Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sm.bmstu.ru/sm10.htm
Дата изменения: Fri May 31 14:12:43 2013
Дата индексирования: Thu Feb 27 18:50:48 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: galactic cluster
СМ-10 "Колесные машины"
В 1936 году по инициативе академика Е.А.Чудакова  в МВТУ (ныне МГТУ) имени Н.Э.Баумана была создана кафедра «Автомобили», которую он возглавлял со дня основания до 1952 года. С именем Чудакова Е.А. связаны большие достижения в науке об автомобиле, основоположником которой он по праву считается. Под руководством Чудакова Е.А. и его непосредственном участии были созданы учебные курсы и учебники по конструкции, расчету и теории автомобиля. Эти курсы читались многим поколениям студентов. Память об основоположнике отечественной науки об автомобиле увековечена мемориальной доской на здании МГТУ. Ученики и последователи этого выдающегося ученого и организатора науки продолжали развивать его основополагающие идеи. Многие из них стали крупными учеными, конструкторами, руководителями кафедр ВУЗов.
 

С 1953 года в течение 20 лет кафедру возглавлял главный конструктор Горьковского автозавода А.А.Липгарт - выдающийся конструктор отечественного автомобилестроения. За 18 лет плодотворной работы главным конструктором ГАЗа он создал и внедрил в практику решения конструкторских задач новый метод, заключающийся в широком использовании научных и экспериментальных исследовании. За разработку и внедрение в массовое производство многих конструкций автомобилей А.А.Липгарт пять раз был удостоен Государственной премии.

В этот период кафедра стала больше уделять внимания связям с крупнейшими заводами и НИИ, в научном плане внимание уделялось исследованиям в области колесных машин высокой проходимости. Кафедра получила новое название "Колесные машины''. Преподавали кафедры всегда придавали большое значение ведению научно-исследовательских работ и внедрению их результатов в промышленность и учебный процесс. На базе научных разработок рождались новые учебные курсы, тематика для дипломных и курсовых работ.

Под руководством профессора Полунгяна А.А. велись работы по созданию системы автоматизированного моделирования трансмиссии многоосных полноприводных колесных машин, позволяющей на стадии проектирования оценить нагрузки в деталях трансмиссии и на этой основе выбрать ее оптимальные параметры. Изготовлен специальный стенд для исследования динамической нагруженности и оценки эффективности демпфирующие элементы трансмиссий колесной машины на физически подобных моделях, разработаны конструкции упругофрикционных демпферов.

Под руководством профессора Цыбина В.С. разработана система проектирования и создания элементов колесных машин из композиционных полимерных материалов. Впервые в нашей стране был создан легковой автомобиль о кузовом из полимерных, композиционных материалов. Образцы колес практически для всех марок отечественных легковых автомобилей, листовых рессор из композиционных материалов. Сконструировано интегральное оперение для грузовых автомобилей.

В связи с возникшими актуальными экологическими проблемами на кафедре была создана научно-исследовательская лаборатория по снижению вибрации и шума.

Проводились поисковые работы по созданию колесных машин для особых условий эксплуатации, например, движителей для планетоходов. Был сконструирован и испытан ходовой макет многоосного шасси полной массой до 60 тонн, имеющий электрогидравлический привод поворота всех колес, бортовую цифровую систему управления.

На кафедре проводятся актуальные для отечественного автомобилестроения работы по прогнозированию надежности и долговечности проектируемых агрегатов колесных машин.

На протяжении многих десятилетий кафедра готовит разработчиков полноприводных многоцелевых автомобилей и колесных шасси высокой проходимости, бронеавтомобилей, предназначенных для транспортировки людей, грузов и рабочего оборудования и успешно функционирующих в тяжелых дорожных и разнообразных климатических условиях. Основная область использования таких машин - районы со слабо развитой дорожной сетью, к которым относится большая часть территории нашей страны, где эксплуатация обычных автомобилей неэффективна или невозможна. Кроме того, многоцелевые колесные машины находят широкое применение в сельском хозяйстве особенно в зимний и весенне-осенний периоды, когда по климатическим условиям затруднена эксплуатация обычных автомобилей. С 2000 года начата подготовка специалистов-разработчиков дорожных автомобилей: грузовых и легковых автомобилей, автобусов. Открытие второй специальности связано с необходимостью подготовки квалифицированных инженеров, способных работать в новых экономических условиях и готовых к созданию перспективных конкурентоспособных автомобилей общетранспортного назначения.

Лаборатория кафедры оснащена современными автомобильными агрегатами, стендовыми комплексами, вычислительной техникой и измерительно-обрабатывающим комплексом. Компьютерное моделирование сложных систем стало наиболее эффективным и нередко единственно возможным средством разработки новой автомобильной техники. Значительное внимание уделяется изучению вычислительной техники, современных интерактивных систем выполнения расчетов и средств разработки (ANSYS, NASTRAN, MATLAB, SolidWorks и др.), используемых при проведении научных исследований и выполнении домашних заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов.

Имея большой педагогический опыт, а также по результатам проводимых научно-исследовательских работ работниками кафедры написаны учебники для студентов ВУЗов: Г.А.Смирнов «Теория движения колесных машин»; Н.Ф. Бочаров и др. «Конструирование колесных машин высокой проходимости» (общие вопросы проектирования); Н.Ф.Бочаров и др. «Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости» (расчет агрегатов и систем). Вышли в свет 2 издания учебника для средней школы «Легковые автомобили», авторы Цыбин В.С. и Галашин В.А. Для студентов написано около 200 учебных пособий, опубликовано более 1000 научных статей.

Кафедра имеет филиал на ФГУП НАМИ (научно-исследовательский автомоторный институт).

Кафедрой подготовлено более 2000 инженеров, в том числе, 12 докторов технических наук и более 150 кандидатов технических наук.

Для выпускников кафедры открыты конструкторские бюро ведущих автомобильных заводов, отраслевые научно-исследовательские институты и испытательные полигоны. Глубокие знания, творческое мышление и прочные профессиональные навыки, приобретаемые и формируемые в процессе обучения, позволяют автомобилистам успешно конкурировать на рынке труда и в других областях человеческой деятельности (политика, экономика, финансы, бизнес и т.д.). Многие из выпускников стали крупными учеными, конструкторами, руководителями кафедр ВУЗов. Среди них лауреат Государственной премии, академик РАН К.С. Колесников; лауреат Ленинской премии, главный конструктор НИИ прикладной механики, д.т.н. А.А. Лапин; лауреаты Государственной премии С.А. Куров, А.Ф. Белоусов, Н.И. Коньшин; крупный общественный деятель и дипломат Н.Г. Егорычев;  главный конструктор ОКБ Минского автозавода Б.Л. Шапошников; главный конструктор СКБ ЗИЛа С.Г. Вольский; главный конструктор БАЗа Р.А. Розов; генеральный директор Крюковского вагоностоительного завода (Украина) В.И. Приходько; профессора Н.Ф. Бочаров, Г.А. Смирнов, В.С. Цыбин, Н.К. Куликов, А.К. Фрумкин; представитель компании "Форд" в России Д.Г. Юрушкин и многие другие.

Направление подготовки 190000 «Транспортные средства»
Специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства»
Специализация «Автомобили и тракторы»;
190110 «Транспортные средства специального назначения»
Специализация «Военные колесные машины».
Профили подготовки бакалавров «Автомобилестроение и тракторостроение»,
«Наземные транспортно-технологические машины с комбинированными энергетическими установками»
Профили подготовки магистров «Колесные машины»
План приема на первый курс 40 человек (2 группы)
Квалификация выпускников Бакалавр, магистр, специалист
Преподавательский состав 5 профессоров, 7 докторов технических наук, 12 доцентов, 9 кандидатов технических наук, 2 ассистента
Основные направления научных исследований «Исследование трибологических характеристик элементов узлов трения колесных машин и использование их при разработке автоматических систем управления транспортными комплексами», «Исследование технических и эксплуатационно-технических свойств автомобилей», «Моделирование динамической нагруженности автомобилей», «Исследование, разработка методов расчета и проектирования трансмиссий, ходовой части, систем управления и несущих систем», «Разработка методов проектирования элементов колесных машин из композиционных материалов», «Снижение вибраций и шума автомобилей», «Разработка управляемых систем подрессоривания колесных машин», «Исследование управляемости, устойчивости и маневренности автопоездов»
Основные учебные курсы «Конструкция военных колесных машин», «Конструкция автомобиля и трактор», «Теория движения автомобиля и трактора», «Теория движения военных колесных машин», «Методы расчета и проектирования военных колесных машин», «Методы расчета и проектирования автомобиля и трактора», «Динамика транспортных средств», «Моделирование систем транспортных средств», «Основы научных исследований и испытания военных колесных машин», «Основы научных исследований и испытания автомобиля и трактора»
Заведующий кафедрой Доктор технических наук, профессор Котиев Георгий Олегович

Телефон: (499)-263-6140; E-mail: kafsm10@sm.bmstu.ru, cm-10@narod.ru