Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.skeptik.net/conspir/append4.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 21:16:28 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: n02 |
Приложение 4
Советские программы лунных пилотируемых полетов
В СССР существовал целый ряд проектов, имевших своей целью пилотируемый облет Луны и высадку на нее. Из-за соперничества между различными конструкторскими бюро проекты аналогичного назначения одновременно и параллельно разрабатывались в двух, а то и трех из них. Так, различные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ Королева и Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну - в КБ Королева, Челомея и Янгеля. Такое положение дел было следствием плохой координации лунной программы и приводило к совершенно ненужному распылению сил и средств. Оно стало одной из причин, по которой пилотируемые полеты к Луне и на Луну в СССР так и не состоялись.
Ниже будут кратко описаны лишь те проекты, которые были доведены до стадии летных испытаний.
Пилотируемый облет Луны (проект Л1)
В отличие от американцев, не ставивших облеты Луны самостоятельной целью и выполнявших их лишь как испытательные полеты в ходе подготовки высадки на Луну, в СССР существовал ряд проектов именно для облета Луны. Проекты предусматривали однократный пролет над обратной стороной Луны, поле тяготения которой искривляло траекторию корабля и направляло его назад к Земле. Перехода на окололунную орбиту и схода с нее не планировалось. Это позволяло резко снизить массу лунного корабля, т.к. при таком полете требовался лишь небольшой запас топлива для коррекций траектории. Ввиду этого для запуска корабля не требовался сверхмощный носитель и можно было использовать уже имевшийся в середине 60-х годов носитель УР-500 ("Протон").
Такие проекты носили главным образом престижный характер, т.к. за время пролета над обратной стороной Луны на расстоянии около 2000 км вряд ли можно было получить какие-либо существенные научные результаты.
Космический корабль "Союз-7К-Л1" |
Интересной особенностью проекта был способ входа в атмосферу при возвращении на Землю. Планировался вход в атмосферу над южным полушарием Земли, при этом за счет аэродинамических сил спускаемый аппарат вновь поднимался в космос, а его скорость уменьшалась со второй космической до суборбитальной. Повторный вход в атмосферу проходил уже над территорией Советского Союза.
Корабли "Союз-7К-Л1" совершили пять беспилотных испытательных полетов под названиями "Зонд-4 - 8". При этом корабли "Зонд-5 - 8" выполнили облет Луны. Еще четыре корабля не удалось вывести в космос вследствие аварий ракеты-носителя "Протон" на этапе выведения. (Запускались также прототипы корабля "Союз-7К-Л1", а также несколько его исследовательских модификаций, не связанных с программой пилотируемого облета Луны.)
В трех полетах "Зондов" из пяти имели место происшествия, которые привели бы к гибели членов экипажа или получению ими увечий в том случае, если бы эти полеты были пилотируемыми. При полетах кораблей "Зонд-4", и "-5" из-за отказов системы управления вход в атмосферу проходил по нерасчетной траектории с двадцатикратными перегрузками, а при полете "Зонда-6" произошла разгерметизация кабины.
На корабле "Зонд-5" находились черепахи. Они стали первыми живыми существами в истории, возвратившимися на Землю после облета Луны - за три месяца до полета "Аполлона-8".
Последний полет корабля "Союз-7К-Л1" (под названием "Зонд-8") состоялся в октябре 1970 г. После этого программа Л1 была остановлена, т.к. беспосадочный облет советскими космонавтами Луны после того, как американцы побывали на ней уже дважды, не имел смысла.
Высадка на Луну (проект Н1-Л3)
В СССР существовал ряд разнообразных проектов высадки на Луну: несколько запусков и сборка лунного корабля из отсеков на околоземной орбите, прямой полет на Луну (без расстыковки на окололунной орбите) и т.д. До стадии испытательных запусков был доведен лишь проект КБ Королева Н1-Л3.
Проект Н1-Л3 в своей основе повторял американский проект "Аполлон". В нем также предусматривался вывод одним запуском на промежуточную орбиту, а затем на траекторию полета к Луне связки из двух кораблей, один из которых должен был остаться на окололунной орбите, а другой - осуществить посадку на Луну. Далее лунный корабль должен был взлететь с Луны и состыковаться с орбитальным кораблем, после чего орбитальный корабль перешел бы на траекторию полета к Земле. Даже компоновка системы на этапе выведения была аналогична американской: лунный корабль находился в переходнике ниже основного корабля, как и лунный модуль "Аполлона".
Основными частями ракетно-космической системы для высадки на Луну по проекту Н1-Л3 были лунный орбитальный корабль "Союз-7К-ЛОК", лунный корабль ЛК и мощная ракета-носитель Н1.
Лунный орбитальный корабль "Союз-7К-ЛОК": 1 - спускаемый аппарат, 2 - бытовой отсек, 3 - стыковочный узел, 4 - отсек двигателей ориентации и причаливания, 5 - двигатели причаливания, 6 - агрегатный отсек, 7 - энергетический отсек, 8 - двигатели ориентации, 9 - ракетный блок "И", 10 - приборный отсек. |
Экипаж корабля "Союз-7К-ЛОК" состоял из двух человек. Один из них должен был перейти через открытый космос в лунный корабль и совершить посадку на Луну, а второй - дожидаться возвращения своего товарища на окололунной орбите.
Корабль "Союз-7К-ЛОК" был установлен для летных испытаний на носитель Н1 в четвертом (и последнем) его запуске, но из-за аварии носителя так и не был выведен в космос.
Лунный корабль "ЛК": 1 - лунный посадочный агрегат, 2 - ракетный блок "Е", 3 - кабина космонавта, 4 - блоки системы жизнедеятельности, 5 - прибор наблюдения при посадке, 6 - блок двигателей ориентации, 7 - радиатор системы терморегулирования, 8 - стыковочный узел, 9 - датчик прицеливания, 10 - юстировочные датчики, 11 - приборный отсек, 12 - телевизионная камера, 13 - всенаправленные антенны, 14 - источники питания, 15 - опорная стойка с амортизатором, 16 - подкос с амортизатором, 17 - посадочный радиолокатор, 18 - навесной приборный отсек, 19 - слабонаправленные антенны, 20 - антенны системы сближения, 21 - телевизионные антенны, 22 - двигатель прижатия, 23 - основной двигатель, 24 - отражатель, 25 - резервный двигатель. |
Лунный корабль трижды успешно испытывался на околоземной орбите в беспилотном режиме под названиями "Космос-379", "Космос-398" и "Космос-434".
Ракета-носитель "Н-1" |
В США при разработке мощных носителей серии "Сатурн" был выполнен очень большой объем наземных испытаний их отдельных узлов и агрегатов. Это позволило американцам безаварийно провести все испытательные и пилотируемые запуски ракеты "Сатурн-5". Ракету же Н1 доводили таким же способом, как и предыдущие менее мощные носители: устранение причин неисправностей, проявляющихся при испытательных пусках. Однако для конструкции таких размеров и сложности этот путь оказался слишком долгим и дорогостоящим. Всего было выполнено четыре пуска ракеты Н1. Все они завершились авариями, произошедшими еще до окончания работы первой ступени. Настоящей катастрофой стал второй пуск Н1: ракета сразу после же отрыва от земли загорелась и упала на стартовый комплекс, практически полностью его уничтожив.
Лунные корабли - американский и советский |
Последний пуск ракеты Н1 состоялся 23 ноября 1972 года - менее чем за месяц до последнего полета на Луну по программе "Аполлон". После этого было решено, что перспектива побывать на Луне намного позже того, как американцы завершили свою лунную программу, не оправдает затраченных на это сил и средств. В мае 1974 года дальнейшие работы по носителю Н1 - а вместе с ними и вся программа Н1-Л3, - были окончательно закрыты.
Советские программы лунных пилотируемых полетов | ||
---|---|---|
Наименование | Дата запуска |
Цели и результаты полета |
Космос-146 | 10.03.1967 | Испытания прототипа лунного корабля "Союз-7К-Л1П". Корабль выведен на расчетную орбиту, а затем - на траекторию полета к Луне. Дальнейшее управление полетом и возвращение корабля не планировалось. |
Космос-154 | 08.04.1967 | Испытания прототипа лунного корабля "Союз-7К-Л1П". Корабль успешно вышел на околоземную орбиту, но вследствие отказа разгонного блока не перешел на траекторию полета к Луне и сгорел в атмосфере через двое суток после запуска. |
- | 27.09.1967 | Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" - попытка облета Луны. При запуске отказал один из двигателей первой ступени ракеты-носителя "Протон", и ракета упала в 65 км от космодрома. Система аварийного спасения сработала нормально и спасла спускаемый аппарат корабля. |
- | 22.11.1967 | Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" - вторая попытка облета Луны. Отказ ракеты-носителя "Протон" через четыре секунды после запуска второй ступени. Система аварийного спасения заглушила двигатели носителя и спасла спускаемый аппарат. Носитель упал в 300 км от космодрома. |
Зонд-4 | 02.03.1968 | Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". Корабль был выведен на эллиптическую орбиту с апогеем 330000 км, обращенным в сторону, противоположную текущему положению Луны. При возвращении корабля на Землю перед входом в атмосферу отказала система ориентации, вследствие чего не удалось осуществить планировавшийся сложный аэродинамический маневр в атмосфере с приземлением на территории СССР. Корабль снижался с перегрузками до 20g и был взорван на высоте 12 км над Гвинейским заливом, т.к. в том районе не оказалось советских судов и существовали опасения, что приводнившийся корабль может попасть в руки американцев. Официально было объявлено, что цель полета состояла в изучении дальнего околоземного пространства и отработке бортовой аппаратуры. |
- | 22.04.1968 | Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". При выведении корабля на околоземную орбиту произошло ошибочное срабатывание системы аварийного спасения после 260 секунд полета. Спускаемый аппарат благополучно приземлился. |
- | 21.07.1968 | Взрыв разгонного блока лунного корабля "Союз-7К-Л1" на стартовой площадке, повлекший гибель трех человек. |
Зонд-5 | 15.09.1968 | Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". Первое возвращение космического аппарата на Землю после облета Луны. 18 сентября корабль прошел над обратной стороной Луны на расстоянии 1 950 км. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. Перед входом в атмосферу вследствие ошибки наземного оператора вышла из строя система ориентации, и корабль снижался по баллистической траектории с перегрузками до 20g. Корабль приводнился в Индийском океане 21 сентября, был подобран советскими военными кораблями и через Бомбей доставлен в СССР. Согласно сообщениям, за время полета черепахи потеряли до 10% массы тела, но сохранили активность и хороший аппетит. |
Зонд-6 | 10.11.1968 | Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". На борту находилась аппаратура для регистрации космических лучей и микрометеоритов, фотографическое оборудование и биологические объекты. 12 ноября была выполнена коррекция траектории, и 14 ноября корабль прошел над обратной стороной Луны на расстоянии 2 420 км. Был получен ряд фотографий поверхности видимой и оборотной стороны Луны с расстояния от 11 000 до 3 300 км. При возвращении к Земле после облета Луны произошла разгерметизация кабины, что повлекло бы фатальные последствия для экипажа при пилотируемом полете. При входе в атмосферу корабль впервые успешно выполнил запланированный сложный аэродинамический маневр: первый вход в атмосферу произошел над Антарктидой, при этом скорость спускаемого аппарата уменьшилась с 11 км/с до суборбитальной, и за счет аэродинамических сил корабль вновь поднялся в космос. Окончательный вход в атмосферу произошел над территорией СССР. На последнем участке полета произошло преждевременное открытие парашютов, и спускаемый аппарат разбился. |
- | 08.12.1968 | Несостоявшийся пилотируемый облет Луны. 7 декабря 1968 года открывалось очередное окно для запуска корабля к Луне. Поскольку на декабрь был намечен запуск американского корабля Apollo-8, имевший целью первый пилотируемый облет Луны, в СССР разгорелись дебаты о целесообразности полета человека на следующем корабле Л-1. Космонавты, проходившие подготовку для этой миссии (основной Беляев и дублер Быковский) обратились в Политбюро, заявляя что они готовы рисковать, и что вероятность успеха в полете с человеком на борту выше, чем в автоматическом варианте. В результате был принято решение о первом пилотируемом полете корабля "Союз-7К-Л1", который должен был начаться 8 декабря и продлиться 6 дней. После того, как носитель "Протон" с кораблем был установлен на стартовой площадке, возник ряд проблем с ракетой-носителем. Прежде, чем эти проблемы могли были решены, окно для запуска закрылось и американцы на Apollo-8 первыми совершили облет Луны. |
- | 20.01.1969 | Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". Авария носителя "Протон": отказ одного из двигателей второй ступени. Согласно одним источникам, корабль погиб вместе с носителем, по другим - система аварийного спасения сработала, и спускаемый аппарат корабля совершил мягкую посадку в Монголии. |
(Н-1 ? 1) | 21.02.1969 | Первый испытательный пуск сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1, разработанной для доставки космонавта на Луну. Ракета заметно уступала по проектной грузоподъемности американской ракете "Сатурн-5". Полезной нагрузкой служил модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1А". Планировался полет корабля с выходом на лунную орбиту и возвращением на Землю. Сразу после старта в газовую турбину турбонасосного агрегата одного из двигателей попали мелкие металлические частицы, которые вызвали сильную вибрацию и разрушение топливных трубопроводов через 68 секунд после старта. В хвостовом отсеке возник пожар, и ракета была взорвана по команде с Земли. Система аварийного спасения спасла спускаемый аппарат лунного корабля. Остатки ракеты упали в 45 км от космодрома. |
(Н-1 ? 2) | 03.07.1969 | Второй испытательный пуск ракеты-носителя Н-1. Полезной нагрузкой служил модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1С". Планировался облет Луны с фотографированием лунной поверхности. За четверть секунды до отрыва от стартового стола в кислородный насос одного из двигателей попал посторонний металлический предмет. Насос разрушился, металлическими обломками перебило бортовую кабельную сеть и возник пожар. Это привело к серии взрывов других двигателей и повреждению системы управления. Через 0.5 секунды после отрыва от стартового стола система управления начала выключать ЖРД NN 7,8,19,20. На 9 секунде полета, когда ракета достигла высоты 200 метров, были выключены двигатели 21 и 9. Почти сразу после этого отключились все остальные двигатели, кроме ЖРД N18, который продолжал работать. На 15 секунде полета была задействована система аварийного спасения корабля. Накренившись на 45 градусов (из-за продолжавшего работать ЖРД N18), полностью заправленная ракета через 23 секунды после запуска рухнула на стартовый комплекс, практически уничтожив его и незначительно повредив соседний, расположенный в 500 метрах. Обломки носителя разбросало в радиусе 1 км. Система аварийного спасения спасла спускаемый аппарат лунного корабля, который благополучно приземлился в километре от пожара. На восстановление стартового комплекса потребовалось полтора года. |
Зонд-7 | 08.08.1969 | Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" - полностью успешный полет. Официальные цели полета - дальнейшее исследование Луны и окололунного пространства, получение цветных фотографий Луны и Земли с различных растояний, а также испытания бортовых систем. 11 августа корабль прошел на расстоянии 1984.6 км над поверхностью Луны и провел два сеанса фотосъемок. При возвращении корабль успешно выполнил аэродинамическое маневрирование в атмосфере и приземлился на территории СССР в 50 км от расчетной точки. |
- | 28.11.1969 | Испытания разгонного блока для лунной экспедиции. Полезная нагрузка - модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1Е", который был оснащен телекамерами для наблюдения за разгонным блоком. Отказ первой ступени при запуске. Программа полета была выполнена через год (Космос-382). |
Зонд-8 | 20.10.1970 | Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" - последний испытательный полет. Официальные цели полета - дальнейшее исследование Луны и окололунного пространства, а также испытания бортовых систем. 24 октября корабль пролетел в 1110.4 км от поверхности Луны. Получены черно-белые и цветные фотографии лунной поверхности. Проводились научные исследования. В отличие от предыдущих полетов, "Зонд-8" вошел в земную атмосферу над северным полушарием Земли (для наблюдения за входом с наземных станций слежения на территории СССР) и после аэродинамического маневра совершил посадку в заданном районе Индийского океана (в 15 км от ожидающего его судна) 27 октября. |
Космос-379 | 24.11.1970 | Первые испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите. Модуль совершил на орбите ряд маневров, имитирующих спуск к Луне и подъем с лунной поверхности, а также маневрирование, подобное проводимому при сближении и стыковке с основным кораблем. Испытания были успешными. Модуль сгорел в атмосфере 21 сентября 1983 года. |
Космос-382 | 02.12.1970 | Испытания разгонного блока для лунной экспедиции. Полезная нагрузка - модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1Е", который был оснащен телекамерами для наблюдения за разгонным блоком. На околоземной орбите выполнен ряд маневров, имитирующих разгон к Луне и выход на окололунную орбиту. |
Космос-398 | 26.02.1971 | Испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите. Программа полета была аналогична программе полета "Космос-379". Официальная цель полета - исследование верхних слоев атмосферы и космического пространства. |
(Н-1 ? 3) | 26.06.1971 | Третий испытательный пуск ракеты-носителя Н-1. Ракета подверглась существенным доработкам с учетом прошлых аварий. Полезной нагрузкой служили макеты лунного корабля и лунной кабины. С момента отрыва от стартового комплекса и до конца полета все 30 двигателей первой ступени работали устойчиво. Однако из-за неучтенных газодинамических процессов возникло вращение, с которым пыталась справиться система управления. Огневые струи двигателей складывались в общий факел так, что вокруг продольной оси ракеты создавался крутящий момент. Уже к восьмой секунде полета, на высоте около 250 метров рулевые сопла встали на упоры, так и не сумев парировать возмущение по крену. К 15 секунде отклонение достигло 8 градусов. Скорость и угол поворота постоянно возрастали. Начиная с 39 секунды система управления была уже не в состоянии стабилизировать носитель по осям. На 48 секунде из-за выхода на закритические углы атаки началось разрушение ракеты в области стыка блока "В" и головного обтекателя. Головной блок отделился от ракеты и начал разрушаться. На 51 секунде полета, когда угол поворота достиг 60 градусов, по команде от концевых контактов гироплатформы наконец выключились все ЖРД первой ступени. Ракета была подорвана по команде с Земли, ее остатки упали в 20 км от стартовых сооружений, которые не пострадали. Работа системы аварийного спасения не планировалась. |
Космос-434 | 12.08.1971 | Последние испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите. Десять лет спустя "Космос-434" стал падать на Австралию - вскоре после "Скайлэба". Советский Союз заявил, что у жителей Австралии нет повода для беспокойства, т.к. данный аппарат - всего лишь экспериментальная лунная кабина: первое официальное признание о существовании советской пилотируемой лунной программы. |
(Н-1 ? 4) | 23.11.1972 |
Четвертый и последний испытательный пуск ракеты-носителя Н-1.
Многие системы ракеты были доработаны. В частности, для улучшения
управляемости по крену на первой и второй ступенях вместо выхлопных
рулевых сопел были установлены рулевые ЖРД. Полезной нагрузкой был корабль
"Союз-7К-ЛОК" (лунный орбитальный корабль).
До 107 секунды полет проходил нормально. В этот момент, за 7 секунд
до отделения первой ступени, для уменьшения ускорения по программе
должны были быть выключены шесть центральных двигателей. Сразу после этого
взорвался двигатель номер 4. Практически сразу же
стала разрушаться первая ступень. Ракета была подорвана по команде с Земли
до отделения и запуска второй ступени. Причины аварии до конца не ясны.
Главный конструктор Мишин винил двигателистов. Конструктор двигателей Кузнецов
утверждал, что двигатели тут ни при чем: из-за
резкого прекращения подачи топлива произошел гидравлический
удар, повлекший разрыв трубопровода и взрыв двигателя. Все сходились на том, что
полет мог бы закончиться успешно, если бы первая ступень была бы немедленно
выключена и отделена. Однако система управления не предусматривала подобного
отделения.
В мае 1974 года программа Н-1 была окончательно свернута. |