Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/doc/Surdin-0212.htm
Дата изменения: Thu Mar 13 20:33:52 2003 Дата индексирования: Tue Feb 5 17:25:51 2013 Кодировка: koi8-r Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п |
ВЫДЕРЖКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРАВЛЕНИЯ АстрО
20 ДЕКАБРЯ 2002 ГОДА
3. О популярных периодических и продолжающихся изданиях по астрономии. Об астрономическом образовании.
В последние годы при упоминании о каком-либо научно-популярном журнале, например, "Наука и жизнь", "Знание - сила", "Химия и жизнь" и т.п., часто слышу недоуменный вопрос собеседника: "Как, разве он еще существует?" Действительно, эти любимые всеми журналы ушли из жизни большинства моих сограждан. Но большинство из них регулярно выходит, как прежде, и даже не изменило своего лица. Почему же мы их не читаем?
Причина в том, что катастрофически снизились тиражи большинства. Произошло это не только с популярными, но и с профессиональными изданиями. К 2000 году по сравнению с 1990-м тиражи академических журналов в среднем упали в 4-5 раз. Тиражи информационных и реферативных журналов за это же время упали еще более значительно: РЖ Математика - в 13 раз (с 1330 до 103 экз.), РЖ Механика - в 17 раз (с 1330 до 77 экз.).
А вот как обстоит дело с научно-популярными журналами: для приведенной ниже таблицы я собрал данные только о тех журналах, которые, на мой взгляд, за прошедшие годы не изменили своего лица:
КОЛИЧЕСТВО | ЭКЗЕМПЛЯРОВ | Отношение |
|
| 1980-е годы | 2000 г. | (1980/2000) |
Наука и жизнь | 3 400 000 | 40 000 | 85 |
Знание - сила | 700 000 | 5 000 | 140 |
Химия и жизнь | 300 000 | 5 000 | 60 |
Природа | 84 000 | 1 800 | 47 |
Земля и Вселенная | 55 000 | 1 015 | 55 |
Физика в школе | 185 000 | 15 000 | 12 |
Химия в школе | 180 000 | 15 000 | 12 |
География в школе | 150 000 | 18 000 | 8 |
Квант | 315 000 | 5 000 | 63 |
Наука в СССР/России | 20 000 | 1 000 | 20 |
Астрономия, космонавтика | 40 000 | 0 | - |
В мире науки | 30 000 | 0 | - |
Звездочет | 0 | 3 000 | - |
В чем же причина падения тиражей научно-популярных журналов? Либо они стали людям неинтересны, либо недоступной стала их цена. На мой взгляд, содержание, стиль и "лицо" сохранившихся журналов почти не изменилось (вероятно, потому, что их пока делают те же коллективы, что и 10-15 лет назад). Интересы читателей, разумеется, сместились; но только ли это определило катастрофическое падение тиражей? Посмотрим на цену. В середине 1980-х экземпляр журнала стоил 25–50 копеек, а сегодня 50–100 рублей. В отношении к товарам устойчивого спроса это означает вот что: в середине 1980-х средний журнал стоил как 2 буханки хлеба, или 1 литр молока, или 150 г мяса; а сегодня – как 10 буханок хлеба, или 5 литров молока, или 500 г мяса. По-моему, все ясно: относительная цена журналов возросла в несколько раз. В этом и состоит главная причина падения их тиражей.
В 2002 году положение с научно-популярной литературой стало заметно меняться к лучшему. Многие издатели обратились к этому жанру (возможно, потому, что рынок беллетристики уже насыщен). Первой ласточкой стал новый журнал для старшеклассников "Наша школа" с тиражом 30 тыс. экз., отдающий заметную часть своего объема научно-популярным статьям. Он публикуется уже несколько лет и ныне вполне окреп. В конце 2002 г. появились первые выпуски новых журналов: "Ломоносов" (совместно с New Scientist) тиражом в 50 тыс. экз., "Что нового в науке и технике" (совместно с Popular Science) тиражом в 40 тыс. экз. Для подростков начали публиковать "Древо познания" (издательство Marshall Cavendish) тиражом в 535 тыс. экз. и "Юный эрудит" (пер. французского Sciencei & vie junior). Особо следует отметить возрождение в 2003 году журнала "В мире науки" (Scientific American), бывшего в 1983-92 гг. лучшим образцом в этой области. Номенклатура, как видим, вполне солидная. Задача теперь в том, чтобы сделать цену журналов доступной для любознательного читателя. Удастся ли это?
Насколько я понимаю, тут важна одна производственная тонкость: полиграфический процесс устроен так, что при тираже более 10 тыс. экз. цену полноцветного журнала еще можно удерживать ниже 50 руб за экземпляр. Но при меньшем тираже используются другие печатные машины, и цена журнала поднимается приблизительно до 100 руб. При сегодняшних доходах это отсекает большую часть подписчиков. Именно поэтому наблюдается заметный "зазор" в тиражах: либо более 15 тыс., либо менее 5 тыс. экземпляров. При этом процесс изменения тиража управляется положительной обратной связью (как и в любом другом производстве): чем меньше покупателей, тем выше цена, тем еще меньше покупателей. Поэтому тиражи малотиражных журналов в основном продолжают снижаться. Так, в 2002 г. журнал "Квант" выходил уже в 3800 экз.,
"Звездочет" – 1700 экз., "Природа" - 1400 экз. При таком тираже издание становится убыточным и продолжает существовать лишь в том случае, если имеет внешнее финансирование. Приятным исключением служит "Химия и жизнь", тираж которой за последние два года возрос вдвое: с 5 до 10 тыс. экз. Понемногу поднимается тираж "Знание - сила".У ведомственных журналов, как правило, внешнее финансирование есть. Оно проявляется либо в прямом дотировании журналов, либо в дотировании библиотек, приобретающих эти журналы по очень высоким ценам. Поэтому некоторые нужные для науки журналы (например, реферативные) могут выходить даже тиражом менее 100 экз. Научно-популярные журналы Российской академии наук держат тираж 1000-1500 экз. Нижняя граница в 1000 экз. объясняется числом библиотек (РАН + ВУЗ). Похоже, что такое положение сейчас удовлетворяет как создателей, так и производителей подобных журналов. Этот процесс стабилизировался.
Хуже обстоит дело с "элитарными" журналами типа "Квант" и "Звездочет". Они предназначены для узких слоев старших школьников и студентов, ориентированных на фундаментальную науку. От того, состоится ли у этих ребят судьба в науке, в немалой степени зависит будущее страны.
Сегодня элитарные журналы стремительно снижают тиражи и вот-вот погибнут. Но через 10-15 лет, когда мы не обнаружим в своей стране новых ландау и колмогоровых, результаты этих потерь станут очевидны. Без научной элиты страна быстро деградирует. Когда это станет очевидно, и когда ясна будет каталитическая роль научно-популярной литературы, к тому времени ее уже некому будет создавать.
Поймет ли наше новое государство, что для его мощи математики делают больше, чем генералы? Но и выращивать их – математиков – значительно сложнее. Чтобы "сходы" появились через десятилетия, о "рассаде" нужно подумать уже сегодня.
Дополнение (А.М. Черепащук): Пример полной смены кадрового состава в журнале “Природа” не дал эффекта в виде роста тиража (и вообще никакого эффекта). Есть основания предполагать, что политика замены кадрового состава не решит основных (финансовых) проблем. Следует положительно оценить многолетнюю эффективную работу Е.П. Левитана в журнале “Земля и Вселенная”.
Дополнение (М.И. Рябов): Система распространения журналов по научным учреждениям в обход затрат на почтовые расходы может оказать заметное влияние, выгодное и издательству, и покупателям журнала.
Дополнение (Н.Г. Бочкарев): Необходимо считать приоритетом поддержку журналов астрономической тематики. АстрО уже были предприняты попытки помочь “Звездочету”, но государственные организации отказываются выделять на него деньги. Кроме того, “Звездочет” сам не подавал запросов и не предпринимал активных попыток наладить какие-то контакты.
Дополнительный вопрос (Э.В. Кононович): Предложение вынести на повестку вопрос о востребованности альманаха “Вселенная и Мы” в данный момент и вынести соответствующий вердикт.
Дополнение (А.И. Еремеева): Вопрос о розничной продаже журналов
Дополнение (В.Л. Штаерман): Предложение: вынести вопрос о популяризации астрономии, в частности, о научно-популярных журналах по астрономии на заседание Круглого стола с представителями редколлегий журналов и редакций, издающих научно-популярную литературу или на специальное заседание правление.
Дополнение (А.Е. Дудоров): Желательно, чтобы научно-популярная литература по астрономии входила в список литературы, рекомендуемой школам. Министерством Образования.
На Украине крайне мало изданий по теме астрономического образования. В России таких издательств сейчас довольно много. В их числе издательства “УРСС”, “Дрофа”, “Аст”, “Амфора” и т.д. Однако в случае перевода иностранной литературы основной проблемой является качество перевода, т.к. издания не в состоянии высоко оплатить работу переводчика. Имеет место попадание искаженных фактов в средства массовой информации, которые затем широко тиражируются в печатных изданиях и СМИ. Предложение – подготовить письмо в основные издательства с предложением сотрудничестве с целью осуществления компетентного редактирования публикуемых изданий.
Учебники из России на Украину не доходят (кроме самостоятельных закупок). В тоже время в Украине существуют издания в виде брошюр, выпускаемых астрономическими кафедрами университетов. Возможна организация общей базы данных таких изданий, которые в перспективе могут стать будущими монографиями, учебниками и научно-популярными книгами.
Ситуация с количеством учебной литературы нуждается в диагностике. Имеющиеся контакты с Миннауки желательно декларировать и публиковать в Интернете.
Из учебников педагогических вузов присутствует только учебник “Курс общей астрономии” (Бакулин, Кононович, Мороз) – старые тиражи в ограниченных количествах. Ведется работа по созданию учебников, но только факультативных, т.к. астрономия не преподается в школах.
Дополнение (М.И. Рябов): Нужен определенный акцент на популяризацию изданий, в особенности ориентированных на школьников.
Дополнение (Н.Г. Бочкарев): Желательно добиваться включения астрономии как регионального компонента в школьную программу в большем количестве регионов.
Постановили: