Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sm.bmstu.ru/sktb.htm
Дата изменения: Wed Nov 19 21:16:33 2008
Дата индексирования: Mon Oct 1 18:17:03 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п
Специальное конструкторско-технологическое бюро прикладной робототехники


Мобильный робототехнический комплекс МРК-25 "Кузнечик" применялся при ликвидации аварии с радиоактивными материалами в Арзамасе-16.

Мобильный робот МРК-27.

Четырехгусеничный робот с изменяемой геометрией гусениц МРК-35
СКТБ ПР МГТУ им. Н.Э. Баумана и специализируется на разработке робототехнических комплексов, дополнительного и специального оборудования, технологии их применения с 1980 г.

Основными направлениями деятельности СКТБ ПР являются
  • создание робототехнических комплексов различного назначения для применения в силовых структурах;
  • технологии применения МРК;
  • создание обучающих программ;
  • обучение операторов.
Отсчет истории СКТБ ПР можно начать с 1972, с момента организации Студенческой лаборатории транспортных систем (СЛТС), переросшей в Студенческое конструкторское бюро Конструкторско-механического факультета (СКБ «К»), а далее вошедшей в состав Студенческого проектно-конструкторского бюро МВТУ им. Н.Э. Баумана (СПКБ).

Основными направлениями работ СКБ «К» являлись:

  • проектирование и изготовление стендов-имитаторов пониженной гравитации для проведения испытаний макетов транспортных модулей и отдельных движителей, предназначенных для использования в конструкции мобильных роботов, в том числе - планетоходов;
  • исследование средств повышения проходимости транспортных средств, в том числе, мобильных роботов.

Разработанный в СКБ «К» тренажер «Селена» был отмечен золотой медалью ВДНХ СССР на выставке «НТТМ-76».

К настоящему времени на счету организации 14 типов разработанных, изготовленных и испытанных макетных, экспериментальных и опытных образцов мобильных робототехнических комплексов (МРК).

Поворотным пунктом в становлении бюро как организации, разрабатывающей и выпускающей востребованные и конкурентоспособные мобильные роботы стал 1986 год, год катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из состава сотрудников подразделений в МГТУ им. Н.Э.Баумана был сформирован временный трудовой коллектив для создания мобильного робототехнического комплекса, предназначенного для удаления продуктов взрыва на крыше 3-го энергоблока ЧАЭС.

В предельно сжатые сроки (за 3 месяца) был спроектирован, изготовлен и сдан в Химвойска МО СССР «Мобот-Ч-ХВ».

Высокие технические и эксплуатационные характеристики дали основание Правительственной комиссии принять решение о срочном изготовлении в МГТУ им. Н.Э.Баумана еще двух роботов. Новые образцы, получившие индекс «Мобот-Ч-ХВ2», были созданы с учетом опыта эксплуатации их предшественника к декабрю 1986 года и переданы в войска.

Работа МГТУ им. Н.Э.Баумана по применению мобильных робототехнических комплексов «Мобот-Ч-ХВ» и «Мобот-Ч-ХВ2» в рамках задач ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1966-1987 годах была высоко оценена Правительственной комиссией. Ряд сотрудников временного трудового коллектива был награжден Государственными наградами Союза ССР и премией Ленинского комсомола.

По результатам применения мобильных робототехнических комплексов «Мобот-Ч-ХВ» и «Мобот-Ч-ХВ2» при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 ноября 1987 года ? 1288-317 при МГТУ им. Н.Э.Баумана было создано Опытно-конструкторское бюро специальной робототехники (ОКБ СР).

С 1988 года по 1990 год ОКТБ СР были созданы и переданы заказчику МРК-«Мобот-С», предназначенный для работы с радиационными источниками, используемыми при дефектации сварных швов, и МРК-21, предназначенный для сбора и транспортирования боеприпасов, неразорвавшихся при выполнении полигонных стрельб.

Продолжались также НИР по созданию мобильных роботов, предназначенных для ликвидации радиационных и химических аварий. По результатам этих работ в 1991 году была поставлена ОКР «Разнобой», целью которой было создание автономного робототехнического комплекса, оснащенного средствами доставки, ремонта и жизнеобеспечения.

В 1994 году по совместному решению к ОКР «Разнобой» (базовый робот – МРК-46 - приведен на рис. 6) в качестве созаказчика присоединилось МЧС России, ставшее впоследствии генеральным заказчиком МГТУ им. Н.Э.Баумана по целому ряду работ, связанных с разработкой, изготовлением и применением различных робототехнических комплексов.

За последние годы организацией, до 1999 года входившей в состав НИИ СМ МГТУ им. Н.Э.Баумана как Опытно-конструкторское бюро специальной робототехники, и с 1999 года получившей статус структурного подразделения МГТУ им. Н.Э.Баумана, выполнялись ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заданиям Управления начальника инженерных войск МО, Секции прикладных проблем РАН, МЧС России, ФСБ России. СКТБ ПР имеет также прочные научно-технические связи с Минатомом России, со многими НИИ и КБ, промышленными предприятиями.

В июне 1997 года состоялось утверждение Министром МЧС России С.К.Шойгу Программы создания и внедрения робототехнических средств для решения задач МЧС России, головным исполнителем которой был определен МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Спустя несколько дней после совещания МРК-25 («Кузнечик») был успешно применен при ликвидации последствий радиационной аварии во ВНИИЭФ (Арзамас-16).

СКТБ ПР представляло свои изделия более, чем в 20 учениях и тренировках различного уровня и направленности, параллельно создавая и модернизируя собственный полигон на базе Дмитровского филиала МГТУ им. Н.Э.Баумана.

В настоящее время СКТБ ПР выполняет ряд опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, входящих в Государственный оборонный заказ, ведя при этом инициативные разработки.

В то же время осуществляется техническое сопровождение выпущенных ранее образцов МРК и участие в аварийно-спасательных работах.

В рамках учебного процесса СКТБ ПР обеспечивает содействие совершенствованию учебно-методической базы Университета и непосредственно принимает участие в подготовке специалистов в области прикладной робототехники как из числа студентов, так среди эксплуатационного и ремонтного персонала заказчиков.


Телефон:(499)-267-0405; Факс:(499)-261-5076 ; E-mail: sktb2004@mail.ru