Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/obr.htm
Дата изменения: Wed Sep 11 09:36:18 2013
Дата индексирования: Sat Mar 1 04:11:53 2014
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п р п р п р р п
А С Т <b style="color:black;background-color:#ff66ff">Р</b> О К У <b style="color:black;background-color:#ff66ff">Р</b> Ь Е <b style="color:black;background-color:#ff66ff">Р</b>

А С Т Р О К У Р Ь Е Р

10   сентября     2013  г.

 

      СПЕЦИАЛЬНЫЙ    ВЫПУСК

Информационное издание

Международного Астрономического Общества

Выходит с 1996 года

АСТРОНОМЫ ВСЕХ СТРАН – НЕ РАЗЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

************************************************************

Выпуск готовили:

Главный Редактор: М.И.Рябов <ryabov-uran@ukr.net, mir-astro@mail.ru>

Секретарь Редакции: В.Л.Штаерман <eaas@sai.msu.ru>

___________________________________________________

“АСТРОКУРЬЕР” в ИНТЕРНЕТЕ по адресу:

http://www.sai.msu.ru/EAAS/rus/astrocourier/index.html

http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/index.html

 

m83_vlt**********************************************************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  **********************************************************************

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ.

 

Уважаемые коллеги!

 

В предлагаемом Вашему вниманию  специальном выпуске дана информация о планируемом переходе к новым направлениям подготовки, специальностям высшего образования и аспирантуре и совершенствованию диссертационных советов.  Редколлегия полагает, что данная информация окажется интересной немалому числу читателей.

 

Редакция «Астрокурьера»

 


Переход к новым направлениям подготовки, специальностям высшего образования и к аспирантуре – «высшему уровню» высшего образования,

и новым диссертационным советам

 

1 Действующее, но уходящее законодательство и нормативные правовые акты в сфере образования и аспирантуре

 

В настоящее время в российских вузах и научных организациях, имеющих лицензии на образовательную деятельность, происходит подготовка кадров высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования – аспирантов на базе следующих основных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1;

- Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136 (об утверждении специальностей ВПО);

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 1944-р (об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики);

- Приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 377 (об утверждении направлений подготовки бакалавров и магистров);

- Приказ Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 5 (о номенклатуре специальностей научных работников);

- Приказ Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. № 2202 (о специальностях научных работников сроками обучения в аспирантуре 4 года в очной и 5 лет в заочной форме).

 

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) - ОК 009-2003, введенный в действие Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-СТ, содержит 29 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГС) с кодами квалификации высшего профессионального образования бакалавр – 62, специалист – 65 и магистр – 68.

Действующие  в настоящее время «гражданские» направления подготовки бакалавриата и магистратуры также объединены в 27 УГС (кроме 170000 «Оружие и системы вооружений» и 290000 «Военное образование») и содержат по состоянию на конец 2011 года практически одинаковые наименования и количество направлений подготовки по уровню бакалавриата и магистратуры, утвержденные приказами Минобрнауки России, - 177 бакалавриата и 178 магистратуры с соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами.

 

Уровень важности подготовки специалистов со сроком обучения в очной форме не менее 5 лет в нашей стране таков, что перечень специальностей утверждается на уровне Правительства Российской Федерации, что и было сделано после длительного обсуждения и согласования в конце 2009 года, с последующим дополнением в основном в сфере Культуры и искусств и технических, близких к военно-промышленному комплексу областей (в перечне специальностей присутствует и 29 УГС – «Военное образование»).

Московский университет в 2011 году предложил 4 инициативных проекта федеральных государственных образовательных стандартов для дополнения перечня специальностей:

-Прикладная математика, фундаментальная информатика и суперкомпьютерные технологии;

 - Фундаментальная и прикладная физика;

 - Фундаментальная и прикладная биология;

 - Земельные ресурсы и экотехнологии.

Для 5-летней астрономии было бы очень важным утверждение и 5-летней специальности «Фундаментальная и прикладная физика» для устранения проблем непрерывного обучения на физических факультетах по многим общим курсам, поскольку с переходом на уровневую систему у физиков остались только отдельные четырехлетний бакалавриат и 2-х летняя магистратура. Но Минобрнауки России отклонило эти предложения, а также предложение Федерального института развития образования по специальности «Теоретическая и экспериментальная психология».

В настоящее время система высшего профессионального образования  имеет 114 специальностей, реализуемых соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Наибольшее количество специальностей в классическом образовании осталось в Культуре и искусстве, Гуманитарных науках, и Здравоохранении.

 

Выписки из действующих перечней направлений подготовки и специальностей ВПО

Укрупненные группы направлений подготовки, специальностей

Бакалавриат

Магистратура

Специалитет

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

9

9

2

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

9

10

4

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

30

30

9

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

3

3

-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

4

4

1

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

1

1

8

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

22

19

22

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

5

7

2

ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ

4

5

3

 

 

            В отличие от отдельных федеральных государственных образовательных стандартов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования, для подготовки послевузовского профессионального образования по всем специальностям научных работников является единственный документ - Федеральные государственные требования к программам аспирантуры, утвержденные приказом Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. № 1365.

Эти требования включают 3 обязательные дисциплины: 2 общие для всех – История и философия науки и Иностранный язык, и 1 специальную дисциплину отрасли науки и научной специальности. При этом в Министерстве имеются примерные программы дисциплин, практически реализуемые всеми вузами и научными организациями, готовящими аспирантов.

Номенклатура специальностей (гражданских) научных работников, по которым присуждается ученая степень, утвержденная приказом Минобрнауки России (в редакции 10 января. 2012 г.), содержит около 500 наименований, объединенных в 21 группу специальностей, отрасли науки и 3 «укрупненные» отрасли наук.

Распоряжением Правительства от 3 ноября 2011 г. № 1944 утвержден Перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных  учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих  приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, нормативные затраты  которых (123,3 тыс. рублей) больше «обычных» (80,2 тыс. рублей).

Этот перечень содержит 79 специальностей, в основном технических и физико-математических, но не фундаментальных научных, в том числе и специальности по астрономии.

Другим приказом Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. № 2202 выделены 159 специальностей  научных работников с возможным сроком обучения в аспирантуре в очной форме 4 года, а право решения на эти 4 года предоставлено руководителям образовательных учреждений и научных организаций.

В этот перечень, например, по группе 4-х специальностей 01.03.00 «Астрономия», вошла только одна специальность научных работников – «Астрофизика и звездная астрономия».

Положительным моментом для аспирантуры оказался 2012 год, когда  Минобрнауки России приказом от 24 августа № 654 были назначены стипендии аспирантов в размере 6 тыс. рублей по основному количеству  (346) специальностей научных работников, в том числе и по всем 4 специальностям «Астрономия».

По существу, и в советское время и в настоящее, основная деятельность аспирантов – научно-исследовательская, помимо  небольшой лекционной учебной нагрузки - иностранный язык и  философии, а цель – сдача кандидатских экзаменов и подготовка к защите на соискание ученой степени  кандидата наук.

            Поэтому формулировки многих специальностей научных работников по программам аспирантуры, являющейся пока послевузовским профессиональным образованием, отличаются от наименований направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

            В качестве примера даже в уникальной астрономии присутствуют отличия в ОКСО и в Номенклатуре специальностей (гражданских), научных работников:

 

Специализации специальности ВПО «Астрономия»

Специальности научных работников группы «Астрономия»

Астрофизика

Астрофизика и звездная астрономия

Астрометрия

Астрометрия и небесная механика

Небесная механика

Галактическая астрономия

Физика Солнца

Гравиметрия, геодезия и космическая навигация

Планетные исследования

 

            Таким образом, сейчас подготовка высшего профессионального образования реализуется по 292 направлениям подготовки и специальностям, а послевузовского  профессионального образования (аспирантуре) по 500 специальностям научных работников.

 

            2. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации

 

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации» разрабатывался, обсуждался, корректировался много лет, начиная с его идеи в качестве «Образовательного Кодекса» в начале 2000 –х годов, и в итоге был подписан Президентом 29 декабря 2012 года под номером 273-ФЗ.

Основные положения этого закона вступают в силу с 1 сентября этого года, что привело Минобрнауки России к необходимости придумывать большое количество нормативных правовых актов уровня указов Президента, постановлений Правительства  Российской Федерации, приказов Министерства, в том числе и в части нового перечня направлений подготовки (специальностей) высшего образования, включая  грядущую аспирантуру – всего 143 документа, обозначенных в плане Министерства (приказ от 24 января 2013 г. № 42).

            В отношении аспирантуры важным принципиальным нововведением этого закона является перевод аспирантуру в уровень высшего образования:

Гл.2, ст. 10, 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:…

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Гл.2, ст.12, 3. К основным образовательным программам относятся:…

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

Гл.2, ст.11, 8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

            Одним из важнейших документов в упомянутом приказе Минобрнауки России от 24 января 2013 г. № 42, является новые перечни направлений подготовки, специальностей высшего образования.

Следует обратить внимание на идеологию реформаторов нашего отечественного образования по модернизации направлений подготовки, специальностей высшего образования. Основные позиции этой идеологии заключаются в:

- продолжение «европеизации» образования России;

- минимизация количеств направлений подготовки и, в основном, специальностей ВО;

- соответствие формулировок направлений подготовки во всех 3-х уровнях ВО – бакалавриат, специалитет и магистратура, аспирантура.

Организатором проекта новых перечней является Ребрин Олег Иринархович –руководитель рабочей группы Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России,  заместитель проректора по учебной работе Уральского федерального университета.

Для продолжение «европеизации» отечественного образования в проекте новых перечней использованы документы:

Международная система классификации образования МСКО (под управлением ООН) в версии 2011 года;

Классификация областей науки и техники FOS Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) версия 2007 года;

действующие отечественные перечни направлений подготовки, специальностей ВПО и номенклатура специальностей научных работников.

В областях образования за основной ориентир взять 6 широких областей наук и технологий из классификатора FOS, добавить область «Образование и педагогические науки», являющейся первой в МСКО и добавить 2 области «Культура и искусство» и «Военное дело и военные науки».

Всего 9 областей образования.

Сформировать единые Укрупненные группы на основе укрупненных групп наук и технологий из классификатора FOS, добавив в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» несколько Укрупненных групп (с учетом приоритетных областей развития науки и технологий) и 2 Укрупненные группы в область «Социально-экономические и общественные науки» («Сервис и туризм» и «Физическая культура и спорт») - всего 51-52 Укрупненные группы.

Все действующие направления подготовки бакалавров, магистров и специальности высшего образования распределить по новым Укрупненным группам таким образом, чтобы в одну группу попадали образовательные программы, имеющие общее содержательное (предметное) ядро и схожие условия реализации (материально-технические, кадровые и др.). Это будет соответствовать  аккредитации образовательных программ по Укрупненным группам, предусмотренной новым законодательством.

Направление подготовки кадров высшей квалификации по программам  аспирантуры в каждой Укрупненной группе определить как одно с формулировкой этой Укрупненной группы. При этом, возможно, что по ряду Укрупненных групп, где «переходник» не обнаружит соответствующих специальностей научных работников, направление подготовки в аспирантуре открывать не целесообразно.

По итогам одобрения этих предложений Ассоциацией ведущих университетов России (создана в 2010 году по инициативе ректора Санкт-Петербургского государственного университета Николая Кропачева, ставшего Председателем совета этой Ассоциации, информация об Ассоциации на сайте СПбГУ http://www.spbu.ru/news/major/?read_news_id=3054) и Советом Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам в июле этого года был разработан проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», включающий новые перечни направлений подготовки бакалавриата, магистратуры, специальностей высшего образования и направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также в адъюнктуре (военная деятельность), по программам ординатуры (медицинская деятельность), в ассистентуре-стажировке (искусство). Текст этого проекта приказа можно найти на странице http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/proekt%20doc/per.pdf.

            Этот проект приказа содержит 9 областей образования, 51 укрупненную группу и соответствующее количество направлений подготовки и специальностей высшего образования:

 

Название области образования

К-во УГ

К-во напр. (бакалавр/ магистр)

К-во

спец.

К-во аспир.

Математические и естественные науки

6

24/21

6

6

Инженерное дело, технологии и технические науки

23

74/80

65

20

Здравоохранение и медицинские науки

5

5/5

9

6

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

2

12/11

1

3

Науки об обществе

7

26/28

7

6

Образование и педагогические науки

1

5/4

1

1

Гуманитарные науки

3

11/11

1

3

Искусство и культура

3

25/22

62

2

Военное дело и военные науки (военное образование)

1

0/12

6

1

Всего:

51

182/194

158

48

 

            Как видно из этой таблицы, на базе проекта приказа Минобрнауки, предложенные количества направлений подготовки бакалавров и магистров и специальностей высшего образования не только уменьшились, а увеличились по сравнению с действующими направлениями и специальностями! И количество укрупненных групп вместо 29 увеличилось до 51.

            Одним из инновационных моментов является новые формулировки квалификаций бакалавров – «Академический бакалавр» и «Прикладной бакалавр». При том, что этот элемент «европеизации» нашего образования в итоге обсуждений и корректировке законопроекта был убран в редакции утвержденного «Закона об образовании в Российской Федерации». Впрочем, история с экспериментами и судьбой у нас в стране прикладного бакалавриата - уровня высшего образования с возможным 3-х летним сроком обучения требует отдельного обсуждения.

Квалификация магистра осталась, а по специальностям появились более расширенные формулировки, например, «Математик. Механик. Прикладной математик», «Астроном», «Специалист по защите информации», «Инженер - физик» и прочие.

Первая область классического высшего образования «Математические и естественные науки»  включает 6 УГ:

010300. Математика и механика;

020300 Компьютерные и информационные науки;

030300. Физика и астрономия;

040300 Химия;

050300 Науки о Земле  (и связанные с ними экологические науки);

060300 Биологические науки.

 

Как следует из принятого закона об образовании, послевузовское профессиональное образование – аспирантура превращается в высшее образование - подготовку кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

            Проект перечня этих направлений реализовал идею о их формулировке по наименованию Укрупненных групп, правда с небольшим сокращением – не 51 направление, а 48 с присвоением квалификаций «Исследователь. Преподаватель исследователь».

Соответственно и реализация аспирантуры будет, также как и все высшее образование, определяться федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными для каждого направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Минобрнауки России утвердило макет ФГОС аспирантуры. Структура этого макета аналогична структуре действующих ФГОС ВПО (а далее ВО) и содержит общие положения, включающие характеристики профессиональной деятельности выпускника аспирантуры, и требования к:

- результатам освоения программ аспирантуры в виде приобретаемых универсальных и общепрофессиональных компетенций;

- структуре основных образовательных программ аспирантуры (адъюнктуры);

- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровому обеспечению, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, финансовому;

            - обеспечению качества освоения программ аспирантуры.

            Кроме ФГОС, в отношение аспирантуры должны утверждаться еще:

- Порядок приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

            - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре;

- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы  ассистентуры-стажировки.

 

Существенным моментом в общих положениях макета федерального государственного образовательного стандарта аспирантуры является указание, что организация (образовательная и научная), реализующая программы аспирантуры, должна создать, помимо условий достижения результатов освоения программ аспирантуры, подготовку и защиту диссертации на соискание ученой степени.

А по вопросу защит диссертаций у нас в стране как и в образовании также готовится «модернизация».

 

3. Высшая аттестационная комиссия и диссертационные советы

Решение о присуждении учёной степени принимается диссертационными советами образовательных и научных организаций и вступает в силу после заключения Высшей аттестационной комиссией и выдачи Министерством образования и науки соответствующего диплома – около 23 тысяч кандидат наук (всего аспирантов около 150 тысяч) и 3 тысяч докторов наук в год.

ВАК, начавшая работу в стране с 1934 года в 1934 году, в разных структурах – недавно под Рособрнадзором, сейчас в Минобрнауки России, всегда была достаточно закрытой, составы экспертных советов ВАК не популяризируются.

В этом году 12 февраля распоряжением Д. Медведева Председателем ВАК назначен – бывший до 2004 года Министр образования, ректор РУДН – Владимир Михайлович Филиппов.

Вследствие «поддельности» некоторых диссертаций, обнаруженных в том числе и в Московском государственном педагогическом университете, министр Ливанов Д.А. на совещании у Медведева Д.А. в марте 2013 г. «О совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников в Российской Федерации» высказал свою позицию в по этой ситуации:

«С точки отсчёта 1993 года к 2007 году в 3 раза выросло общее количество диссертаций как кандидатских, так и докторских, при этом, например, по политическим наукам – в 10 раз, по экономике – в 5 раз, по социологии – в 6 и так далее, а количество защит по естественным, техническим наукам осталось на том же уровне. При этом наибольший рост пришёлся на период с 1998 по 2005 год. Тогда председателем ВАК был академик Г. Месяц.

…При этом 40%, почти половина тех организаций, в которых есть аспирантуры и работают диссертационные советы, вообще не имеют публикаций в международно признанных научных изданиях.

…Летом этого года будет  проведена оценка реального научного уровня всех диссертационных советов нашей страны. На основе этой оценки ВАК будет принимать решение об оптимизации сети. Сокращение диссоветов будет достаточно жёстким, резким, особенно по некоторым дисциплинам.

…Расширение автономии наших вузов и научных центров в том, что касается механизмов подготовки аспирантов, проведения защит, присуждения стипендий, при сохранении, естественно, роли Высшей аттестационной комиссии как органа, который даёт право присуждать степени и оценивает качество работы диссертационных советов.

…Возможно передать право вузам и научным центрам присуждать степени и выдавать дипломы, при этом оставить Минобрнауки право открытия диссертационных советов и контроля, чтобы в их состав входили действительно авторитетные учёные.».

Кроме этих выдержек было еще много критики о деятельности диссертационных советов.

По итогам этого совещания Председатель Правительства принял поручения, в исполнение которых Минобрнауки России направило обращение руководителям организаций, на базе которых созданы диссертационные советы, председателям и ученым секретарям диссертационных советов от 4 июня 2013 г. № 13-1933 «Об организации мониторинга деятельности сети диссертационных советов».

В этом обращении предложено «…организовать работу по формированию и представлению сведений о научной результативности деятельности организации, а также научной и публикационной активности членов диссертационных советов в соответствии с прилагаемыми формами.». Для мониторинга диссертационных советов их члены должны заполнить свои личные данные в «Единой информационной системе обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: http://cabinet.mon.gov.ru.

А для улучшения публикаций научных результатов в обращении направлены «Рекомендации по изменению подходов к публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени (дорожная карта)» и «Критерии для включения научного периодического журнала, издания в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени».

 

Вот и так продолжается модернизация нашего отечественного образования и науки да и реформа Российской академии наук - осталось совсем немного времени до принятия, редактирования или отмены законопроекта «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Подождем и увидим…

А.В. Барабанов