Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/obr.htm
Дата изменения: Wed Sep 11 09:36:18 2013
Дата индексирования: Sat Mar 1 04:11:53 2014
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п
А С Т Р О К У Р Ь Е Р

А С Т Р О К У Р Ь Е Р

10   сентября     2013  г.

 

      СПЕЦИАЛЬНЫЙ    ВЫПУСК

Информационное издание

Международного Астрономического Общества

Выходит с 1996 года

АСТРОНОМЫ ВСЕХ СТРАН – НЕ РАЗЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

************************************************************

Выпуск готовили:

Главный Редактор: М.И.Рябов <ryabov-uran@ukr.net, mir-astro@mail.ru>

Секретарь Редакции: В.Л.Штаерман <eaas@sai.msu.ru>

___________________________________________________

“АСТРОКУРЬЕР” в ИНТЕРНЕТЕ по адресу:

http://www.sai.msu.ru/EAAS/rus/astrocourier/index.html

http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/index.html

 

m83_vlt**********************************************************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  **********************************************************************

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ.

 

Уважаемые коллеги!

 

В предлагаемом Вашему вниманию  специальном выпуске дана информация о планируемом переходе к новым направлениям подготовки, специальностям высшего образования и аспирантуре и совершенствованию диссертационных советов.  Редколлегия полагает, что данная информация окажется интересной немалому числу читателей.

 

Редакция «Астрокурьера»

 


Переход к новым направлениям подготовки, специальностям высшего образования и к аспирантуре – «высшему уровню» высшего образования,

и новым диссертационным советам

 

1 Действующее, но уходящее законодательство и нормативные правовые акты в сфере образования и аспирантуре

 

В настоящее время в российских вузах и научных организациях, имеющих лицензии на образовательную деятельность, происходит подготовка кадров высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования – аспирантов на базе следующих основных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1;

- Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136 (об утверждении специальностей ВПО);

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 1944-р (об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики);

- Приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 377 (об утверждении направлений подготовки бакалавров и магистров);

- Приказ Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 5 (о номенклатуре специальностей научных работников);

- Приказ Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. № 2202 (о специальностях научных работников сроками обучения в аспирантуре 4 года в очной и 5 лет в заочной форме).

 

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) - ОК 009-2003, введенный в действие Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-СТ, содержит 29 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГС) с кодами квалификации высшего профессионального образования бакалавр – 62, специалист – 65 и магистр – 68.

Действующие  в настоящее время «гражданские» направления подготовки бакалавриата и магистратуры также объединены в 27 УГС (кроме 170000 «Оружие и системы вооружений» и 290000 «Военное образование») и содержат по состоянию на конец 2011 года практически одинаковые наименования и количество направлений подготовки по уровню бакалавриата и магистратуры, утвержденные приказами Минобрнауки России, - 177 бакалавриата и 178 магистратуры с соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами.

 

Уровень важности подготовки специалистов со сроком обучения в очной форме не менее 5 лет в нашей стране таков, что перечень специальностей утверждается на уровне Правительства Российской Федерации, что и было сделано после длительного обсуждения и согласования в конце 2009 года, с последующим дополнением в основном в сфере Культуры и искусств и технических, близких к военно-промышленному комплексу областей (в перечне специальностей присутствует и 29 УГС – «Военное образование»).

Московский университет в 2011 году предложил 4 инициативных проекта федеральных государственных образовательных стандартов для дополнения перечня специальностей:

-Прикладная математика, фундаментальная информатика и суперкомпьютерные технологии;

 - Фундаментальная и прикладная физика;

 - Фундаментальная и прикладная биология;

 - Земельные ресурсы и экотехнологии.

Для 5-летней астрономии было бы очень важным утверждение и 5-летней специальности «Фундаментальная и прикладная физика» для устранения проблем непрерывного обучения на физических факультетах по многим общим курсам, поскольку с переходом на уровневую систему у физиков остались только отдельные четырехлетний бакалавриат и 2-х летняя магистратура. Но Минобрнауки России отклонило эти предложения, а также предложение Федерального института развития образования по специальности «Теоретическая и экспериментальная психология».

В настоящее время система высшего профессионального образования  имеет 114 специальностей, реализуемых соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Наибольшее количество специальностей в классическом образовании осталось в Культуре и искусстве, Гуманитарных науках, и Здравоохранении.

 

Выписки из действующих перечней направлений подготовки и специальностей ВПО

Укрупненные группы направлений подготовки, специальностей

Бакалавриат

Магистратура

Специалитет

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

9

9

2

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

9

10

4

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

30

30

9

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

3

3

-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

4

4

1

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

1

1

8

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

22

19

22

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

5

7

2

ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ

4

5

3

 

 

            В отличие от отдельных федеральных государственных образовательных стандартов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования, для подготовки послевузовского профессионального образования по всем специальностям научных работников является единственный документ - Федеральные государственные требования к программам аспирантуры, утвержденные приказом Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. № 1365.

Эти требования включают 3 обязательные дисциплины: 2 общие для всех – История и философия науки и Иностранный язык, и 1 специальную дисциплину отрасли науки и научной специальности. При этом в Министерстве имеются примерные программы дисциплин, практически реализуемые всеми вузами и научными организациями, готовящими аспирантов.

Номенклатура специальностей (гражданских) научных работников, по которым присуждается ученая степень, утвержденная приказом Минобрнауки России (в редакции 10 января. 2012 г.), содержит около 500 наименований, объединенных в 21 группу специальностей, отрасли науки и 3 «укрупненные» отрасли наук.

Распоряжением Правительства от 3 ноября 2011 г. № 1944 утвержден Перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных  учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих  приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, нормативные затраты  которых (123,3 тыс. рублей) больше «обычных» (80,2 тыс. рублей).

Этот перечень содержит 79 специальностей, в основном технических и физико-математических, но не фундаментальных научных, в том числе и специальности по астрономии.

Другим приказом Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. № 2202 выделены 159 специальностей  научных работников с возможным сроком обучения в аспирантуре в очной форме 4 года, а право решения на эти 4 года предоставлено руководителям образовательных учреждений и научных организаций.

В этот перечень, например, по группе 4-х специальностей 01.03.00 «Астрономия», вошла только одна специальность научных работников – «Астрофизика и звездная астрономия».

Положительным моментом для аспирантуры оказался 2012 год, когда  Минобрнауки России приказом от 24 августа № 654 были назначены стипендии аспирантов в размере 6 тыс. рублей по основному количеству  (346) специальностей научных работников, в том числе и по всем 4 специальностям «Астрономия».

По существу, и в советское время и в настоящее, основная деятельность аспирантов – научно-исследовательская, помимо  небольшой лекционной учебной нагрузки - иностранный язык и  философии, а цель – сдача кандидатских экзаменов и подготовка к защите на соискание ученой степени  кандидата наук.

            Поэтому формулировки многих специальностей научных работников по программам аспирантуры, являющейся пока послевузовским профессиональным образованием, отличаются от наименований направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

            В качестве примера даже в уникальной астрономии присутствуют отличия в ОКСО и в Номенклатуре специальностей (гражданских), научных работников:

 

Специализации специальности ВПО «Астрономия»

Специальности научных работников группы «Астрономия»

Астрофизика

Астрофизика и звездная астрономия

Астрометрия

Астрометрия и небесная механика

Небесная механика

Галактическая астрономия

Физика Солнца

Гравиметрия, геодезия и космическая навигация

Планетные исследования

 

            Таким образом, сейчас подготовка высшего профессионального образования реализуется по 292 направлениям подготовки и специальностям, а послевузовского  профессионального образования (аспирантуре) по 500 специальностям научных работников.

 

            2. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации

 

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации» разрабатывался, обсуждался, корректировался много лет, начиная с его идеи в качестве «Образовательного Кодекса» в начале 2000 –х годов, и в итоге был подписан Президентом 29 декабря 2012 года под номером 273-ФЗ.

Основные положения этого закона вступают в силу с 1 сентября этого года, что привело Минобрнауки России к необходимости придумывать большое количество нормативных правовых актов уровня указов Президента, постановлений Правительства  Российской Федерации, приказов Министерства, в том числе и в части нового перечня направлений подготовки (специальностей) высшего образования, включая  грядущую аспирантуру – всего 143 документа, обозначенных в плане Министерства (приказ от 24 января 2013 г. № 42).

            В отношении аспирантуры важным принципиальным нововведением этого закона является перевод аспирантуру в уровень высшего образования:

Гл.2, ст. 10, 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:…

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Гл.2, ст.12, 3. К основным образовательным программам относятся:…

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

Гл.2, ст.11, 8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

            Одним из важнейших документов в упомянутом приказе Минобрнауки России от 24 января 2013 г. № 42, является новые перечни направлений подготовки, специальностей высшего образования.

Следует обратить внимание на идеологию реформаторов нашего отечественного образования по модернизации направлений подготовки, специальностей высшего образования. Основные позиции этой идеологии заключаются в:

- продолжение «европеизации» образования России;

- минимизация количеств направлений подготовки и, в основном, специальностей ВО;

- соответствие формулировок направлений подготовки во всех 3-х уровнях ВО – бакалавриат, специалитет и магистратура, аспирантура.

Организатором проекта новых перечней является Ребрин Олег Иринархович –руководитель рабочей группы Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России,  заместитель проректора по учебной работе Уральского федерального университета.

Для продолжение «европеизации» отечественного образования в проекте новых перечней использованы документы:

Международная система классификации образования МСКО (под управлением ООН) в версии 2011 года;

Классификация областей науки и техники FOS Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) версия 2007 года;

действующие отечественные перечни направлений подготовки, специальностей ВПО и номенклатура специальностей научных работников.

В областях образования за основной ориентир взять 6 широких областей наук и технологий из классификатора FOS, добавить область «Образование и педагогические науки», являющейся первой в МСКО и добавить 2 области «Культура и искусство» и «Военное дело и военные науки».

Всего 9 областей образования.

Сформировать единые Укрупненные группы на основе укрупненных групп наук и технологий из классификатора FOS, добавив в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» несколько Укрупненных групп (с учетом приоритетных областей развития науки и технологий) и 2 Укрупненные группы в область «Социально-экономические и общественные науки» («Сервис и туризм» и «Физическая культура и спорт») - всего 51-52 Укрупненные группы.

Все действующие направления подготовки бакалавров, магистров и специальности высшего образования распределить по новым Укрупненным группам таким образом, чтобы в одну группу попадали образовательные программы, имеющие общее содержательное (предметное) ядро и схожие условия реализации (материально-технические, кадровые и др.). Это будет соответствовать  аккредитации образовательных программ по Укрупненным группам, предусмотренной новым законодательством.

Направление подготовки кадров высшей квалификации по программам  аспирантуры в каждой Укрупненной группе определить как одно с формулировкой этой Укрупненной группы. При этом, возможно, что по ряду Укрупненных групп, где «переходник» не обнаружит соответствующих специальностей научных работников, направление подготовки в аспирантуре открывать не целесообразно.

По итогам одобрения этих предложений Ассоциацией ведущих университетов России (создана в 2010 году по инициативе ректора Санкт-Петербургского государственного университета Николая Кропачева, ставшего Председателем совета этой Ассоциации, информация об Ассоциации на сайте СПбГУ http://www.spbu.ru/news/major/?read_news_id=3054) и Советом Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам в июле этого года был разработан проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», включающий новые перечни направлений подготовки бакалавриата, магистратуры, специальностей высшего образования и направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также в адъюнктуре (военная деятельность), по программам ординатуры (медицинская деятельность), в ассистентуре-стажировке (искусство). Текст этого проекта приказа можно найти на странице http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/proekt%20doc/per.pdf.

            Этот проект приказа содержит 9 областей образования, 51 укрупненную группу и соответствующее количество направлений подготовки и специальностей высшего образования:

 

Название области образования

К-во УГ

К-во напр. (бакалавр/ магистр)

К-во

спец.

К-во аспир.

Математические и естественные науки

6

24/21

6

6

Инженерное дело, технологии и технические науки

23

74/80

65

20

Здравоохранение и медицинские науки

5

5/5

9

6

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

2

12/11

1

3

Науки об обществе

7

26/28

7

6

Образование и педагогические науки

1

5/4

1

1

Гуманитарные науки

3

11/11

1

3

Искусство и культура

3

25/22

62

2

Военное дело и военные науки (военное образование)

1

0/12

6

1

Всего:

51