Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/obr.htm
Дата изменения: Wed Sep 11 09:36:18 2013
Дата индексирования: Sat Mar 1 04:11:53 2014
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: m 8
А С Т Р О К У Р Ь Е Р

А С Т Р О К У Р Ь Е Р

10   сентября     2013  г.

 

      СПЕЦИАЛЬНЫЙ    ВЫПУСК

Информационное издание

Международного Астрономического Общества

Выходит с 1996 года

АСТРОНОМЫ ВСЕХ СТРАН – НЕ РАЗЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

************************************************************

Выпуск готовили:

Главный Редактор: М.И.Рябов <ryabov-uran@ukr.net, mir-astro@mail.ru>

Секретарь Редакции: В.Л.Штаерман <eaas@sai.msu.ru>

___________________________________________________

“АСТРОКУРЬЕР” в ИНТЕРНЕТЕ по адресу:

http://www.sai.msu.ru/EAAS/rus/astrocourier/index.html

http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/index.html

 

m83_vlt**********************************************************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  **********************************************************************

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ.

 

Уважаемые коллеги!

 

В предлагаемом Вашему вниманию  специальном выпуске дана информация о планируемом переходе к новым направлениям подготовки, специальностям высшего образования и аспирантуре и совершенствованию диссертационных советов.  Редколлегия полагает, что данная информация окажется интересной немалому числу читателей.

 

Редакция «Астрокурьера»

 


Переход к новым направлениям подготовки, специальностям высшего образования и к аспирантуре – «высшему уровню» высшего образования,

и новым диссертационным советам

 

1 Действующее, но уходящее законодательство и нормативные правовые акты в сфере образования и аспирантуре

 

В настоящее время в российских вузах и научных организациях, имеющих лицензии на образовательную деятельность, происходит подготовка кадров высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования – аспирантов на базе следующих основных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1;

- Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136 (об утверждении специальностей ВПО);

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 1944-р (об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики);

- Приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 377 (об утверждении направлений подготовки бакалавров и магистров);

- Приказ Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 5 (о номенклатуре специальностей научных работников);

- Приказ Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. № 2202 (о специальностях научных работников сроками обучения в аспирантуре 4 года в очной и 5 лет в заочной форме).

 

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) - ОК 009-2003, введенный в действие Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-СТ, содержит 29 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГС) с кодами квалификации высшего профессионального образования бакалавр – 62, специалист – 65 и магистр – 68.

Действующие  в настоящее время «гражданские» направления подготовки бакалавриата и магистратуры также объединены в 27 УГС (кроме 170000 «Оружие и системы вооружений» и 290000 «Военное образование») и содержат по состоянию на конец 2011 года практически одинаковые наименования и количество направлений подготовки по уровню бакалавриата и магистратуры, утвержденные приказами Минобрнауки России, - 177 бакалавриата и 178 магистратуры с соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами.

 

Уровень важности подготовки специалистов со сроком обучения в очной форме не менее 5 лет в нашей стране таков, что перечень специальностей утверждается на уровне Правительства Российской Федерации, что и было сделано после длительного обсуждения и согласования в конце 2009 года, с последующим дополнением в основном в сфере Культуры и искусств и технических, близких к военно-промышленному комплексу областей (в перечне специальностей присутствует и 29 УГС – «Военное образование»).

Московский университет в 2011 году предложил 4 инициативных проекта федеральных государственных образовательных стандартов для дополнения перечня специальностей:

-Прикладная математика, фундаментальная информатика и суперкомпьютерные технологии;

 - Фундаментальная и прикладная физика;

 - Фундаментальная и прикладная биология;

 - Земельные ресурсы и экотехнологии.

Для 5-летней астрономии было бы очень важным утверждение и 5-летней специальности «Фундаментальная и прикладная физика» для устранения проблем непрерывного обучения на физических факультетах по многим общим курсам, поскольку с переходом на уровневую систему у физиков остались только отдельные четырехлетний бакалавриат и 2-х летняя магистратура. Но Минобрнауки России отклонило эти предложения, а также предложение Федерального института развития образования по специальности «Теоретическая и экспериментальная психология».

В настоящее время система высшего профессионального образования  имеет 114 специальностей, реализуемых соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Наибольшее количество специальностей в классическом образовании осталось в Культуре и искусстве, Гуманитарных науках, и Здравоохранении.

 

Выписки из действующих перечней направлений подготовки и специальностей ВПО

Укрупненные группы направлений подготовки, специальностей

Бакалавриат

Магистратура

Специалитет

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

9

9

2

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

9

10

4

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

30

30

9

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

3

3

-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

4

4

1

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

1

1