А С Т Р О К У Р Ь Е Р
10 сентября 2013
г.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
Информационное издание
Международного Астрономического
Общества
Выходит с 1996 года
АСТРОНОМЫ ВСЕХ СТРАН – НЕ РАЗЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
************************************************************
Выпуск готовили:
Главный Редактор: М.И.Рябов <ryabov-uran@ukr.net, mir-astro@mail.ru>
Секретарь Редакции: В.Л.Штаерман <eaas@sai.msu.ru>
___________________________________________________
“АСТРОКУРЬЕР” в ИНТЕРНЕТЕ по адресу:
http://www.sai.msu.ru/EAAS/rus/astrocourier/index.html
http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/index.html
**********************************************************
**********************************************************************
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ.
Уважаемые коллеги!
В предлагаемом Вашему
вниманию специальном выпуске дана
информация о планируемом переходе к новым направлениям подготовки,
специальностям высшего образования и аспирантуре и совершенствованию
диссертационных советов. Редколлегия
полагает, что данная информация окажется интересной немалому числу читателей.
Редакция «Астрокурьера»
Переход
к новым направлениям подготовки, специальностям высшего образования и к
аспирантуре – «высшему уровню» высшего образования,
и
новым диссертационным советам
1 Действующее, но уходящее
законодательство и нормативные правовые акты в сфере образования и аспирантуре
В настоящее время в российских вузах и научных организациях,
имеющих лицензии на образовательную деятельность, происходит подготовка кадров
высшего профессионального образования и послевузовского профессионального
образования – аспирантов на базе следующих основных законодательных и
нормативных правовых актов Российской Федерации:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1;
- Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136 (об
утверждении специальностей ВПО);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 1944-р (об
утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), специальностей
научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и
технологического развития российской экономики);
- Приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 377 (об
утверждении направлений подготовки бакалавров и магистров);
- Приказ Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 5 (о
номенклатуре специальностей научных работников);
- Приказ Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. № 2202 (о
специальностях научных работников сроками обучения в аспирантуре 4 года в очной
и 5 лет в заочной форме).
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) - ОК
009-2003, введенный в действие Постановлением Государственного Комитета
Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-СТ,
содержит 29 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГС) с
кодами квалификации высшего профессионального образования бакалавр – 62,
специалист – 65 и магистр – 68.
Действующие в настоящее время
«гражданские» направления подготовки бакалавриата и магистратуры также
объединены в 27 УГС (кроме 170000 «Оружие и системы вооружений» и 290000
«Военное образование») и содержат по состоянию на конец 2011 года практически
одинаковые наименования и количество направлений подготовки по уровню
бакалавриата и магистратуры, утвержденные приказами Минобрнауки России, - 177 бакалавриата и 178 магистратуры с
соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами.
Уровень важности подготовки специалистов со сроком обучения в очной
форме не менее 5 лет в нашей стране таков, что перечень специальностей
утверждается на уровне Правительства Российской Федерации, что и было сделано
после длительного обсуждения и согласования в конце 2009 года, с последующим
дополнением в основном в сфере Культуры и искусств и технических, близких к
военно-промышленному комплексу областей (в перечне специальностей присутствует
и 29 УГС – «Военное образование»).
Московский университет в 2011 году предложил 4 инициативных проекта
федеральных государственных образовательных стандартов для дополнения перечня
специальностей:
-Прикладная математика, фундаментальная информатика и суперкомпьютерные
технологии;
- Фундаментальная и прикладная
физика;
- Фундаментальная и прикладная
биология;
- Земельные ресурсы и
экотехнологии.
Для 5-летней астрономии было бы очень важным утверждение и 5-летней
специальности «Фундаментальная и прикладная физика» для устранения проблем непрерывного
обучения на физических факультетах по многим общим курсам, поскольку с
переходом на уровневую систему у физиков остались только отдельные четырехлетний
бакалавриат и 2-х летняя магистратура. Но Минобрнауки России отклонило эти
предложения, а также предложение Федерального института развития образования по
специальности «Теоретическая и экспериментальная психология».
В настоящее время система высшего профессионального образования имеет 114
специальностей, реализуемых соответствующими федеральными государственными образовательными
стандартами. Наибольшее количество специальностей в классическом образовании
осталось в Культуре и искусстве, Гуманитарных науках, и Здравоохранении.
Выписки из действующих перечней направлений подготовки
и специальностей ВПО
Укрупненные группы направлений подготовки, специальностей
|
Бакалавриат
|
Магистратура
|
Специалитет
|
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
|
9
|
9
|
2
|
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
|
9
|
10
|
4
|
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
|
30
|
30
|
9
|
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
|
3
|
3
|
-
|
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
|
4
|
4
|
1
|
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
|
1
|
1
|
8
|
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
|
22
|
19
|
22
|
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
|
5
|
7
|
2
|
ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ
|
4
|
5
|
3
|
В отличие от отдельных федеральных
государственных образовательных стандартов по всем направлениям и специальностям
высшего профессионального образования,
для подготовки послевузовского
профессионального образования по всем специальностям научных работников
является единственный документ - Федеральные
государственные требования к программам аспирантуры, утвержденные приказом
Минобрнауки России от 16 марта 2011
г. № 1365.
Эти требования включают 3 обязательные дисциплины: 2 общие для всех –
История и философия науки и Иностранный язык, и 1 специальную дисциплину
отрасли науки и научной специальности. При этом в Министерстве имеются
примерные программы дисциплин, практически реализуемые всеми вузами и научными
организациями, готовящими аспирантов.
Номенклатура специальностей (гражданских) научных работников, по которым присуждается ученая степень, утвержденная
приказом Минобрнауки России (в редакции 10 января. 2012 г.), содержит
около 500 наименований, объединенных в 21 группу специальностей, отрасли науки
и 3 «укрупненные» отрасли наук.
Распоряжением Правительства от 3 ноября 2011 г. № 1944 утвержден
Перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и
технологического развития российской экономики, нормативные затраты которых (123,3 тыс. рублей) больше «обычных»
(80,2 тыс. рублей).
Этот перечень содержит 79 специальностей, в основном технических и
физико-математических, но не фундаментальных научных, в том числе и
специальности по астрономии.
Другим приказом Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. № 2202 выделены
159 специальностей научных работников с
возможным сроком обучения в аспирантуре в очной форме 4 года, а право решения
на эти 4 года предоставлено руководителям образовательных учреждений и научных
организаций.
В этот перечень, например, по группе 4-х специальностей 01.03.00
«Астрономия», вошла только одна специальность научных работников – «Астрофизика
и звездная астрономия».
Положительным моментом для аспирантуры оказался 2012 год, когда Минобрнауки России приказом от 24 августа №
654 были назначены стипендии аспирантов в размере 6 тыс. рублей по основному
количеству (346) специальностей научных
работников, в том числе и по всем 4 специальностям «Астрономия».
По существу, и в советское время и в настоящее,
основная деятельность аспирантов – научно-исследовательская, помимо небольшой лекционной учебной нагрузки -
иностранный язык и философии, а цель –
сдача кандидатских экзаменов и подготовка к защите на соискание ученой
степени кандидата наук.
Поэтому формулировки многих специальностей
научных работников по программам аспирантуры, являющейся пока послевузовским
профессиональным образованием, отличаются от наименований направлений
подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
В качестве примера даже в уникальной
астрономии присутствуют отличия в ОКСО и в Номенклатуре специальностей (гражданских), научных работников:
Специализации
специальности ВПО «Астрономия»
|
Специальности
научных работников группы «Астрономия»
|
Астрофизика
|
Астрофизика
и звездная астрономия
|
Астрометрия
|
Астрометрия
и небесная механика
|
Небесная
механика
|
Галактическая
астрономия
|
Физика
Солнца
|
Гравиметрия,
геодезия и космическая навигация
|
Планетные
исследования
|
Таким образом, сейчас подготовка
высшего профессионального
образования реализуется по 292 направлениям подготовки и специальностям, а послевузовского профессионального образования
(аспирантуре) по 500 специальностям научных работников.
2. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании Российской
Федерации» разрабатывался, обсуждался, корректировался много лет, начиная с его
идеи в качестве «Образовательного Кодекса» в начале 2000 –х годов, и в итоге был
подписан Президентом 29 декабря 2012 года под номером 273-ФЗ.
Основные положения этого закона вступают в силу с 1 сентября этого года,
что привело Минобрнауки России к необходимости придумывать большое количество
нормативных правовых актов уровня указов Президента, постановлений
Правительства Российской Федерации,
приказов Министерства, в том числе и в части нового перечня направлений
подготовки (специальностей) высшего образования, включая грядущую аспирантуру – всего 143 документа,
обозначенных в плане Министерства (приказ от 24 января 2013 г. № 42).
В отношении аспирантуры важным
принципиальным нововведением этого закона является перевод аспирантуру в
уровень высшего образования:
Гл.2, ст. 10, 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие
уровни профессионального образования:…
4) высшее образование
- подготовка кадров высшей квалификации.
Гл.2, ст.12, 3. К основным образовательным программам относятся:…
б) образовательные
программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета,
программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы
ассистентуры-стажировки;
Гл.2, ст.11, 8. Перечни профессий, специальностей и направлений
подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим
профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих
перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Одним из важнейших
документов в упомянутом приказе Минобрнауки России от
24 января 2013 г.
№ 42, является новые перечни направлений подготовки,
специальностей высшего образования.
Следует обратить внимание на идеологию реформаторов нашего
отечественного образования по модернизации направлений подготовки,
специальностей высшего образования. Основные позиции этой идеологии заключаются
в:
- продолжение «европеизации» образования России;
- минимизация количеств направлений подготовки и, в основном,
специальностей ВО;
- соответствие формулировок направлений подготовки во всех 3-х уровнях
ВО – бакалавриат, специалитет и магистратура, аспирантура.
Организатором
проекта новых перечней является Ребрин Олег Иринархович –руководитель рабочей
группы Департамента государственной политики в сфере высшего образования
Минобрнауки России, заместитель
проректора по учебной работе Уральского федерального университета.
Для продолжение «европеизации» отечественного образования в проекте новых
перечней использованы документы:
Международная система классификации образования МСКО (под управлением
ООН) в версии 2011 года;
Классификация областей науки и техники FOS Организации экономического
сотрудничества и развития (OECD)
версия 2007 года;
действующие отечественные перечни направлений подготовки, специальностей
ВПО и номенклатура специальностей научных работников.
В областях образования за основной ориентир взять 6 широких областей
наук и технологий из классификатора FOS, добавить область «Образование и педагогические науки», являющейся
первой в МСКО и добавить 2 области
«Культура и искусство» и «Военное дело и военные науки».
Всего 9 областей образования.
Сформировать единые Укрупненные
группы на основе укрупненных групп наук и технологий из классификатора FOS,
добавив в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» несколько
Укрупненных групп (с учетом приоритетных областей развития науки и
технологий) и 2 Укрупненные группы в
область «Социально-экономические и общественные науки» («Сервис и туризм» и
«Физическая культура и спорт») - всего 51-52 Укрупненные группы.
Все действующие направления подготовки бакалавров, магистров и
специальности высшего образования распределить по новым Укрупненным группам
таким образом, чтобы в одну группу попадали образовательные программы, имеющие
общее содержательное (предметное) ядро и схожие условия реализации
(материально-технические, кадровые и др.). Это будет соответствовать аккредитации образовательных программ по
Укрупненным группам, предусмотренной новым законодательством.