Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/obr.htm
Дата изменения: Wed Sep 11 09:36:18 2013 Дата индексирования: Sat Mar 1 04:11:53 2014 Кодировка: koi8-r Поисковые слова: п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п |
А С Т Р О К У Р Ь Е Р
10 сентября 2013
г.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
Информационное издание
Международного Астрономического
Общества
Выходит с 1996 года
АСТРОНОМЫ ВСЕХ СТРАН – НЕ РАЗЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
************************************************************
Выпуск готовили:
Главный Редактор: М.И.Рябов <ryabov-uran@ukr.net, mir-astro@mail.ru>
Секретарь Редакции: В.Л.Штаерман <eaas@sai.msu.ru>
___________________________________________________
“АСТРОКУРЬЕР” в ИНТЕРНЕТЕ по адресу:
http://www.sai.msu.ru/EAAS/rus/astrocourier/index.html
http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/index.html
**********************************************************
**********************************************************************
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ.
Уважаемые коллеги!
В предлагаемом Вашему
вниманию специальном выпуске дана
информация о планируемом переходе к новым направлениям подготовки,
специальностям высшего образования и аспирантуре и совершенствованию
диссертационных советов. Редколлегия
полагает, что данная информация окажется интересной немалому числу читателей.
Редакция «Астрокурьера»
В настоящее время в российских вузах и научных организациях,
имеющих лицензии на образовательную деятельность, происходит подготовка кадров
высшего профессионального образования и послевузовского профессионального
образования – аспирантов на базе следующих основных законодательных и
нормативных правовых актов Российской Федерации:
Укрупненные группы направлений подготовки, специальностей
|
Бакалавриат
|
Магистратура
|
Специалитет
|
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
|
9
|
9
|
2
|
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
|
9
|
10
|
4
|
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
|
30
|
30
|
9
|
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
|
3
|
3
|
-
|
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
|
4
|
4
|
1
|
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
|
1
|
1
|
8
|
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
|
22
|
19
|
22
|
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
|
5
|
7
|
2
|
ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ
|
4
|
5
|
3
|
По существу, и в советское время и в настоящее,
основная деятельность аспирантов – научно-исследовательская, помимо небольшой лекционной учебной нагрузки -
иностранный язык и философии, а цель –
сдача кандидатских экзаменов и подготовка к защите на соискание ученой
степени кандидата наук.
Поэтому формулировки многих специальностей
научных работников по программам аспирантуры, являющейся пока послевузовским
профессиональным образованием, отличаются от наименований направлений
подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
В качестве примера даже в уникальной
астрономии присутствуют отличия в ОКСО и в Номенклатуре специальностей (гражданских), научных работников:
Специализации
специальности ВПО «Астрономия» |
Специальности
научных работников группы «Астрономия» |
Астрофизика |
Астрофизика
и звездная астрономия |
Астрометрия |
Астрометрия
и небесная механика |
Небесная
механика |
|
Галактическая
астрономия |
Физика
Солнца |
Гравиметрия,
геодезия и космическая навигация |
Планетные
исследования |
По
итогам одобрения этих предложений Ассоциацией ведущих университетов России (создана
в 2010 году по инициативе ректора Санкт-Петербургского государственного
университета Николая Кропачева, ставшего Председателем совета этой Ассоциации,
информация об Ассоциации на сайте СПбГУ http://www.spbu.ru/news/major/?read_news_id=3054)
и Советом Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным
стандартам в июле этого года был разработан проект приказа Минобрнауки России
«Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего
образования», включающий новые перечни направлений подготовки бакалавриата,
магистратуры, специальностей высшего образования и направлений подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также в адъюнктуре (военная
деятельность), по программам ординатуры (медицинская деятельность), в
ассистентуре-стажировке (искусство). Текст этого проекта приказа можно найти на
странице http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/proekt%20doc/per.pdf.
Этот проект приказа содержит 9 областей образования, 51
укрупненную группу и соответствующее количество направлений подготовки и
специальностей высшего образования:
Название области образования
|
К-во УГ
|
К-во напр. (бакалавр/ магистр)
|
К-во
спец. |
К-во аспир.
|
Математические и естественные науки
|
6
|
24/21
|
6
|
6
|
Инженерное дело, технологии и технические
науки
|
23
|
74/80
|
65
|
20
|
Здравоохранение и медицинские науки
|
5
|
5/5
|
9
|
6
|
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
|
2
|
12/11
|
1
|
3
|
Науки об обществе
|
7
|
26/28
|
7
|
6
|
Образование и педагогические науки
|
1
|
5/4
|
1
|
1
|
Гуманитарные науки
|
3
|
11/11
|
1
|
3
|
Искусство и культура
|
3
|
25/22
|
62
|
2
|
Военное дело и военные науки (военное
образование)
|
1
|
0/12
|
6
|
1
|
Всего:
|
51
|
182/194
|
158
|
48
|
Одним из инновационных моментов является новые
формулировки квалификаций бакалавров – «Академический бакалавр» и «Прикладной
бакалавр». При том, что этот элемент «европеизации» нашего образования в итоге
обсуждений и корректировке законопроекта был убран в редакции утвержденного
«Закона об образовании в Российской Федерации». Впрочем, история с
экспериментами и судьбой у нас в стране прикладного бакалавриата - уровня
высшего образования с возможным 3-х летним сроком обучения требует отдельного
обсуждения.
Квалификация
магистра осталась, а по специальностям появились более расширенные
формулировки, например, «Математик. Механик. Прикладной математик», «Астроном»,
«Специалист по защите информации», «Инженер - физик» и прочие.
Первая область классического высшего образования
«Математические
и естественные науки» включает 6 УГ:
010300.
Математика и механика;
- результатам освоения программ аспирантуры в
виде приобретаемых универсальных и общепрофессиональных компетенций;
-
обеспечению качества освоения программ аспирантуры.
Кроме ФГОС, в отношение аспирантуры должны утверждаться еще:
- Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре (адъюнктуре;
Существенным моментом в общих положениях макета
федерального государственного образовательного стандарта аспирантуры является
указание, что организация (образовательная и научная), реализующая программы
аспирантуры, должна создать, помимо условий достижения результатов освоения
программ аспирантуры, подготовку и
защиту диссертации на соискание ученой степени.
А по вопросу защит диссертаций у нас в стране
как и в образовании также готовится «модернизация».
3. Высшая аттестационная комиссия и
диссертационные советы
Решение о присуждении учёной степени принимается
диссертационными советами образовательных и научных организаций и вступает в
силу после заключения Высшей аттестационной комиссией и выдачи Министерством
образования и науки соответствующего диплома – около 23 тысяч кандидат наук
(всего аспирантов около 150 тысяч) и 3 тысяч докторов наук в год.
ВАК, начавшая работу в стране с 1934 года в 1934
году, в разных структурах – недавно под Рособрнадзором, сейчас в Минобрнауки
России, всегда была достаточно закрытой, составы экспертных советов ВАК не
популяризируются.
В этом году 12 февраля распоряжением Д.
Медведева Председателем ВАК назначен – бывший до 2004 года Министр образования,
ректор РУДН – Владимир Михайлович Филиппов.
Вследствие «поддельности» некоторых диссертаций,
обнаруженных в том числе и в Московском государственном педагогическом
университете, министр Ливанов Д.А. на совещании у Медведева Д.А. в марте
«С
точки отсчёта 1993 года к 2007 году в 3 раза выросло общее количество
диссертаций как кандидатских, так и докторских, при этом, например, по
политическим наукам – в 10 раз, по экономике – в 5 раз, по социологии – в 6 и
так далее, а количество защит по естественным, техническим наукам осталось на
том же уровне. При этом наибольший рост пришёлся на период с 1998 по 2005 год.
Тогда председателем ВАК был академик Г. Месяц.
…При
этом 40%, почти половина тех организаций, в которых есть аспирантуры и работают
диссертационные советы, вообще не имеют публикаций в международно признанных
научных изданиях.
…Летом
этого года будет проведена оценка
реального научного уровня всех диссертационных советов нашей страны. На основе
этой оценки ВАК будет принимать решение об оптимизации сети. Сокращение диссоветов будет достаточно жёстким,
резким, особенно по некоторым дисциплинам.
…Расширение
автономии наших вузов и научных центров в том, что касается механизмов
подготовки аспирантов, проведения защит, присуждения стипендий, при сохранении,
естественно, роли Высшей аттестационной комиссии как органа, который даёт право
присуждать степени и оценивает качество работы диссертационных советов.
…Возможно
передать право вузам и научным центрам присуждать степени и выдавать дипломы,
при этом оставить Минобрнауки право открытия диссертационных советов и
контроля, чтобы в их состав входили действительно авторитетные учёные.».
Кроме этих выдержек было еще много критики о
деятельности диссертационных советов.
По итогам этого совещания Председатель
Правительства принял поручения, в исполнение которых Минобрнауки России
направило обращение руководителям организаций, на базе которых созданы
диссертационные советы, председателям и ученым секретарям диссертационных
советов от 4 июня
В этом обращении предложено «…организовать
работу по формированию и представлению сведений о научной результативности
деятельности организации, а также научной и публикационной активности членов
диссертационных советов в соответствии с прилагаемыми формами.». Для
мониторинга диссертационных советов их члены должны заполнить свои личные
данные в «Единой информационной системе обеспечения деятельности Министерства
образования и науки Российской Федерации по адресу: http://cabinet.mon.gov.ru.
А для улучшения публикаций научных результатов в
обращении направлены «Рекомендации по изменению подходов к публикации основных
научных результатов диссертаций на соискание ученой степени (дорожная карта)» и
«Критерии для включения научного периодического журнала, издания в Перечень
рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени».