Коллекция ЦИАД пополнилась двумя уникальными двигателями
Двигатель РД-36 51А передан Центру истории авиации и двигателестроения НПО «Сатурн». Он создавался как альтернатива для двигателя НК-144, для самолета Ту-144Д. Показал большую экономичность, но из-за огромного количества сложных деталей, этот двигатель требовал сложной и длительной доводки. Другим серьезным но был и ресурс, который оказался очень маленьким – всего 50 часов. Производство этих двигателей в 90-е годы прошлого века только начало развиваться – на серийном заводе было изготовлено всего 16 двигателей, еще 6 - на опытном производстве. А потом программа закрылась.
НК-88
В середине января в ангаре ЦИАД появился новый экcпонат - двигатель НК-88. Его передало ОАО «Кузнецов».
Этот двигатель уникален сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это опытный двигатель он был изготовлен в единственном экземпляре. Во-вторых, на сегодня это единственный в мире самолетный двигатель, работавший на сжиженном водороде.
Этот двигатель устанавливался на самолете Ту-155, который совершил полет на конференцию по проблемам использования криогенного топлива в авиации, которая проходила в Ганновере в 1988 году. Один из трех двигателей самолета был как раз НК-88, так что Ту-155 прилетел зарубеж «на водороде».
«Двигатель создан нашими выпускниками, - говорит профессор Владимир Андреевич Зрелов, руководитель ЦИАД. – То есть выпускники КуАИ входили в основной состав инженеров, которые под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова разрабатывали этот двигатель. Перед ними стояла задача увеличить время работы двигателя. Ракетные двигатели работают на сжиженном водороде, но время их деятельности всего несколько минут. Тут надо было увеличить ресурс на несколько тысяч часов. Задача надежности была решена. Так что наши выпускники – пионеры, а СГАУ – вуз, способный готовить уникальных инженеров».
Двигатель создавался в рамках российско-германского проекта «Криоплан» - по созданию самолета на жидком водороде. Работы начались в начале 90-х прошлого века и велись активно. Со стороны России участвовало конструкторское бюро Туполева и ОАО «Кузнецов». Однако, Перестройка в России и объединение Германии – все это привело к закрытию проекта.
На сегодня ни один самолет мира на жидком водороде не летает. Была попытка создать такой двигатель у фирмы «Роллс-Ройс». Самолет, один из двигателей которых работал на сжиженном природном газе, совершил полет из Лондона в ОАЭ.
Так что работы над созданием двигателя на криогенном топливе актуальны.