Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.sai.msu.su/astronet/overview.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sat Dec 22 01:31:18 2007 Кодировка: koi8-r Поисковые слова: mdi |
[an error occurred while processing this directive]
Результат нескольких часов беседы Олега Бартунова, Евгения Родичева и Сергея Назина в гостях у Евгения Родичева, суммированный и изложенный Евгением Родичевым.Быстрое развитие современной науки приводит к стремительному нарастанию объема научно-технической информации, и к дальнейшему углублению специализации. При этом все большей проблемой становится отставание средств и методов коммуникаций как между специалистами разных наук, так и между узкими специалистами в различных областях одной и той же дисциплины. Еще более стремительно нарастает разрыв между текущим состоянием науки и средствами образования. Узкоспециальные статьи, отражающие современное состояние вопроса, практически недоступны для восприятия студентами, аспирантами и учеными даже относительно близких смежных областей, а тем более для тех старших школьников, которые активно интересуются наукой и составляют главный резерв ее дальнейшего развития. Кроме того, ряд научных дисциплин традиционно представляет интерес практически для всего населения, независимо от его профессиональной ориентации (в качестве примеров можно назвать историю, экономику и др.), и возможность доступа к квалифицированному и понятному изложению современного состояния таких наук оказывает существенное влияние на культурный уровень общества в целом. Важно отметить, что упомянутый процесс нарастания информационного разрыва между уже накопленным объемом информации и тем, что реально доступен всем, кроме узких специалистов, носит объективный характер, обуславливается стремительным развитием самой науки, и имеет устойчивую тенденцию к обострению такого разрыва, но не к его сглаживанию. Результатом является снижение эффективности процесса научных исследований, происходящее из-за многократного дублирования в изучении одних и тех же фактов, многократной повторной разработки одних и тех же методов. Вопросы научно-информационного обмена неотделимы от всего процесса развития науки в целом, возникли и развиваются вместе с ней. Уже многовековая практика развития науки показала необходимость сбалансированного развития всех доступных методов научных коммуникаций, от личного общения специалистов, занимающихся одной и той же задачей, специальных семинаров, конференций и симпозиумов, включающих значительно более широкий круг специалистов, зачастую представляющих несколько смежных наук, и до таких, ориентированных на значительно более широкую аудиторию, форм, как написание учебников и научно-популярных книг с статей ведущими специалистами. Особо необходимо подчеркнуть важность именно всего спектра форм обмена и распространения научной информации. Любые диспропорции приводят к существенным отрицательным эффектам - от провалов отдельных областей научного знания, и до общего замедления научного прогресса в масштабах всей страны. Интернет как совершенно новое средство коммуникаций стал активно использоваться для распространения научной информации уже около 20 лет назад (в Росии - около 10 лет). Последние годы наблюдается чрезвычайно быстрый, скачкообразный рост информационных функций Интернет практически во всех областях применений, и во многих из них Интернет уже существенно потеснил классические средства. При этом как раз в сфере распространения и обмена именно научной информацией возник очень серьезный дисбаланс. Если для обмена узкоспециальной информацией Интернет уже давно стал, по сути, одним из основных средств, то его роль в таких областях, как интердисциплинарный обмен, обучение и популяризация, остается весьма незначительной, особенно в России. Впрочем, данный дисбаланс имеет место и в мировом Интернет в целом, и лишь последние несколько лет ряд стран (США, Англия) начали прикладывать заметные усилия для ликвидации такого положения. Общей направленностью предлагаемого проекта как раз и является сглаживание отмеченного дисбаланса в Российском (точнее, в русскоязычном) секторе Интернет. Целью проекта является создание в Интернет технологического средства, позволяющего максимально эффективно, оперативно и квалифицированно доносить современную научную информацию до всех заинтересованных в ней читателях - ученых, инженеров, аспирантов, студентов и старших школьников. Для специалистов такое средство должно быть частичной заменой конференций и симпозиумов, для аспирантов - широкопрофильных семинаров, для студентов и старших школьников - учебников и научно- популярных книг и статей в выбранных ими областях специализации. Такая система будет обладать определенными важными преимуществами по сравнению с традиционными формами. Так, для профессиональных ученых важным фактором явится значительно большая доступность по сравнению со специальными изданиями и посещением конференций. С другой стороны, для вопросов, представляющих интерес для значительно более широкой аудитории (традиционные методы - научно-популярные статьи в многотиражных изданиях, специализированные телепрограммы и т.п.), основными преимуществами станут большая оперативность, высокий научный уровень (за счет подготовки публикаций непосредственно ведущими специалистами), широкие компьютерные возможности в формах подачи материала. Отметим также значительно большие возможности для контактов с авторами материалов, организации научных дискуссий и т.п. Проект будет реализован в виде двух основных взамосвязанных функциональных модулей - подготовки материалов и их представления. Общей технологической основой является использование WWW и базы данных. Рассмотрим эти компоненты более подробно. Модуль подготовки материалов представляет собой, по сути, максимально автоматизированную распределенную редакцию. Автор, желающий разместить свой материал, сначала проходит процедуру регистрации, используя средства WWW. Затем он направляет материалы на фиксированный адрес электронной почты (непосредственно, или же пользуясь Web-интерфейсами). Полученный материал автоматически регистрируется центральным сервером, заносится в базу данных, после чего соответствующим редакторам, курирующим данное научное направление (их может быть несколько) автоматически посылается извещение о поступлении нового материала. Все издание в целом является полностью рецензируемым, т.е. материал может появиться в общем доступе только после его одобрения соответствующим редактором, который, при необходимости, может запросить мнение рецензентов. Редактор, получив извещение о новых материалах, просматривает их, пользуясь своей авторизацией (т.е. фактически материал уже находится на Web-сайте, но для основной массы читателей является невидимым). При необходимости внешнего рецензирования, редактор просто делает соответствующие пометки через свой Web-интерфейс, и уведомления автоматически направляются рецензентам. Резензии возвращаются редактору через тот же самый механизм автоматических уведомлений. В конечном итоге, редактор, приняв решение, просто отмечает его в своем Web-интерфейсе, после чего материал автоматически становится доступным на сайте, автоматически появляясь в оглавлениях, результатах поисков и т.д. Целью такой структуры является стремление привлечь к процедуре редактирования и рецензирования не специальный освобожденный штат сотрудников, а максимальное число реально работающих ученых-специалистов, минимизировав затраты их времени. При этом все работают на своих постоянных местах и в удобное для себя время, отпадает необходимость в посещении одельных помещений редакции в какое-то фиксированное время (т.е. редколлегия является чисто виртуальной, и физические встречи могут быть необходимы лишь при разрешении каких-то спорных или принципиальных вопросов). Блок представления материалов - это собственно Web-сайт, доступный читателям. Технология Web позволяет сделать многомерное структурирование (в отличие от обычных изданий) представляемой информации - по областям знаний (физика, биология и т.д), по дате поступления (аналог ленты новостей), по аудитории (разделы типа "Профессионалам", "Абитуриенту" и т.д.), по типу публикации (краткие новости, статьи и т.п.). Естественно, сайт будет снабжен развитой системой поисков - по авторам, ключевым словам и т.п. (напомним, что все материалы исходно заносятся в базу данных). Отметим, что сами по себе технологии такого вида уже опробованы и завоевали широкую популярность в таких областях как, например, представление экономической и политической информации. Для успешной реализации такого проекта, помимо собственно создания Web-сервера и соответствующего программного обеспечения, критически важным является выполнение двух условий - наличие квалифицированного и широгоко информационного наполнения, а также широкая информация о наличии сервера в масштабах практически всего Российского Интернет. Как показывает опыт, нарушение любого из этих двух условий не позволяет достичь основных целей, сформулированных для данного проекта. Действительно, с одной стороны, имеется несколько тысяч научных серверов с уже представленной, интересной и актуальной научной информацией, с посещаюмостью на уровне нескольких десятков, а то и единиц посещений в день. Причина состоит в том, что найти конкретную, в данный момент нужную информацию среди этих тысяч серверов за обозримое время практически невозможно. С другой стороны, ряд сайтов с хорошей посещаемостью и содержащих научную информацию явно не имеют базы для поддержания этой информации на должном уровне как по объему, так и, зачастую, по уровню ее научной достоверности. В данном проекте предлагается решить указанную проблему путем соединения усилий двух организаций. С одной стороны - это МГУ им.М.В.Ломоносова, обладающее достаточным потенциалом для обеспечения высококвалифицированного научного наполнения широкого охвата. С другой - это поисковая система Rambler, не имеющая аналогов в Российском Интернет по посещаемости и возможности широкого распространения материалов.