А С Т Р О К У Р Ь Е Р
10 сентября 2013
г.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
Информационное издание
Международного Астрономического
Общества
Выходит с 1996 года
АСТРОНОМЫ ВСЕХ СТРАН – НЕ РАЗЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
************************************************************
Выпуск готовили:
Главный Редактор: М.И.Рябов <ryabov-uran@ukr.net, mir-astro@mail.ru>
Секретарь Редакции: В.Л.Штаерман <eaas@sai.msu.ru>
___________________________________________________
“АСТРОКУРЬЕР” в ИНТЕРНЕТЕ по адресу:
http://www.sai.msu.ru/EAAS/rus/astrocourier/index.html
http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/index.html
**********************************************************
**********************************************************************
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ.
Уважаемые коллеги!
В предлагаемом Вашему
вниманию специальном выпуске дана
информация о планируемом переходе к новым направлениям подготовки,
специальностям высшего образования и аспирантуре и совершенствованию
диссертационных советов. Редколлегия
полагает, что данная информация окажется интересной немалому числу читателей.
Редакция «Астрокурьера»
Переход
к новым направлениям подготовки, специальностям высшего образования и к
аспирантуре – «высшему уровню» высшего образования,
и
новым диссертационным советам
1 Действующее, но уходящее
законодательство и нормативные правовые акты в сфере образования и аспирантуре
В настоящее время в российских вузах и научных организациях,
имеющих лицензии на образовательную деятельность, происходит подготовка кадров
высшего профессионального образования и послевузовского профессионального
образования – аспирантов на базе следующих основных законодательных и
нормативных правовых актов Российской Федерации:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1;
- Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136 (об
утверждении специальностей ВПО);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 1944-р (об
утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), специальностей
научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и
технологического развития российской экономики);
- Приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 377 (об
утверждении направлений подготовки бакалавров и магистров);
- Приказ Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 5 (о
номенклатуре специальностей научных работников);
- Приказ Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. № 2202 (о
специальностях научных работников сроками обучения в аспирантуре 4 года в очной
и 5 лет в заочной форме).
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) - ОК
009-2003, введенный в действие Постановлением Государственного Комитета
Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-СТ,
содержит 29 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГС) с
кодами квалификации высшего профессионального образования бакалавр – 62,
специалист – 65 и магистр – 68.
Действующие в настоящее время
«гражданские» направления подготовки бакалавриата и магистратуры также
объединены в 27 УГС (кроме 170000 «Оружие и системы вооружений» и 290000
«Военное образование») и содержат по состоянию на конец 2011 года практически
одинаковые наименования и количество направлений подготовки по уровню
бакалавриата и магистратуры, утвержденные приказами Минобрнауки России, - 177 бакалавриата и 178 магистратуры с
соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами.
Уровень важности подготовки специалистов со сроком обучения в очной
форме не менее 5 лет в нашей стране таков, что перечень специальностей
утверждается на уровне Правительства Российской Федерации, что и было сделано
после длительного обсуждения и согласования в конце 2009 года, с последующим
дополнением в основном в сфере Культуры и искусств и технических, близких к
военно-промышленному комплексу областей (в перечне специальностей присутствует
и 29 УГС – «Военное образование»).
Московский университет в 2011 году предложил 4 инициативных проекта
федеральных государственных образовательных стандартов для дополнения перечня
специальностей:
-Прикладная математика, фундаментальная информатика и суперкомпьютерные
технологии;
- Фундаментальная и прикладная
физика;
- Фундаментальная и прикладная
биология;
- Земельные ресурсы и
экотехнологии.
Для 5-летней астрономии было бы очень важным утверждение и 5-летней
специальности «Фундаментальная и прикладная физика» для устранения проблем непрерывного
обучения на физических факультетах по многим общим курсам, поскольку с
переходом на уровневую систему у физиков остались только отдельные четырехлетний
бакалавриат и 2-х летняя магистратура. Но Минобрнауки России отклонило эти
предложения, а также предложение Федерального института развития образования по
специальности «Теоретическая и экспериментальная психология».
В настоящее время система высшего профессионального образования имеет 114
специальностей, реализуемых соответствующими федеральными государственными образовательными
стандартами. Наибольшее количество специальностей в классическом образовании
осталось в Культуре и искусстве, Гуманитарных науках, и Здравоохранении.
Выписки из действующих перечней направлений подготовки
и специальностей ВПО
Укрупненные группы направлений подготовки, специальностей
|
Бакалавриат
|
Магистратура
|
Специалитет
|
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
|
9
|
9
|
2
|
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
|
9
|
10
|
4
|
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
|
30
|
30
|
9
|
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
|
3
|
3
|
-
|
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
|
4
|
4
|
1
|
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
|
1
|
1
|
|