Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.skeptik.net/conspir/mishin.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 20:56:48 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п п р п |
Как мы проиграли Луну
Академик Василий Мишин считает, что высадка человека на эту планету была преждевременной.
Ровно тридцать лет назад - 20 июля 1969 г., без четырех минут десять вечера по времени восточного побережья США командир космического корабля "Аполлон-11" Нил Армстронг первым из людей ступил на поверхность Луны, выйдя из спускаемого модуля "Орел" ("Eagle"). Топлива в корабле оставалось всего на 30 секунд. Вскоре к Армстронгу присоединился Эдвин Олдрии. В это время третий член экипажа, Майкл Коллинз, находился в корабле на орбите. Два астронавта в общей сложности провели на лунной поверхности 21 час. Вся тройка успешно возвратилась на Землю, привезя около 19 кг лунных камней.
В Москве в момент, когда Армстронг ступил на поверхность Луны, было уже раннее утро. Для большинства наших соотечественников прогулки двенадцати американцев по Луне в 1969-1972 г. оставались, надо признать, некой маргиналией, отходом от "магистрального пути развития космонавтики" - создания все более сложных орбитальных станций, на которых ставились рекорды длительности полета космических экипажей.
На деле же и тогда, и сейчас люди ответственные прекрасно понимали: американцы вчистую выиграли, играя по правилам, нами же и предложенным в 1957-м и в 1961-м. Именно тогда и первый спутник, и полет Юрия Гагарина призваны были продемонстрировать две важные вещи: мощь советских межконтинентальных ракет и преимущества социализма над капитализмом.
Тридцать лет назад, в день, когда Нил Армстронг с Эдвином Олдрином развернули на Луне американский флаг и установили табличку, сообщающую, что они пришли с миром от имени всего человечества, на космодроме Байконур только-только начали разгребать титанические руины, образовавшиеся 4 июля, когда "наш советский "Сатурн"" - ракета Н-1 - взорвался, не успев покинуть стартовое сооружение и окончательно похоронив надежды уже не обогнать американцев, но хотя бы... хотя бы что? Оказаться на Луне через год-два после триумфальной посадки Армстронга?
Накануне нынешнего юбилея я встретился с человеком, которого - при ином раскладе - считали бы "тем, кто завоевал Луну для СССР". Академик, Герой Социалистического Труда и кавалер многих премий, Василий Мишин принял в 1966 году после смерти Сергея Королева руководство фирмой, которая сегодня называется Ракетно-космическая корпорация имени С.П.Королева "Энергия". Мишин возглавил "лунную гонку" с нашей стороны. Сегодняшняя точка зрения академика Мишина противоречит многим общим местам современной "общедоступной" истории наших космических побед и поражений. А с другой стороны - многое делает более понятным...
- Василий Павлович, говорят, что в свое время Королев обещал: "В год пятидесятилетия Советской власти советский человек будет на Луне!" Не помните, при каких обстоятельствах это произошло?
- Да ничего подобного Королев никогда не говорил про Луну. Мы никогда бы не смогли высадиться туда раньше американцев. Кишка у нас была тонка, и денег не было. Мы были в состоянии только выводить аппараты на орбиту. А полет к Луне - это же на порядок больше затрат! Да мы и на орбите-то первыми оказались случайно. Это пропаганда все... Дело в том, что Америка - богатая страна, американцы могли нас переплюнуть давным-давно. Но им нужно было вернуть потерянный престиж - после первых спутников и Гагарина. И Кеннеди выступил в 1961 году перед конгрессом и запросил на это мероприятие 40 миллиардов долларов с тем, чтобы высадить американцев на Луну и вернуть их на Землю до 70-го года. США в то время могли пойти на такие огромные затраты, а наша страна, обессиленная после войны с фашизмом и понесшая большие затраты на предотвращение новой войны против нее бывших союзников, таких средств в такие сроки выделать не могла. Вот и все.
- То есть они специально выбрали цель и сроки так, чтобы нас обязательно опередить?
- Ну да... И более того,
именно программа "Сатурн-5-Аполлон" нас подтолкнула. Мы до
этого занимались ракетой Н-1 совсем для других целей, не для
Луны. Планировали выводить на орбиту тяжелую орбитальную станцию на
75 тонн. А потом, когда стала известна американская однопусковая
схема (проект "Сатурн-5-Аполлон"), руководство нашей страны
поручило разработать проект такой экспедиции на Луну с возвращением на
Землю трем ведущим ОКБ, возглавляемым Королевым, Янгелем и Челомеем. В
результате рассмотрения этих проектов выбрали проект Н1-ЛЗ,
разработанный ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича
Королева. В частности, и потому, что ракета Н-1 была уже
разработана и запущена в производство, ее пришлось только несколько
"подрастить" - стартовую массу увеличили с 2200 тонн до 3000 да
поставили 30 двигателей вместо 24 на первую ступень.
История
проигранной Советским Союзом "лунной гонки" сегодня общеизвестна. На счету
американцев - шесть прогулок по Луне. На счету СССР - четыре аварии
гигатской Н-1, два "Лунохода" и образцы грунта, доставленные с
Луны автоматическими станциями. Счет очевиден. Не столь, однако, известно,
что все могло оказаться и по-другому. Вот, опять же, отрывок
из нашей беседы с академиком Мишиным.
- О том, что 25 мая 1961 года президент Кеннеди призвал американский народ объединиться вокруг идеи высадки к концу десятилетия человека на Луну, мы хорошо знаем. Менее известно, что в сентябре 1963-го, выступая в ООН, Кеннеди призвал Советский Союз лететь к Луне вместе. А вы тогда об этом знали?
- Нет. Никто нам ничего не говорил. Более того - я о высадке-то американцев на Луну узнал случайно, через несколько дней.
- А вот рассказывают про какой-то секретный бункер, где сидело все наше начальство и смотрело прямую трансляцию с Луны...
- Ну, может, они и сидели. Вот Виталий Севастьянов рассказывает, как будто они где-то там смотрели трансляцию - в Центре управления, что ли... А нам это, считалось, не нужно.
-Ну, а когда вы узнали все же о высадке американцев - какая была первая ваша реакция?
- Да порадовались за них - и все. Для нас ведь не было неожиданностью, что они нас опередят. Мы-то это дело понимали. А руководство... Они нас до того давили, как могли, а после этого, наоборот, интерес потеряли. Раз опоздали, раз не первые - значит, все.
- Сейчас, по прошествии лет, как вы думаете, на Луну - не ради престижа и политики, ради науки, скажем, стоило нам лететь?
- Я вообще считаю, что это
преждевременно было - на Луну высаживаться. Это мое мнение. Потому что
жить надо на Земле. И космос использовать для Земли. И тогда, в
69-м, и сейчас. В те времена нужно было направить основные
усилия на космическую связь, навигацию, предсказание погоды, разведку
полезных ископаемых... Много чего можно сделать из космоса для Земли. Да и
сейчас - сколько токсичных отходов скопилось, да вон те же лесные пожары
из космоса можно отслеживать. И в то время, и сейчас, я считаю, ни на
Луну, ни на Марс космонавтам лететь ни к чему. Нужно строить космические
автоматы. Мы мало знаем еще, что там делается в районе Марса, Венеры. Ведь
на Луну-то мы полетели после автоматов. Путь пролагают они.
Нет, будущее космической науки - за автоматическими станциями. Надо не
только Луну изучать, но и дальше двигаться, выходить из эклиптики. Но для
этого нужна энергетика. Ясно, что ни керосин-кислородные, ни
пороховые двигатели не годятся. Как минимум, нужны
кислород-водородные машины. И я считаю, что должен появиться
антигравитационный двигатель, потому что основные потери сегодня при
запуске ракет - гравитационные.
Сегодняшнее положение нашей
аэрокосмической отрасли существенно тяжелее, чем в начале 70-х
- после провала гигантской лунной программы. Тогда мы жили в сравнительно
богатой стране; тогда сохранялся конструкторский задел, активно
развивалась военно-космическая программа, стараниями
руководителей среднего звена выходила из тени лунного прожекта на первый
план программа создания орбитальной станции.
Ничего похожего у нас
сегодня нет. А академик Мишин, один из создателей легендарной ракеты
Р-7, конструктор, который не смог выиграть лунную гонку, ищет
авиационный завод, ищет творческий коллектив и инвесторов, готовых
воплощать в жизнь его "лебединую песню" - революционный проект, связанный
с новыми подходами к самолетостроению. Не с антигравитационным, конечно,
двигателем, избави Бог. Однако один раз этот человек уже попал "в
десятку", предложив основные идеи, легшие в основу нынешних ракет
семейства "Союз". А в том, что мы не попали к Луне, ничьей персональной
вины нет.
Источник: "Независимая газета" 20.07.99