный институт.
П Р И К А З Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР г. Москва
N 143/М 17 июля 1942 г. Об открытии авиационного института в г. Куйбышеве
Во исполнение постановления СНК СССР от 8 июня за N 891 П Р И К А З Ы В А Ю: а/ Технология самолетостроения; б/ Технология авиационного моторостроения.
/ М.П. / Председатель Всесоюзного комитета ВКВШ по делам высшей школы при СНК СССР С. Кафтанов |
В соответствии с приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР, занятия в институте начались в октябре 1942 года, а в 1944 году был осуществлен первый выпуск специалистов.
Огромная роль в организации института принадлежит А.М.Сойферу, исполнявшему обязанности директора института с момента его создания по ноябрь 1942 года. Затем директором института был назначен Ф.И.Стебихов.
В числе первых преподавателей были крупные ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов СССР. Среди них будущие вице-президент АН СССР М.Д.Миллионщиков, член-корреспондент АН Украинской ССР М.Г.Крейн, профессора А.М.Сойфер, Н.И.Резников, М.И.Разумихин, В.М.Дорофеев, А.А.Комаров и др. Они оказали предприятиям авиационной промышленности неоценимую помощь не только в подготовке специалистов, но и в решении конкретных проблем производства, создания и внедрения новых конструкторских разработок, технологий и организации производства.
В послевоенные годы, наряду с расширением направлений подготовки специалистов, развивалась материально-техническая база института, а также научно-исследовательская работа ученых, непосредственно связанная с освоением производства новейших образцов авиационной техники, в том числе первых реактивных истребителей и бомбардировщиков МИГ-9, МИГ-15, МИГ-17, ИЛ-28, ТУ-16, ТУ-95, создания двигателей ВК-1, НК-4, НК-12 и многих других.
С 1957 года в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике. Ученые и специалисты института принимали участие в разработке и освоении производства первых отечественных межконтинентальных баллистических ракет Р-7, Р-7А, Р-9; ракет-носителей "Восток", "Молния", "Союз" и их модификаций; участвовали в создании ракетно-космического комплекса для обеспечения пилотируемого полета на Луну "Н1-Л3" по проекту С.П. Королева, воздушно-космической системы "Энергия-Буран"; разрабатывали космические аппараты различного назначения, в том числе для космических средств национального контроля земной поверхности; участвовали в подготовке и осуществлении программ на орбитальном комплексе "МИР", в реализации многих других проектов, в том числе по программам международного сотрудничества.
С 1956 по 1988 гг. институт возглавлял Герой Социалистического Труда профессор В.П.Лукачев. В эти годы институт стал одним из крупнейших научных центров региона, создавшим уникальные научные школы, прежде всего в области конструкции и проектирования авиационных двигателей, самолетов, космических аппаратов.
В этот период в институте значительно расширились направления подготовки специалистов и научных исследований, вырос контингент студентов, бурно развивалась материальная база института.
В конце пятидесятых годов институт выступил инициатором создания отраслевых научно-исследовательских лабораторий, что послужило мощным толчком развития вузовской науки. К работе в институте были привлечены известные ученые и производственники. Многие годы кафедру "Конструкция и проектирование двигателей летательных аппаратов" возглавлял академик АН СССР и РАН Н.Д.Кузнецов - генеральный конструктор авиадвигателей. Кафедру "Летательные аппараты" до недавнего времени возглавлял патриарх отечественной космонавтики член-корреспондент АН СССР и РАН Д.И.Козлов - генеральный директор-генеральный конструктор государственного научно-производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс".
Среди научных разработок 50-70-х годов можно отметить создание уникального материала "МР" (металлорезина), широко применяющегося во всем мире для изготовления демпфирующих устройств в сложных агрегатах; разработку целой гаммы микроэнергетических установок и оригинальных холодильных камер с использованием вихревого эффекта; изготовление материалов методом порошковой металлургии и многое другое. Научные разработки ученых института применялись при проектировании и производстве самолетов ТУ-144, ТУ-154, Ил-76, Ил-86, Ил-114 и других.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об увековечении памяти академика С.П.Королева" N 136 от 22 февраля 1966 года Куйбышевскому авиационному институту было присвоено имя академика С.П.Королева. В 1967 году, в связи с 25-летием, Куйбышевский авиационный институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума Верховного совета СССР от 7 января 1967 года).
В 70-80-е годы широкое развитие получили исследования в области вибрационной прочности и надежности двигателей, оптимизации процессов и систем управления движением космических аппаратов, разработки в области компьютерной оптики и других наукоемких технологий. В это время в институте произошла смена поколений руководителей кафедр и факультетов, расширилась сеть диссертационных советов, укрепились контакты с Академией наук СССР, научными организациями и производственными предприятиями страны.
В 1988 году ректором института стал профессор (ныне академик РАН) В.П.Шорин, с 1990 года институт возглавляет член-корреспондент РАН В.А.Сойфер.
После переименования города Куйбышева в город Самару институт стал называться Самарским авиационным институтом. В 1992 году Самарский авиационный институт был переименован в Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева (приказ Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации N 1077 от 23.09.1992 года)
За последнее десятилетие в университете продолжалась интеграция научных исследований и учебного процесса. Многолетние традиции, признанные научные школы и материальная база позволяют университету в настоящее время оставаться в ряду ведущих учебных и научных центров России, активно участвовать в выполнении государственных и региональных научно-технических программ, развивать международное сотрудничество.
За 60 лет университет подготовил около 50 тысяч специалистов, многие из которых стали видными учеными, конструкторами и организаторами производства, крупными государственными и общественными деятелями. В их числе: В.И.Воротников - председатель Совета министров РСФСР, министры и заместители министров С.С.Курдюков, И.М.Буров, Н.А.Дондуков, О.Н.Сысуев, А.Н.Геращенко, А.Г.Ильин, Л.С.Свечников, В.В.Горлов, академик РАН В.П.Шорин, губернатор Самарской области К.А.Титов.
На протяжении полувека практически все руководители аэрокосмических предприятий Самарского региона были и являются выпускниками КуАИ-СГАУ, которыми по праву гордится университет.
Сойфер Александр Миронович (1906-1969) И.о. директора института с июля по ноябрь 1942 г., кандидат технических наук, профессор |
Стебихов Федор Иванович (1899-1975) Директор института 1942-1956 г.г. кандидат технических наук, доцент |
Лукачев Виктор Павлович (1920-1988) Директор, ректор института 1956-1988 г.г. доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР |
Шорин Владимир Павлович (1939 г.) Ректор института 1988-1990г.г., действительный член РАН, доктор технических наук, профессор, лауреат государственной премии РФ, заслуженный деятель науки и техники РФ |
Сойфер Виктор Александрович (1945 г.) Ректор университета с 1990 г. член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, лауреат государственной премии РФ, заслуженный деятель науки РФ |
Учебный корпус КуАИ - 1942 г.
Главный корпус СГАУ - 2002 г.
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter