Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ssau.ru/files/news/2008/lib_imc.doc
Дата изменения: Tue Mar 4 23:00:00 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 15:22:48 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени академика С.П. Королева

Проект




Концепция работы
научно-технической библиотеки СГАУ
в условиях медиацентра



































Самара
2008 г.
Настоящая концепция определяет приоритетные направления развития научно-
технической библиотеки в общем контексте развития университета, цели и
задачи библиотеки в условиях медиацентра, а также механизмы их реализации.

1. Современный статус библиотеки

Научно-техническая библиотека СГАУ является структурным подразделением
университета, функционирует и развивается в соответствии с его целями,
задачами и планами.

2. Правовые основы деятельности библиотеки

Правовыми основами деятельности библиотеки являются:
. Федеральный закон от 29.12.1994 г. ? 78-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О
библиотечном деле» (принят ГД ФС РФ 23.11.1994);
. Закон РФ от 09.07.1993 ? 5351-1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском
праве и смежных правах»;
. Федеральный закон от 22.08.1996 г. ? 125-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
. Закон РФ от 10.07.1992 г. ? 3266-1 (ред. от 06.07.2006) «Об
образовании»;
. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 ? 740 «О федеральной
целевой программе «Культура России (2006-2010 годы)»;
. Устав Cамарского государственного аэрокосмического университета.

3. Принципы деятельности библиотеки

. соответствие содержания, объема фонда и предоставляемых услуг
потребностям пользователей;
. доступность фонда и достоверность информации о нем;
. оперативность в предоставлении услуг;
. комфортность обслуживания;
. научной обоснованность всех направлений деятельности и управленческих
решений;
. открытость к инновациям;
. уважение к личности пользователя и его информационным запросам;
. соблюдение конфиденциальности в вопросах информационной деятельности
пользователя (кроме случаев, предусмотренных законом);
. политический, идеологический, научный и конфессиональный нейтралитет;
. сочетание преемственности лучших традиций и обоснованного новаторства
во всех сферах деятельности библиотеки;
. рациональное использование кадровых, материально-технических и
финансовых ресурсов;
. координация деятельности с информационной и документальной системой
университета.

4. Функции библиотеки

Аккумулирующая - формирует, накапливает, систематизирует и хранит
библиотечно-информационные ресурсы.
Сервисная - предоставляет информацию об имеющихся ресурсах, организует
поиск и выдачу локальных ресурсов, предоставляет доступ к удаленным
электронным ресурсам.
Методическая - разрабатывает учебные и методические материалы по основам
информационной культуры пользователей, технологии оптимального поиска
информации;
Учебная - организует подготовку по основам информационной грамотности для
различных категорий пользователей.
Просветительская - приобщает студенческую молодежь к сокровищам мировой и
отечественной культуры.
Воспитательная - способствует развитию чувства патриотизма на
государственном, региональном и университетском уровнях.
Социальная - содействует развитию способности пользователей к
самообразованию и адаптации пользователей в современном информационном
обществе.
Координирующая - согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями
университета, оказывает методическую помощь в организации библиотечно-
информационного обслуживания в регионе.

5. Основные направления деятельности библиотеки

. содействие конкурентоспособности университета на рынке образовательных
услуг;
. обеспечение соответствия состава и объема фонда информационным
потребностям пользователей;
. сохранение богатства фонда и научного наследия университета для
последующих поколений;
. обеспечение доступа пользователей к мировым и отечественным научно-
образовательным ресурсам за счет использования информационно-
коммуникационных технологий;
. повышение комфортности обслуживания всех категорий пользователей;
. развитие и совершенствование инфраструктуры библиотеки;
. повышение профессиональной компетентности работников библиотеки;
. развитие сотрудничества с библиотеками различных ведомств Самарского
региона и России;
. участие в воспитательной и просветительской работе университета.

6. Основная концептуальная идея развития библиотеки в условиях медиацентра

Библиотека развивается как информационное ядро университета, аккумулируя и
сохраняя в своих фондах разнородные информационные ресурсы - результат
научно-исследовательской, педагогической и информационной деятельности,
внедряя и используя модули автоматизированных библиотечно-информационных
систем, предоставляя всем категориям пользователей максимально полные
библиотечно-информационные услуги на базе современных информационно-
коммуникационных технологий.

7. Основные задачи по приоритетным направлениям развития библиотеки и
механизмы их реализации


7.1. Задачи, требующие решения в целях содействия конкурентоспособности
университета на рынке образовательных услуг (в соответствии с Программой
стратегического развития СГАУ до 2015 года):

. Доведение числа единиц хранения фонда до 1,3 млн..
. Внедрение модернизированной АИБС "Ирбис-64.
. Создание электронного каталога на весь фонд библиотеки.
. Внедрение RFID-технологии.
. Внедрение системы автоматизированного учета, сохранности, проверки
фонда и расширения зоны открытого доступа к фонду.
. Обеспечение регламентированного доступа ко всем электронным ресурсам
библиотеки в локальном и удаленном режиме.
. Внедрение модуля электронной доставки документов.
. Внедрение новых моделей обслуживания.
. Развитие специализированных тематических залов пользователей.
. Открытие специализации «Технология информационного обеспечения» на базе
кафедры общей информатики.
Для реализации поставленных задач необходимо:
. формирование заказов с применением автоматизированных сетевых
технологий;
. сопряжение АРМ «Комплектование» с модулем «Книгообеспеченность»
. оптимальное размещение фонда печатных изданий библиотеки с учетом
имеющихся в наличии площадей книгохранилищ и читальных залов;
. оцифровка печатных изданий;
. наполнение хранилища данных полнотекстовыми электронными изданиями;
. отражение в электронном каталоге внутривузовских электронных изданий;
. внедрение системы электронного заказа и книговыдачи документов фонда;
. разработать план внедрения электронного заказа документов с учетом
подготовленности фонда;
. обеспечить в соответствии с разработанным планом надлежащее количество
АРМ персонала библиотеки для обслуживания электронных заказов;
. обеспечить читальные залы и абонементы библиотеки АРМ пользователя для
формирования электронных заказов;
. адаптировать с учетом внедрения электронного заказа документов и
книговыдачи технологию обслуживания пользователей;
. ретроконверсия традиционных карточных каталогов в электронную форму с
применением технологии заимствования библиографических записей из
внешних источников;
. автоматизация учета фондов на основе технологии RFID;
. внедрение в обслуживание технологии RFID;
. внедрение модуля обработки электронных меток в программе АИБС «Ирбис-
64»;
. сопряжение АИБС "ИРБИС" с системой АСУ ВУЗ.

7.2. Задачи, требующие решения в целях обеспечения соответствия состава и
объема фонда информационным потребностям пользователей

. Формирование оптимального состава фонда разнородных изданий с позиции
экономической обоснованности и предметно-ориентированной
направленности.
. Расширение спектра комплектуемых документов с учетом перспективных
направлений научных исследований и образовательных программ.
. Оптимизация технологии комплектования учебной многоэкземплярной
литературы.
Для реализации поставленных задач необходимо:
. мониторинг информационных потребностей пользователей и степени их
удовлетворенности;
. анализ востребованности фонда;
. оптимизация количественного и качественного состава фонда;
. внедрение АРМ «Книгообеспеченность» для определения книгообеспеченности
учебных дисциплин образовательных программ, реализуемых в университете;
. внедрения АРМ «Книговыдача» для автоматизации технологии выдачи книг;
. формирование тематических коллекций электронных изданий по профилю вуза
на базе доступных корпоративных электронных ресурсов (региональный
консорциум библиотек, НЭИКОН, АРБИКОН, Научная библиотека РФФИ и др.);
. создание электронного хранилища внутривузовских учебных, методических и
научных изданий на базе Электронной библиотеки университета;
. создание интерактивной системы взаимодействия сотрудников библиотеки и
кафедр университета по вопросам комплектования учебной
многоэкземплярной литературы;
. организация виртуальных выставок новых поступлений и оперативное
информирование кафедр университета о выполнении принятых заказов;

7.3. Задачи, требующие решения в целях сохранения богатства фонда и
научного наследия университета для последующих поколений

. Обеспечение сохранности фонда.
. Комплектование фонда библиотеки документами (в печатном и электронном
виде), авторами которых являются работники университета.
Для решения поставленных задач необходимо:
. проводить проверки фонда в соответствии с разработанным планом на
основе RFID-технологии;
. внедрить технологию RFID для обеспечения сохранности книжного фонда;
. оцифровать печатные издания из фонда библиотеки, пользующиеся
повышенным спросом и недоступные для докомплектования, в том числе
редкие и ценные издания;
. пополнять электронную библиотеку университета тематическими коллекциями
оцифрованных документов.

7.4. Задачи, требующие решения в целях обеспечения доступа пользователей к
мировым и отечественным научно-образовательным ресурсам

. Совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры библиотеки в
рамках существующих возможностей медиацентра.
. Организация регламентированного доступа к ресурсам электронной
библиотеки университета.
. Активизация использования имеющихся удаленных информационных ресурсов.
Для решения поставленных задач необходимо:
. модернизировать имеющееся телекоммуникационное и компьютерное
оборудование с учетом решаемых задач и перспектив развития;
. разработать систему регламентированного доступа к имеющимся ресурсам
электронной библиотеки университета;
. организовать регламентированный доступ к ресурсам для локальных
пользователей;
. организовать регламентированный удаленный доступ к ресурсам электронной
библиотеки, в том числе по подписке;
. проводить обучение пользователей по программе «Современные
информационные технологии поиска, обработки и передачи данных.
Электронная библиотека»;
. организовать систему тренингов по работе с удаленными электронными
информационными ресурсами для различных категорий пользователей;
. активно использовать имеющиеся возможности (электронные словари,
учебные пособия и т.п.) по преодолению языкового барьера;
. создать комплект информационно-методических материалов для
пользователей электронных ресурсов;
. разработать дистанционный курс обучения основам информационной
грамотности.

7.5. Задачи, требующие решения в целях повышения комфортности обслуживания
всех категорий пользователей

. Обеспечение круглосуточного функционирования электронного каталога
библиотеки с возможностью электронного заказа.
. Совершенствование работы системы информационно-библиографического
обслуживания.
. Расширение набора электронных библиотечных услуг.
. Предоставление комфортных автоматизированных мест для индивидуальной
работы с доступом в интернет.
. Использование новых моделей библиотечного обслуживания с элементами
консультирования и обучения.
. Обеспечение комфортности использования помещений библиотеки как ее
работниками, так и пользователями библиотеки.
. Соблюдение режима работы подразделений библиотеки, удобного для ее
пользователей.
Для решения поставленных задач необходимо:
. обеспечить бесперебойную работу серверов и телекоммуникационного
оборудования библиотеки;
. выполнить работы по внедрению электронного заказа и выдачи документов
фонда;
. внедрить онлайновую службу "Спросите библиографа" с ведением базы
данных ответов на часто задаваемые вопросы;
. совершенствовать систему межбиблиотечного абонемента за счет
использования информационно-коммуникационных технологий;
. внедрить систему электронной доставки документов (ЭДД) в тесном
сотрудничестве с ведущими российскими библиотеками в рамках реализации
проектов АРБИКОН;
. предоставить пользователям библиотеки услуги российских и зарубежных
библиотечных сообществ;

7.6. Задачи, требующие решения в целях повышения профессиональной
компетентности работников библиотеки

. Развитие кадрового потенциала как носителя знаний, отвечающего задачам
университетской библиотеки.
Для решения поставленных задач необходимо:
. разработать и реализовать программу воспроизводства и развития
кадрового потенциала, предусматривающую привлечение к работе библиотеки
компетентных выпускников и аспирантов СГАКИ и СГАУ, а также
специалистов практической сферы деятельности.

7.7. Задачи, требующие решения в целях развития сотрудничества с
библиотеками различных ведомств Самарского региона и России

. Участие библиотеки в проектах АРБИКОН, МАРС, ЭБНИТ, направленных на
формирование и развитие региональных научно-образовательных
информационных ресурсов.
. Развитие сотрудничества с Самарской областной универсальной научной
библиотекой и вузовской системой библиотек Самарской области.
Для реализации поставленных задач необходимо:
. взаимодействовать с административными структурами АРБИКОН для поиска
возможных форм участия в проектах АРБИКОН;
. разработать и внедрить в практику работы консорциума технологии
совместного приобретения и использования электронных информационных
ресурсов;
. совершенствовать технологии корпоративной каталогизации, однократного
описания поступивших в фонды библиотек-участниц ресурсов с многократным
использованием путем заимствования библиографических описаний.

8. Финансирование библиотеки

Для финансирования мероприятий, направленных на реализацию концепции
развития библиотеки, использовать средства:
. государственного бюджета в рамках государственного финансирования
университета;
. внебюджетные средства университета;
. привлеченные средства российских и международных фондов и проектов.

9. Ожидаемые результаты

Наличие технологических возможностей медиацентра позволяет оптимизировать
традиционную деятельность библиотеки за счет активного внедрения
информационно-коммуникационных технологий в библиотечные процессы.

К 2010 году научно-техническая библиотека университета становится:
. универсальным информационным центром, обеспечивающим образовательный и
научно-исследовательский процессы в университете;
. ядром электронного хранилища научных, методических и образовательных
ресурсов;
. проводником передовых библиотечно-информационных технологий
. носителем высокой технологической культуры обслуживания.